ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-1523/2021 от 14.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0025-01-2021-001341-96

Судья: Левченко П.А. Дело №7.1-1523/2021

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Маримов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов министерства финансов Ростовской области ФИО1 на постановление судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя Главы Администрации Багаевского района Ростовской области по социальным и экономическим вопросам ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 15 июля 2021 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителя Главы Администрации Багаевского района Ростовской области по социальным и экономическим вопросам ФИО2 на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, заместитель Губернатора Ростовской области – министр финансов министерства финансов Ростовской области ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления судьи районного суда, выражая несогласие с выводами суда об отсутствии в действиях должностного лица - ФИО2 состава вмененного ему административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в действиях ФИО2 подтверждается собранными по делу доказательствами, полагает, что судом не были исследованы все имеющие значение для дела доказательства. Подателем жалобы заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного постановления.

Представитель министерства финансов Ростовской области, действующий по доверенности ФИО3, в судебное заседание в областном суде явилась, доводы жалобы и ходатайство поддержала в полном объеме, просила ходатайство и жалобу удовлетворить.

В судебное заседание ФИО2 не явился, судебное извещение возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения», при таком положении считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

ФИО2 представлены в Ростовский областной суд письменные возражения на жалобу, в которых он просит оставить жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного постановления от 15 июля 2021 года, нахожу, что срок на подачу жалобы не пропущен, учитывая изложенные в ходатайстве доводы в подтверждение даты получения копии обжалуемого постановления.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на жалобу, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов административного дела усматривается, что 15 июня 2021 года в отношении заместителя Главы Администрации Багаевского района Ростовской области по социальным и экономическим вопросам ФИО2 уполномоченным должностным лицом министерства финансов Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Из протокола следует, что на основании приказа министерства финансов Ростовской области от 14.04.2021г. № 70 в период с 19.04.2021г. по 14.05.2021г. проведена плановая выездная проверка Администрации Багаевского района Ростовской области по вопросам соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, выполнения обязательств по соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

При этом, в целях реализации мероприятий подпрограммы «Развитие культуры» государственной программы «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018г. № 653 между министерством культуры Ростовской области и Администрацией Багаевского района было заключено соглашение от 21.03.2020г. № 60605000-1-2020-008 о предоставлении из областного бюджета субсидии для софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы».

В соответствии с разд. 2 указанного Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Багаевского района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2020г. 3594 100,0 рублей, в том числе размер субсидии, предоставленной из бюджета Ростовской области бюджету Багаевского района, составил 3 594 100,00 рублей (за счет средств федерального бюджета - 3 126 800,0 рублей), из средств бюджетов сельских поселений предусмотрено 18 000,00 рублей, в том числе из средств Ажиновского сельского поселения - 9 000,00 рублей, Елкинского сельского поселения - 6 000,00 рублей, Манычского сельского поселения - 3 000,00 рублей.

В рамках реализации Соглашения от 21.03.2020г. заключены соглашения на предоставление межбюджетных трансфертов в рамках подпрограммы «Развитие культуры Багаевского района» муниципальной программы Багаевского района «Развитие культуры и туризма в Багаевском районе» между: Администрацией Багаевского района и Администрацией Ажиновского сельского поселения от 24.04.2020 № 1 «О предоставлении в 2020 межбюджетного трансферта для софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019- 2024 годы», в соответствии с которым поселению предоставлен межбюджетный трансферт в сумме 1 797 000,0 рублей; Администрацией Багаевского района и Администрацией Елкинского сельского поселения от 24.04.2020 № 2 «О предоставлении в 2020 межбюджетного трансферта для софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019- 2024 годы», в соответствии с которым поселению предоставлен межбюджетный трансферт в сумме 1 198 100,0 рублей.

Во исполнение соглашения от 24.04.2020 № 1 между Администрацией
Ажиновского сельского поселения и ООО «Югстрой» был заключен муниципальный контракт от 25.06.2020 № 2020.0158300017320000001 на выполнение работ «Капитальный ремонт обелиска в память о погибших» по адресу: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО4, ул. Школьная, 28 «а» на сумму 547668,11 рублей (с учетом дополнительных соглашений).

Сроки выполнения работ согласно до 15.08.2020. Выполнение работ подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 26.10.2020 №№ 1-3, справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 26.10.2020 № 1. Оплата произведена платежными поручениями от 27.10.2020 № 60461, от 02.11.2020 № 156472 и от 08.12.2020 № 26237 на общую сумму 547 668,11 рублей.

Нарушение сроков исполнения контракта составило 72 календарных дня. Администрацией Ажиновского сельского поселения проведена претензионная работа (письмо от 28.10.2020 № 663), в результате которой подрядной организацией ООО «Югстрой» платежным поручением от 30.10.2020 № 637 в полном объеме оплачена пеня в сумме 4 655,18 рублей.

В ходе выборочных контрольных обмеров выполненных работ по капитальному ремонту обелиска согласно актам о приемке выполненных работ от 26.10.2020г. установлен факт принятия и оплаты не выполненных работ и отсутствующих материалов при устройстве покрытий из тротуарной плитки (взамен плитки фигурной тротуарной, цветной толщиной 80 мм уложена плитка прямоугольная серая) в объеме 3,6 м2 на сумму 4 556,27 рублей.

В результате Администрацией Багаевского района в 2020 году нарушены порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленные пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС и пунктом 8 приложения № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 в связи с выявленными фактами расходования бюджетных средств в сумме 4 556,27 рублей на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни при осуществлении капитального ремонта обелиска по адресу: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО4, ул. Школьная, 28 «а».

Во исполнение соглашения от 24.04.2020 № 1 между Администрацией
Ажиновского сельского поселения и ООО «БРЕНДСЕРВИС» заключен муниципальный контракт от 30.06.2020 № 2020.0158300017320000003 на выполнение работ «Капитальный ремонт памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны» по адресу: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО4, ул. Заярного, 20-6» на сумму 577 142,20 рублей.

Сроки выполнения работ согласно п. 3.1 контракта до 25.08.2020.

Выполнение работ подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 25.08.2020 №№ 1, 2 справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 25.08.2020 № 1, оплатой платежными поручениями от 07.09.2020 № 89484 и от 07.10.2020 № 358627 на общую сумму 577 142,20 рублей.

В ходе выборочных контрольных обмеров выполненных работ по капитальному ремонту обелиска установлен факт принятия и оплаты не выполненных работ и отсутствующих материалов при устройстве покрытий из тротуарной плитки (взамен плитки фигурной тротуарной, серой толщиной 60 мм уложена плитка прямоугольная серая) в объеме 59,0 м2 на сумму 62 212,11 рублей.

Указанные виды работ и материалов приняты согласно акту о приемке выполненных работ от 25.08.2020 №1, и согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 25.08.2020 №1 оплачены платежным поручением от 07.10.2020 № 358627.

В результате Администрацией Багаевского района в 2020 году нарушены порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленные пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС и пунктом 8 приложения № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 в связи с выявленными фактами расходования бюджетных средств в сумме 62 212,11 рублей на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни при осуществлении капитального ремонта памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО4, ул. Заярного, 20-6.

Во исполнение соглашения от 24.04.2020 № 2 между Администрацией Елкинского сельского поселения и ООО «Тендер» заключен муниципальный контракт от 08.06.2020 № 2020.0158300040120000004 на выполнение работ: «Капитальный ремонт памятника погибшим воинам» по адресу: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО5, ул. Школьная, 15» на сумму 456 650,06 рублей (с учетом дополнительных соглашений).

Сроки выполнения работ согласно п. 3.1 контракта от 08.06.2020 до 15.08.2020. Выполнение работ подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 15.08.2020 №№ 1,2, справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 15.08.2020 № 1, 3, оплатой работ платежными поручениями от 25.08.2020 № 592933, от 29.10.2020 № 112430 и от 10.12.2020 № 107678 на общую сумму 456 650,06 рублей.

В ходе выборочных контрольных обмеров выполненных работ по капитальному ремонту памятника установлен факт принятия и оплаты не выполненных работ и отсутствующих материалов при устройстве покрытий из тротуарной плитки (взамен плитки фигурной тротуарной, цветной толщиной 60 мм и плитки фигурной тротуарной, серой толщиной 60 мм уложена плитка прямоугольная серая) в объеме 100,0 м2 на сумму 119 093,78 рублей.

В результате Администрацией Багаевского района в 2020 году нарушены порядок и условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленные пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС и пунктом 8 приложения № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 в связи с выявленными фактами расходования бюджетных средств в сумме 119 093,78 рублей на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни при осуществлении капитального ремонта памятника погибшим воинам по адресу: Ростовская область, Багаевский район, х. ФИО5, ул. Школьная, 15.

Указанные нарушения отражены в акте плановой выездной проверки Администрации Багаевского района от 03.06.2021г., возражения по которому у Администрации Багаевского района отсутствуют (вх. от 09.06.2021 № 64/2689).

Вышеуказанные мероприятия проведены в рамках подпрограммы «Развитие культуры Багаевского района» муниципальной программы Багаевского района «Развитие культуры и туризма в Багаевском районе».

Муниципальная программа Багаевского района «Развитие культуры и туризма в Багаевском районе» утверждена постановлением Администрации Багаевского района от 25.12.2018 № 1257.

Согласно пункту 4 постановления Администрации Багаевского района от 25.12.2018г. № 1257 контроль за исполнением данного постановления был возложен на заместителя Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам ФИО2

Кроме того, распоряжением Администрации Багаевского района от 08.08.2017г. № 240 утверждено распределение обязанностей между Главой Администрации Багаевского района и его заместителями, согласно указанному распоряжению заместитель Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам: ведет вопросы, в том числе вопросы культуры; организует работу и несет ответственность в рамках функциональных обязанностей по курируемым направлениям за осуществлением контроля за использованием бюджетных средств, реализацией региональных и районных программ по направлениям деятельности.

Согласно распоряжению Администрации Багаевского района от 25.03.2020 № 64-«к» ФИО2 был принят на должность заместителя Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам, с ним заключен трудовой договор от 25.03.2020г., до 25.03.2020г. ФИО2 также замещал указанную должность.

С учетом изложенного, административным органом установлен факт ненадлежащего исполнения должностным лицом - заместителем Главы Администрации Багаевского района ФИО2 своих должностных обязанностей, в части контроля за использованием бюджетных средств, а также в части невыполнения обязательств по обеспечению подписания актов выполненных работ и их предоставления главным распорядителям средств областного бюджета только после осуществления контроля по всем объектам и направлениям на соответствие фактическим объемам выполненных работ, нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов. Установлено расходование бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших фактах хозяйственной деятельности.

При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях заместителя Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении.

Принимая решение о прекращении производства по делу, судья районного суда исходил из того, что заместитель Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам ФИО2 не являлся получателем межбюджетных трансфертов в рамках Соглашения, им не подписывались документы в рамках Соглашения, муниципальные контракты, акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, следовательно, по мнению судьи, он не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Мотивируя данные выводы, судья районного суда указал, что из содержания заключенных соглашений между Администрацией Багаевского района и Администрациями Ажиновского, Елкинского сельских поселений, следует, что получателями денежных средств (межбюджетных трансфертов) являлись администрации указанных сельских поселений, которыми в целях реализации полученных межбюджетных трансфертов в дальнейшем были заключены муниципальные контракты с иными организациями. Реализация полученных денежных средств (межбюджетных трансфертов) производилась в рамках муниципальных контрактов Администрациями Ажиновского и Елкинского сельских поселений, главами которых, в дальнейшем, при окончании работ, производились подписание актов выполненных работ и справок об окончании строительства. Законченные объекты капитального строительства принимались на баланс указанными администрациями сельских поселений, которые находятся в собственности указанных органов местного самоуправления, что подтверждается выписками из ЕГРН. Кроме того, функции строительного контроля (экспертизы) заключались с организациями, имеющими допуск СРО, лицензии на осуществление проведения экспертизы в области строительства и отвечающих предъявленным требованиям, которые отвечали за надлежащее принятие выполненных работ в рамках осуществления муниципальных контрактов.

При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, в должностные обязанности ФИО6 не входило осуществление строительного контроля за выполнением работ, который возлагался на специализированные организации, с которыми администрациями сельских поселений были заключены муниципальные контракты.

Суммируя изложенное, судья районного суда, приведя в качестве правового обоснования положения ст. ст. 1.5, 2.4 КоАП РФ, указал на отсутствие в действиях ФИО2 состава вмененного ему административного правонарушения.

С указанными выводами судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

При этом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Судья вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности. Совершение данных действий в полной мере согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства.

Таким образом, в силу прямого указания в ст. 26.1 КоАП РФ судья обязан установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и по правилам ст. 26.11 КоАП РФ дать соответствующим доказательствам правовую оценку.

В то же время, постановляя решение и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - ФИО2, судья районного суда не учёл, что согласно ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются, в том числе, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), в том числе, является орган местного самоуправления, орган местной администрации.

Администрация Багаевского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Багаевский район» в структуру которой входит аппарат Администрации, который состоит, в том числе из Главы Администрации Багаевского района и его заместителей (ст. 30 Устава).

Администрацией Багаевского района с министерством культуры Ростовской области было заключено соглашение от 21.03.2020 № 60605000-1-2020-008 о предоставлении из областного бюджета субсидии для софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией федеральной целевой программы «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», которое подписано Главой Администрации Багаевского района ФИО7

Согласно соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета от 21.03.2020г. № 60605000-1-2020-008, получателем межбюджетных трансфертов является Администрация Багаевского района.

В соответствии с распоряжением Администрации Багаевского района от 08.08.2017 № 240 распределены обязанности между Главой и его заместителями, при этом контроль за исполнением мероприятия, связанного с реализацией федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы» возложен на заместителя Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам ФИО2

Администрация Багаевского района является участником бюджетного процесса, главным распорядителем бюджетных средств и получателем межбюджетных трансфертов из областного бюджета, осуществляющим исполнение и контроль исполнения местного бюджета, выделенных на указанные мероприятия, в лице должностного лица - заместителя Главы Администрации Багаевского района по социальным и экономическим вопросам ФИО2, соответственно, именно это должностное лицо несет ответственность за выполнение условий, определенных Областным законом от 26.12.2016 № 834-ЗС, в части обеспечения эффективного использования бюджетных средств, соблюдения получателем межбюджетной субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с должностными обязанностями, ФИО2 не должен допускать расходования бюджетных средств на основании документов (актов о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и платежных Поручений), содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, однако, им не был осуществлен контроль за использованием бюджетных средств, а также реализацией региональных и районных программ по направлениям деятельности, не обеспечен контроль за исполнением бюджета как главным распорядителем бюджетных средств, не обеспечен контроль расходования бюджетных средств на основании документов (актов о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и платежных поручений), содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, не обеспечено соблюдения получателем межбюджетной субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении на капитальный ремонт обелисков и памятников.

Указанному судья районного суда оценку не дал, тогда как перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми с точки зрения решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях лица состава вмененного правонарушения.

При таких обстоятельствах считаю, что судья районного суда преждевременно пришел к выводу об отсутствии в действиях заместителя Главы Администрации Багаевского района ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

При новом рассмотрении дела судье первой инстанции необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении в отношении заместителя Главы Администрации Багаевского района ФИО2 решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 15 июля 2021 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении заместителем Главы Администрации Багаевского района ФИО2 возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья: