ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-188 от 29.05.2013 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Исаев С.Н. Дело № 7.1-188

Р Е Ш Е Н И Е

29 мая 2013 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА [ФИО]6 на постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 марта 2013 года в отношении ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 марта 2013 года юридическое лицо – ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с указанным судебным постановлением, ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА подал жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта по основаниям нарушения норм административного законодательства.

В судебном заседании представитель ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» [ФИО]7 доводы жалобы поддержал.

Представитель Департамента ФС по надзору в сфере природопользования по ЮФО не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения, которые приобщены к материалам дела.

Изучив материалы дела, выслушав представителя юридического лица, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статьей 26 (часть 1) данного закона предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (часть 2 статьи 26 Закона "Об отходах производства и потребления").

Из материалов дела следует, что сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО в отношении ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА составлен протокола об административном правонарушении от 24.01.2013 г. по ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, основание которого послужило следующее. 20 декабря 2012 года в Таганрогский отдел по надзору на море поступила служебная записка заместителя начальника Департамента Росприроднадзора но ЮФО [ФИО]8. о том, что по состоянию на 19.12.2012 г. у ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА отсутствует лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1- 4 классов опасности и Обществу отказано в утверждении нормативов образования отходов" и лимитов на их размещение ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА».

В соответствии с Уставом основными видами деятельности ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА являются производство и реализация бесшовных и сварных труб и товаров народного потребления.

При осуществлении основной деятельности образуются отходы производства 1-5 классов опасности. ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» осуществляет также деятельность по обезвреживанию и размещению части образующихся отходов 3- 4 классов опасности на объектах размещения отходов.

ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА во исполнение требований ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2008 году был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия и нормативы образования отходов, и лимиты на их размещение. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия ежегодно образуются 89 видов отходов 1-5 класса опасности в количестве 317680.46 тонн.

Согласно проекту нормативов образования отходов ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» на территории предприятия имеется 101 площадка (место) накопления отходов, в том числе закрытых площадок с бетонным покрытием 3 1 шт.

ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА имеет на балансе три объекта размещения отходов: мусороотвал площадью 6.5га., хранилище железосодержащих отходов площадью 1га, шламонакопитель площадью 27.75 га.

Согласно справке ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» о количестве отходов, образованных, переданных на использование, утилизацию, размещение и размещенных предприятием в декабре 2012г. образовалось НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн отходов 1-5 класса опасности, использовано НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн, передано на утилизацию НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн, передано на размещение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн, размещено НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн.

Департаментом Росприроднадзора по ЮФО был рассмотрен Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

По результатам рассмотрения в представленном проекте был выявлен ряд замечаний, в связи с чем, Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» утвержден не был.

Вместе с тем, в период времени с 12.12.2012г. по 25.01.2013г. ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» осуществляло накопление и размещение отходов при отсутствии нормативов образования отходов 1 - IV класса опасности и лимитов на их размещение.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доводы ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» о том, что общество имеет документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, срок действия ПНООЛР установлен до 07.04.2013 г., не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» в 2008 году был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности предприятия и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Таким образом, общий срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение составляет 5 лет.

Однако, в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение опасных отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно п. 10 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. №703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности но сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно и. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. №50) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

При осуществлении основной деятельности, в процессе которой в соответствии с технологическими процессами образуются отходы производства 1-5 классов опасности, ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» осуществляет также деятельность по обезвреживанию и размещению части образующихся отходов 3-4 классов опасности на объектах размещения отходов.

При этом ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» имеет на балансе три объекта размещения отходов: мусороотвал, хранилище железосодержащих отходов, шламонакопитель.

В связи с чем, ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» была получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов от 11.12.2007г.

Согласно п. 30 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно с п. 4 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Одновременно, Приложением №1 к Положению о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. №255) установлен Перечень работ, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.

Лицензия №ОТ-29-000149(61) от 11.12.2007г., выданная ранее ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА была выдана на следующий вид деятельности: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению опасных отходов».

Наименование указанного вида деятельности было изменено законодательством, в настоящее время лицензированию подлежит вид деятельности - «деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности».

Кроме того, лицензия №ОТ-29-000149(61) от 11.12.2007г., выданная ранее ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА не содержит перечня работ, услуг, которые выполняются или оказываются в составе конкретных видов деятельности.

Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия №ОТ-29-000149(61) от 11.12.2007г., выданная ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА по истечении срока действия подлежала переоформлению в установленном законом порядке и только после переоформления действовала бы бессрочно.

Соответственно, срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» истек также 11.12.2012 г.

Доводы Общества о том, что завод производит лишь накопление отходов, которое не является лицензируемой деятельностью, в связи с чем, нет оснований для привлечения Общества к ответственности, также являются несостоятельными, поскольку противоречат материалам дела.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

При этом хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

При этом, объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов. Одновременно, накопление отходов ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет как временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Соответственно, ФЗ «Об отходах производства и потребления» не предусматривает накопление отходов на объектах размещения отходов, а устанавливает для накопления отходов отдельные места временного складирования отходов.

Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА предусмотрена 101 площадка (место) накопления отходов, в том числе закрытых площадок с бетонным покрытием - 31 шт.

При этом имеющиеся собственные объекты размещения отходов (мусороотвал площадью 6,5га, хранилище железосодержащих отходов площадью 1га, шламонакопитель площадью 27.75 га) для накопления отходов ни ПНООЛР, ни законодательством не предусмотрены.

Согласно Расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2012г. в 4 квартале 2012г. образовалось и было размещено в шлаконакоиителе отходов производства 4 класса опасности. При этом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН тонн было размещено сверхлимитно в связи с окончанием срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В связи с окончанием срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» была рассчитана общая сумма платы за сверхлимитное размещение отходов в 4 квартале 2012г. в размере 1949560,30 руб.

Указанная сумма была уплачена Обществом в полном объеме. Кроме того, согласно ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не ставится в зависимость от осуществления лицензируемой деятельности по обращению с отходами.

При таких обстоятельствах доводы ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА о наличии действующего проекта нормативов образования отходов являются несостоятельными.

Обстоятельства совершения административного правонарушения установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств.

Оценив в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с иными материалами дела, судья пришел к правильному выводу о допустимости, достоверности и достаточности доказательств и наличии вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Выводы судьи о виновности ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на оценке совокупности доказательств и являются правильными.

Обжалуемое судебное постановление соответствуют нормам административного законодательства, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Наказание ОАО ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Процессуальных нарушений, которые смогли бы повлиять на отмену вынесенного по делу постановления, судом, пересматривающим дело, не установлено.

Оснований для отмены судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА - без удовлетворения.

Судья