К Делу №7.1-18/2016
Р Е Ш Е Н И Е
п. Мостовской 04 апреля 2016 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Ермолова В.В.,
при секретаре Шабалиной И.Ю.,
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1,
лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 на постановление по делу об административному правонарушении мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района Краснодарского края от 25.01.2016 <...>,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района Краснодарского края от 25.01.2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ: «нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет » в отношении должностного лица - руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 ьевны, прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1, будучи несогласным с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от 25.01.2016 отменить и дело возвратить на новое рассмотрение.
Свою жалобу главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 обосновывает тем, что при вынесении постановления по делу, мировой судья не учел, что совершенное ФИО2 административное правонарушение выражалось как в форме действия (31.12.2013 года ею утверждена смета на 2014 год, показатели которой превысили доведенные лимиты бюджетных обязательств), так и в форме бездействия (в течение 2014 года, несмотря на неоднократно доводившиеся изменения в лимитах бюджетных обязательств, руководителем Учреждения не вносились соответствующие изменения в бюджетную смету). Проверкой Центра занятости, проведенной Контрольно-счетной палатой в период с 23 сентября по 19 октября 2015 года, установлено, что в нарушение п.2 ст.221 Бюджетного кодекса РФ, п.6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.11.2007 №112н (далее - Общие требования Минфина РФ), Центром занятости утверждены показатели бюджетной сметы на 2014 год в части расходов на реализацию отдельных программных мероприятий в области активной политики занятости населения, не соответствующие доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на сумму <...>.
Законодательные основы составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определены статьей 221 Бюджетного кодекса РФ, которая так и называется «Бюджетная смета».
Согласно п.2 ст.221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Согласно п.1 ст.221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение п.1 ст.221 Бюджетного кодекса РФ и общих требований Минфина РФ, департаментом труда и занятости населения Краснодарского края (далее - Департамент занятости) для всех находящихся в его ведении казенных учреждений - центров занятости населения приказом от 08.10.2010 № 681 определен Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет (далее - Порядок Департамента № 681).
В соответствии с п.3 Общих требований Минфина РФ составлением сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета, на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.
Согласно п.6 Общих требований Минфина РФ, смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.
Исходя из содержания пунктов 3, 6 Порядка Департамента № 681 обязанность утверждать бюджетную смету возложена Департаментом занятости на руководителя Учреждения.
Таким образом, из перечисленных нормативных требований следует, что бюджетная смета утверждается руководителем Центра занятости; бюджетная смета составляется Учреждением на основании доведенных до него в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств; утвержденные показатели бюджетной сметы Центра занятости не могут отличаться от доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с приказом министерства финансов Краснодарского края от 26.12.2012 №325 лимиты бюджетных обязательств доводятся получателям бюджетных средств (в том числе казенным учреждениям) расходными расписаниями главного распорядителя бюджетных средств. В соответствии с законом о краевом бюджете по отношении к Учреждению таковым является -Департамент занятости.
Проигнорировав вышеуказанные правовые нормы, руководитель Центра занятости утвердила показатели бюджетной сметы учреждения на 2014 год, не соответствующие доведенным до Учреждения лимитам бюджетных обязательств (показатели бюджетной сметы превысили доведенные лимиты на сумму 3 166,3 тыс. рублей).
В нарушение требований, установленных п. 11 Общих требований Минфина РФ, п. 7 Порядка Департамента №681, в течение 2014 и 2015 годов бюджетные сметы Центра занятости не велись (изменения в бюджетные сметы при получении изменений в лимиты бюджетных обязательств Учреждением не вносились).
Как указано в п.1 ст.221 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная смета казенного учреждения ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 11 Общих требований Минфина РФ, определено следующее: Ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, п.7 Порядка Департамента № 681 установлено, что внесение изменений в бюджетную смету производится на основании внесенных главным распорядителем бюджетных средств изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В соответствии с требованиями п. 2 ст.221 Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Системное толкование в их взаимосвязи приведенных правовых норм, регламентирующих порядок ведения бюджетной сметы казенным учреждением, позволяет прийти к выводу о необходимости внесения изменений в бюджетную смету учреждения в течение финансового года при всяком внесении изменений в доведенные главным распорядителем бюджетных средств до казенного учреждения лимиты бюджетных обязательств.
Однако Центром занятости в течение 2014 и 2015 годов, несмотря на неоднократно доводившиеся Департаментом занятости изменения в лимиты бюджетных обязательств изменения в бюджетные сметы не вносились. Так, в течение 2014 года и первого полугодия 2015 года в лимиты бюджетных обязательств Учреждения расходными расписаниями Департамента занятости было доведено 40 и 19 изменений соответственно.
Совершенное руководителем Учреждения административное правонарушение выражалось как в форме однократного ненадлежащего неисполнения должностных обязанностей (утверждение сметы, несоответствующей доведенным лимитам бюджетных обязательств), так и в форме длительного неисполнения должностных обязанностей (несмотря на неоднократно доводившиеся изменения в лимитах бюджетных обязательств. Руководителем не вносились соответствующие изменения в бюджетные сметы Учреждения, то есть в проверяемом периоде (с 01.01.2014 по 30.06.2015) ФИО2 допущено 59 Фактов бездействия.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: «Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей».
Исходя из приведенных правовых норм административное правонарушение, совершенное ФИО2, выразившееся в длительном непрекращающемся невыполнении должностных обязанностей (невнесение изменений в смету Учреждения - неведение бюджетной сметы), является длящимся. В связи с чем днем обнаружения административного правонарушения может считаться дата подписания акта проверки, в котором отражены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а именно 23 октября 2015 года.
С учетом положений частей 1, 2 статьи 4.5, части 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности за неведение бюджетной сметы в течение 2014 года и первого полугодия 2015 года истекает 23 октября 2017 года.
В соответствии с Уставом Центра занятости и трудовым договором на руководителя Центра занятости, Департаментом возложена обязанность, действуя от имени учреждения без доверенности, на принципе единоначалия, при исполнении должностных обязанностей соблюдать и обеспечивать своевременное выполнение требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, локальных нормативных актов работодателя, устава учреждения, в том числе при выполнении финансово-хозяйственных операций.
Обязанность казенных учреждений соблюдать единые правила и процедуры, в том числе в части ведения смет и принятия обязательств, является одним из основополагающих принципов бюджетной системы страны, который закреплен в ст.29 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На базовый характер принципов, установленных БК РФ, необходимость соблюдения единых требований указано и в Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Как следует из положений Постановления Конституционного суда РФ от 17.01.2013 № 1-П правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений, возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.
В целях установления в КоАП РФ ответственности за все виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе за нарушения казенными учреждениями порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ст. 15.15.7) федеральным законодателем сформулированы составы нарушений, усилена и введена Федеральным законом от 23.07.2013 №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» административная ответственность, способствующая реализации принципов соразмерности и неотвратимости наказания.
Предусматривая такую норму ответственности, федеральный законодатель, как представляется, исходил из необходимости совершенствования системы государственного и муниципального финансового контроля, необходимой для повышения качества управления общественными финансами, а также ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Поддержка высокого уровня бюджетной дисциплины должна осуществляться, в том числе, посредством усиления административных наказаний за нарушения бюджетного законодательства РФ, создавая у субъектов таких правоотношений стойкое убеждение в необходимости неукоснительного соблюдения бюджетных законоположений.
Указанные правонарушения не содержат признаков малозначительности, поскольку они посягают на установленный порядок в сфере бюджетных правоотношений. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании Руководителем Центра занятости требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении им своих публично-правовых обязанностей в данной сфере.
В судебном заседании должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении, главный инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 просил жалобу удовлетворить, доводы изложенные в жалобе поддержал.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, руководитель ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 в судебном заседании считала постановления законным и обоснованным, возражала против доводов жалобы главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просила в ее удовлетворении отказать в полном объеме.
Суд, выслушав должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении - главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2, изучив материалы дела, приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения жалобы главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района от 25.01.2016, о прекращено административного дела в отношении должностного лица - руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу од административному правонарушении выносится, в том числе и решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело в случаях существенно, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено в судебном заседании, государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» является некоммерческой организацией, юридическим лицом, находящемся в ведении Департамента труда и занятости населения Краснодарского края, осуществляет свою деятельность на основании Устава учреждения, утвержденного приказом Департамента труда и занятости населения Краснодарского края, согласно которому Центр занятости способствует обеспечению государственных гарантий в области трудовых отношений, охраны труда и занятости населения, защите трудовых прав граждан.
В соответствии с п.1.19 плана работ Контрольно-счетной палаты на 2015 год на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 01.07.2015 №50-р в рамках контрольного мероприятия «Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных в 2014 году и первом полугодии 2015 года департамент труда и занятости населения Краснодарского края на обсечение деятельности (оказание услуг) подведомственных государственных казенных учреждения Краснодарского края- центров занятости населения, в том числе, аудит в сфере закупок» контрольно-счетной палатой Краснодарского края в период с 23.09.2015 по 19.10.2015 проведена проверка государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района», о чем составлен акт проверки от 23.10.2015.
В ходе проведенной проверки установлены нарушения государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, в связи с чем, в отношении должностного лица - руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении от 24.11.2015 № 098-П/2015, согласно которому показатели бюджетной сметы на 2014 год, утвержденной руководителем Центра и Департамента 31.12.2013, в части расходов, предусмотренных Учреждению на реализацию мероприятий активной политики занятости населения, в том числе на оказание Учреждением государственных услуг, отклоняются от доведенных Центру расходным расписанием от 30.12.2013, лимитов бюджетных обязательства на те же цели. Бюджетная смета Учреждения по мероприятиям активной политики утверждена на сумму <...>, в то время как лимиты бюджетных обязательств на те же цели на дату утверждения сметы Учреждению не доведены. Таким образом, 31.12.2013 по адресу: <...> (точное время не установлено) в нарушение п.2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, п.6 Приказа Минфина РФ №112н, Центром занятости утверждены показатели бюджетной сметы Учреждения на 2014 год в части расходов на реализацию отдельных программных мероприятий в области активной политики занятости населения, не соответствующие доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на сумму <...>. Кроме того, согласно п. 11 Приказа Минфина РФ №112н ведение сметы- это внесение в нее изменений в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений. В соответствии с п.7 Порядка №681 внесение изменений в бюджетную смету производится на основании внесенных главным распорядителем бюджетных средств изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Изменения показателей бюджетной сметы составляются казенным учреждением по утвержденной Порядком № 681 форме и согласовываются с главным распорядителем средств краевого бюджета, т.е. с департаментом занятости. Проверкой установлено, что в проверяемом периоде в лимиты бюджетных обязательств, доведенные Учреждению расходными расписаниями на 2014 и 2015 годы, в течение финансового года Департаментом занятости неоднократно вносились изменения, которые также доводились до Учреждения (в 2014 – 40 изменений, в первом полугодии 2015 года -19 изменений). В нарушение требований, установленных п.11 Приказа Минфина РФ №112н, п.7 Порядка № 681, соответствующие изменения в бюджетные сметы на 2014 и 2015 годы в течение года Учреждением не вносились. Бюджетная смета на 2014 год была изменена Учреждением в самом конце года (29.12.2014) под фактически сложившиеся расходы учреждения.
Согласно ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцать тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершенным виновным лицом действий, направленных на несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет либо порядка учета бюджетных обязательств.
Тем самым ответственность по ст. 15.15.7 КоАП РФ наступает как за несоблюдение установленного действующим законодательством порядка составления и утверждения бюджетных смет, так и за несоблюдение установленного действующим законодательством порядка ведения бюджетных смет.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 24.11.2015 <...> в отношении должностного лица- руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 в нарушение требований, установленных п.11 Приказа Минфина РФ №112н, п.7 Порядка №681, соответствующие изменения бюджетные сметы на 2014 и 2015 годы в течение года Учреждением не вносились, бюджетная смета на 2014 год была изменена Учреждением 29.12.2014 под фактически сложившиеся расходы учреждения, в связи с чем в действиях ФИО2 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного по ст. 15.15.7 КоАП РФ.
Совершенное руководителем государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 административное правонарушение выражалось как в форме однократного ненадлежащего неисполнения должностных обязанностей, то есть утверждение сметы, несоответствующей доведенным лимитам бюджетных обязательств, так и в форме длительного неисполнения должностных обязанностей, несмотря на неоднократно доводившиеся изменения в лимитах бюджетных обязательств. Руководителем не вносились соответствующие изменения в бюджетные сметы Учреждения, в связи с чем в проверяемом периоде с 01.01.2014 по 30.06.2015 ФИО2 допущено 59 фактов бездействия.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: «Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей».
Таким образом, совершенное руководителем государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2, выразившееся в длительном непрекращающемся невыполнении должностных обязанностей, то есть невнесение изменений в смету Учреждения - неведение бюджетной сметы, является длящимся.
В связи с чем, день обнаружения административного правонарушения необходимо считать датой подписания акта проверки - 23 октября 2015 года, в котором отражены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
С учетом положений частей 1, 2 статьи 4.5, части 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица-руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 к административной ответственности за неведение бюджетной сметы в течение 2014 года и первого полугодия 2015 года истекает 23 октября 2017 года.
Мировым судьей необоснованно прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица-руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 по ст. 15.15.7 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Приведенное обстоятельство свидетельствует о существенном нарушении требований КоАП РФ и является основанием для отмены постановления мирового судьи судебного участка №178 Мотовского района Краснодарского края от 25.01.2016 и о направлении дела на новое рассмотрение судье.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО1, на постановление мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района Краснодарского края от 25.01.2016 № 5-2/2016 – удовлетворить.
Отменить постановление мирового судьи судебного участка №178 Мостовского района Краснодарского края от 25.01.2016 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица-руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 по ст.15.15.7 КоАП РФ на освнаонии п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности и направить дело об административном правонарушении в отношении должностного лица-руководителя государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Мостовского района» ФИО2 по ст. 15.15.7 КоАП РФ на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 178 Мостовского района Краснодарского края.
Председательствующий
судья В.В. Ермолов