К делу 7.1-1/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2016 года г. Кореновск
Кореновский рвйонный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Сай Н.В.,
при секретаре Стахановой Ю.Э.,
с участием представителя ООО « ВИС- МОС» ФИО1,
представителя межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности СКУ Ростехнадзора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ВИС - МОС» на постановление <...> от <...> заместителя начальника межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 о привлечении к административной ответственности ООО «ВИС - МОС» по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ВИС-МОС» обратился в суд с жалобой на постановление <...> от <...> заместителя начальника межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору ФИО3 о привлечении к административной ответственности ООО «СП ВИС - МОС» по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ, полагая, что в действиях ООО «ВИС-МОС» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ по следующим основаниям.
Между ЗАО «Стройтрансгаз» (ЗАО «СТГ») (Генподрядчик) и ООО «СП ВИС-МОС» (Субподрядчик) заключен договор субподряда № СТГ-1/14/СУБ05 от <...> в соответствии с которым Генподрядчик поручает, а субподрядчик принимает на себя работы по строительству переходов методом ННБ через <...> и <...>, на объекте: «Южно-Европейский газопровод, участок «Починки-Анапа», <...>
Работы субподрядчиком по договору производились в соответствии с проектной и рабочей документацией, обязанность по разработке, которых лежит на генподрядчике, а также в соответствии с условиями заключенного договора.
Для проведения работ по указанному объекту ОАО «Гипроспецгаз» (Проектировщик) был разработан проект строительства вышеуказанного объекта.
Проектная документация прошла государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России» Министерства регионального развития России и получила положительное заключение от <...><...>/ГГЭ-8431/02 (№ в реестре: 00-1-4-4497-13).
В составе проектной документации был разработан проект организации строительства (ПОС) «Строительство подводных переходов», определяющий основные положения по организации строительства переходов, входящего в состав указанного объекта.
В проектной документации и/или в ПОС не предусмотрено производство горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых или работ в подземных условиях (в том числе с привлечением людей к выполнению работ в подземных условиях).
Ни в протоколе, ни в оспариваемом постановлении Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору не указано, по каким основаниям объект строительства – устройство подводного перехода – относится к особо опасным производственным объектам.
В п. 1 ст. 2 Федерального закона от <...> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», четко указано, что относится к особо опасным производственным объектам: это объекты на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемых открытом способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях (п. 5 Приложения <...>). ООО «СП ВИС-МОС» вьшолняло работы по строительству переходов методом ННБ, которое не содержит в себе признаки ни одного из видов работ, указанных выше.
При этом, заинтересованное лицо вменяет в вину заявителю нарушение требований о промышленной безопасности, регламентированных ФЗ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 03-428-02, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от <...><...>). По мнению административного органа, выявлены следующие нарушения: отсутствует информация о маркшейдерской службе предприятия или привлеченной специализированной организации на проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений; отсутствует проект производства маркшейдерских работ, согласованный в установленном порядке; отсутствует проект наблюдательной станции за деформациями земной поверхности; не представлен отчет о наблюдениях за деформацией земной поверхности.
Вместе с тем, вышеуказанные Правила безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 03-428-02), нарушение которых вменяется в вину Заявителю, носят рекомендательный (добровольный) характер, так как по заключению Министерства юстиции РФ (письмо от <...><...>-ЮД) признаны не нуждающимися в государственной регистрации.
В силу ст. 16.1. п. 4. Федерального закона «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, положения п.4 ст. 16.1 Федерального закона от <...> Ш84-ФЗ «О техническом регулировании» допускают несоблюдение стандартов и (или) сводов правил, которые применяются на добровольной основе, только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. В противном случае требования технического регламента считаются не соблюденными.
ООО «СП ВИС-МОС» в своей деятельности по строительству переходов методом ННБ применяет Свод правил «Магистральные трубопроводы» (СП 86.13330, утвержден Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от <...><...>/пр).
Данный Свод правил не относит работы по строительству подводных переходов методом ННБ к горным работам и работам в подземных условиях.
Кроме этого, согласно письма Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> N 00-02-05/2054 «О стандартах СРО, разработанных НОСТРОЙ», следует, что Федеральный закон от <...> N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а затем внесенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установили порядок формирования саморегулируемых организаций (далее - СРО), осуществления их деятельности и установили их ответственность.
Основной целью саморегулируемых организаций является повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Для ее достижения саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают стандарты СРО и осуществляют контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.
В связи с внесением в Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты изменений и дополнений, устанавливающих новые требования в области градостроительной деятельности, в настоящее время нуждаются в дополнениях и переработках, удовлетворяющих современным требованиям, национальные стандарты и своды правил.
В соответствии с положениями ГрК РФ основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций, являются в том числе обсуждение и формирование предложений по вопросам государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также выработка стандартов саморегулируемых организаций, устанавливающий в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ.
Национальное объединение строителей в соответствии с решением 2-го Съезда и Совета НОСТРОЙ централизованно разрабатывает стандарты и рекомендации для дальнейшего использования в саморегулируемых организациях. В настоящее время разработаны и утверждены 84 стандарта НОСТРОЙ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.1 Федерального закона от <...> N 184-ФЗ «О техническом регулировании» допускается применение стандартов организаций для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.
Заявитель является членом Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство по строительству нефтегазовых объектов «Нефтегазстрой», имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (<...>-С-041), и в частности допуск на работы по строительству переходов методом горизонтально-направленного бурения.
Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 устанавливает требования к прокладке подземных инженерных коммуникаций методом горизонтально направленного бурения и применяется Заявителем.
При этом в настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на ряд стандартов и своды правил.
Данный Стандарт организации не относит работы по строительству подводных переходов методом ННБ к горным работам и работам в подземных условиях.
В силу изложенного деятельность Заявителя по строительству подводных переходов методом ННБ не попадает под регулирования ФЗ <...>, так он не осуществляет виды работ и деятельность, указанных в приложении <...> к ФЗ, и не является организацией, эксплуатирующий опасный производственный объект.
Первоначально настоящая жалоба была подана в Арбитражный суд <...> в установленные законом сроки, где дело было принято к рассмотрению за номером А72-10830/2015. Определением от 11.09.2015 (получено <...>) производство по делу было прекращено в связи с не подведомственностью. <...> настоящая жалоба была направлена в Октябрьский районный суд <...> – по месту нахождения органа, вынесшего обжалуемое постановление. <...> ООО «СП ВИС – МОС» получило определение судьи Октябрьского районного суда <...> от <...>, в котором говорится о неподсудности (территориальной) настоящей жалобы, ссылаясь на п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от <...><...> ( в ред. От <...>) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ». Учитывая изложенное, время рассмотрения жалобы Арбитражным судом <...>, а также время на подачу жалобы в Октябрьский районный суд <...>, ООО «СП ВИС-МОС» был пропущен срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Причину пропуска срока на обжалование постановления ООО «ВИС-МОС» полагает уважительной и просит ее восстановить, а оспариваемое постановление отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях ООО «ВИС-МОС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «ВИС-МОС» ФИО1, жалобу поддержал и просил ее удовлетворить, постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что согласно экспертному заключению от <...> ФГБУ науки Института горного дела Уральского отделения Российской Академии наук работы по строительству подводного перехода методом Н(Г)НБ через реку Журавка не являются горными работами и не относятся к опасным производственным объектам, и участием маркшейдерской службы для выполнения подводного перехода не требуется.
Письмо Факультета геологи горного и нефтегазового дела Южно-Российского государственного политехнического университета от <...><...>.04.-15 представляет собой не что иное, как сборник терминов и обозначений, выписанных из энциклопедий и нормативных актов о разработке недр, не имеющих прямого отношения к наклонно (горизонтально) направленному бурению, из которых делаются выводы не соответствующие действительности: так, например, на второй странице данного письма говорится о том, что при выполнении работ методом ГНБ применяются маркшейдерско-геодезические приборы и методики выполнения маркшейдерско-геодезических работ, и в связи с этим организация обязана иметь в своём составе маркшейдерскую службу.
Данное утверждение не соответствует действительности - при выполнении работ методом ГНБ, связанных со строительством переходов используются только геодезические приборы и методы.
Кроме того, ссылка в письме Факультета геологи горного и нефтегазового дела Южно-Российского государственного политехнического университета от <...> № <...> на необходимость получения лицензии при пользовании недрами при строительстве подземных переходов методом ГНБ в том числе на основании Постановления главы администрации <...> от <...><...> «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории <...>» является не полностью раскрытой информацией, не соответствующей позиции официального государственного органа в сфере управления недрами.
Так, письмом от <...> № ОК-03-31Л4447 Федеральное агентство по недропользованию в ответ на запрос ООО «СП ВИС-МОС» о необходимости получения лицензии на право пользования недрами для строительства подземных переходов газо - и нефтепродуктов сообщило, что данные подземные переходы через водные преграды представляют собой части единого производственного-технологического комплекса и не являются самостоятельными поземными сооружениям, для строительства и эксплуатации которых требуются получение лицензии на право пользования недрами.
Письмо Факультета геологии горного и нефтегазового дела Южно-Российского государственного политехнического университета от <...><...>.04.-15, подписанное деканом факультета и двумя профессорами, не является мнением научной организации, поскольку в соответствии с Положением, утвержденным ректором ЮРГТУ (НИИ) от <...> факультет является лишь обособленным учебно-научным и административным подразделением (указанное Положение получено с официального сайта университета по адресу в сети интернет <...>
Не являясь самостоятельным юридическим лицом, факультет лишен того объема прав и обязанностей, который присущи юридическому лицу, он не являясь самостоятельным субъектом гражданского права, и приобретает права только после делегирования ему полномочий.
Пунктом 3 «Основные виды деятельности факультета» Положения о подразделении от <...> Университет не делегировал собственному подразделению таких полномочий как представление официальных научных мнений и заключений в государственные органы, в том числе суд, иным юридическим лицам по запросам или собственной инициативе. Направляя письмо не относящемуся к настоящему делу юридическому лицу - ООО НИПИ «МарГео» - факультет превысил собственные полномочия, сообщил мнение, которое не является мнением университета, т.е. юридического лица, наделенного соответствующими полномочиями и правами. Таким образом, письмо Факультета геологи горного и нефтегазового дела Южно-Российского государственного политехнического университета от <...> от 08.04.-15 не может являться доказательством по данному делу, поскольку написано не полномочным обособленным подразделением, противоречит позиции государственного органа, содержит неполную и неточную информацию.
Письмо Ростехнадзора исх. <...> от <...> является ответом на запрос ООО «СП ВИС-МОС», исх. <...>-п от <...>, в котором подробно описывается ситуация с привлечением Общества к административной ответственности, и в том числе прикладываются документы по настоящему делу.
ООО «СП ВИС-МОС» не ставит в своем запросе вопрос о лицензировании, а акцентирует внимание на маркшейдерской службе и отнесения выполняемых работ к горным работам, и, как следствие, к опасным производственным объектам. Копия письма ООО «СП ВИС-МОС», исх. <...>-п от <...> и ответа Ростехнадзора исх. <...> от <...> прилагаются.
Заинтересованное лицо при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности не дало оценку Положительному заключению государственной экспертизы <...>/ГТЭ-8431/02, утв. <...>. Вместе с тем данное заключение в разделе Способ наклонно-направленного бурения не содержит информации о необходимости участия при проведении работ маркшейдерской службы.
Строительство переходов методом наклонно (горизонтально) направленного бурения не относятся к категории опасных производственных объектов, поскольку на объекте не получаются, не используются, не перерабатываются, не образуются, не хранятся, не транспортируются, не уничтожаются опасные вещества в период его капитального строительства и не предполагает ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а так же работ в подземных условиях.
Представитель межрегионального отдела по надзору горно-рудной промышленности СКУ Ростехнадзора Старчеус В,В. суду пояснил, что управление не согласно с заключением экспертизы производственной деятельности ООО «СП ВИС-МОС» по строительству подводного перехода методом наклонно (горизонтально)-направленного бурения через реку Журавка, проведенной экспертами федерального государственного бюджетного учреждения науки Института горного дела Уральского отделения Российской академии наук, разъяснение заместителя руководителя Ростехнадзора от <...><...> по следующим основаниям. Согласно раздела «Термины и определения» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (приказ Ростехнадзора <...> от <...>) горные работы - это комплекс работ, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок. По способу ведения различают открытые и подземные горные работы. Горная выработка - это сооружение в недрах земли или на ее поверхности, созданное в результате ведения горных работ и представляющее собой полость в массиве. При проходке скважины методом горизонтального направленного бурения выполняются процессы, которые непосредственно относятся к горным работам, а именно: бурение (проходка) скважины, расширение полости в массиве горных пород, извлечение грунта (горных пород), крепление выработки. По назначение данный способ близок к производству работ методом микротоннелирования, но по способу проходки горной выработки метод горизонтально-направленного бурения представляет большую опасность для окружающей среды, зданий и сооружений на земной поверхности, так как, в процессе выполнения работ при микротоннелировании горная выработка создается на всю площадь сечения и сразу же крепится бетонными кольцами, а в случае проходки методом горизонтально-направленного бурения площадь сечения выработки увеличивается постепенно, при этом выработка не крепится. В связи с этим возникает опасность просадки или провала земной поверхности над горной выработкой.
Такая позиция закреплена и в нормативной документации: п. 3.2 постановления Правительства Москвы от <...><...> «Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 6.01-03 «Бестраншейная прокладка коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов и реконструкция трубопроводов с применением специального оборудования» бестраншейная прокладка подземных коммуникаций на любой глубине заложения с применением специального оборудования является одним из видов горных работ. Объекты, на которых ведутся эти работы, в соответствии с Федеральным законом от <...> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся к опасным производственным объектам.
Такой же позиции придерживаются Управление горного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разъяснение от <...><...> и судебные инстанции постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от <...><...>АП- 6777/2015 по делу № А40-185006/14.
Горная энциклопедия дает следующие определения:
БУРОВАЯ СКВАЖИНА <...>.
По положению оси ствола и конфигурации буровые скважины разделяют на вертикальные, горизонтальные, наклонные; неразветвлённые, разветвлённые; одиночные и кустовые.
По назначению различают исследовательские, предназначенные для исследования земной коры, эксплуатационные - для разработки месторождений полезных ископаемых, строительные - для строительства различных сооружений (мостов, причалов, свайных фундаментов и оснований, подземных хранилищ для жидкостей и газов, водоводов), горнотехнические буровые скважины - для строительства и эксплуатации горных сооружений.
БУРЕНИЕ <...>.
Таким образом, горизонтально-направленное бурение неразрывно связано с процессами горных работ. По технологии горизонтально-направленного бурения вначале пробуривается наклонная скважина, которая затем последовательно расширяется до заданных размеров.
При проходке горной выработки методом горизонтально-направленного бурения выполняются работы по документированию проходки и заданию направления горной выработки в плане и по высоте. Данные работы относятся к маркшейдерским работам.
В соответствии с пунктом 4 постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...> «О лицензирование производства маркшейдерских работ» пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, ведение горной графической документации образуют состав лицензируемого вида деятельности. Поэтому организация, ведущая работы по строительству сооружения, должна иметь в своем составе маркшейдерскую службу или привлекать на договорной основе соответствующие маркшейдерские организации; имеющие лицензию на выполнение маркшейдерских работ. При этом геодезические организации, не имеющие лицензию на производство маркшейдерских работ, данные работы выполнять не могут.
Что касаемо разъяснения заместителя руководителя Ростехнадзора от <...><...>, ФИО2 пояснил следующее данное разъяснение было адресовано заявителю в части лицензирования на право пользования недрами и не содержит утверждений о том, что строительство переходов под естественными и искусственными препятствиями не является опасными производственными объектами по признаку ведения горных работ.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от <...><...> «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» срок регистрации опасного объекта установлен в течение 10 рабочих дней с момента начала его эксплуатации.
При строительстве переходов под естественными и искусственными препятствиями, опасный производственный участок идентифицируется как участок специального строительства и определяется в границах горного отвода, а моментом начала его эксплуатации (опасного производственного объекта) является начало производства горных работ.
Регистрацию опасного производственного объекта осуществляет организация его эксплуатирующая. В данном случае эксплуатирующей организацией является организация, непосредственно выполняющая горные работы, то есть осуществляющая эксплуатацию опасного производственного объекта в виде размещения объекта строительства в недрах земли.
Единые требования по безопасным условиям труда при строительстве подземных сооружений для организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности (кроме Министерства обороны Российской Федерации и Министерства топлива и энергетики Российской Федерации), включая иностранные организации и физические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для организаций, работающих за рубежом на строительстве подземных сооружений, выполняемых силами и под техническим руководством российских специалистов установлены в «Правилах безопасности при строительстве подземных сооружений» ПБ 03-428-02, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от <...><...>.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от <...><...>б-ФЗ лица, виновные в нарушении ПБ 03-428-02, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, представитель Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора ФИО4 полагал, что ООО «СП ВИС-МОС» было законно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ, просил суд отказать ООО «СП ВИС-МОС» в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, ФИО2 пояснил, что понятие горных работ, содержащееся в Своде Правил 91.13330-92, распространяется только на предприятия для добычи полезных ископаемых, поскольку этот Свод Правил действует только для таких предприятий и не относится к случаям использования недр не в целях, связанных с добычей полезных ископаемых. Понятие горных работ содержится к Правилах безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных приказом Ростехнадзора от <...><...> согласно определению в указанном приказе, горные работы- это комплекс работ по проведению и креплению горных выработок, горная выработка- это сооружение в недрах земли или на ее поверхности, созданное в результате ведения горных работ и представляющее собой полость в массиве. Исходя из этих понятий работы по прокладке трубы под рекой Журавка являются горными и относятся к опасным производственным объектам.
В Правилах НОСТРОЙ, на которые имеется ссылка в экспертном заключении от <...> в п. 12.1.1 указано, что работы по ГНБ следует выполнять с учетом требований ПБ 03-428-02 Правила безопасности при строительстве подземных сооружений». Следовательно, работы методом ННБ по ПБ 03-428-02 должны производиться при участии маркшейдерской службы. Он полагает, что поскольку при строительстве подземных сооружений используется специальное оборудование, работы по строительству подземных сооружений являются горными, так следует из вышеприведенных Правил <...>. Этим Правилами ГНБ (ННБ) и микротоннелирование отнесены к горным работам.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Представленными материалами подтверждается, что оспариваемое постановление в установленный законом срок было обжаловано ООО «ВИС-МОС» в Арбитражный суд <...>, жалоба принята к производству Арбитражного суда как поданная в срок, однако <...> производство по жалобе прекращено за не подведомственностью арбитражным судам. Далее в 10-дневный срок после получения копии постановления Арбитражного суда КК Обществом была подана настоящая жалоба в суд общей юрисдикции (<...> жалоба направлена в Октябрьский районный суд <...> по месту нахождения административного органа). Как видно из материалов дела, ООО «ВИС-МОС» в установленный срок приняло меры к обжалованию постановления от <...>, а пропуск срока на обжалование связан с подачей жалобы в суд не по подведомственности. Данные обстоятельства суд оценивает как уважительную причину пропуска срока на обжалование и полагает возможным восстановить его.
Частью второй статьи 8.10 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации указанное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Постановлением <...> – 114 - 06 от 17 июля <...>
<...>
В ООО «СП ВИС-МОС» отсутствует проект наблюдательной станции за деформациями земной поверхности, чем нарушены требования пунктов 10.4, 10.5, «Инструкции по производству геодезическо-маркшейдерских работ при строительстве коммунальных тоннелей и инженерных коммуникаций подземным способом» РД 07- 226-98.
ООО «СП ВИС-МОС» не предоставлен отчет о наблюдениях за деформациями земной поверхности, чем нарушены требования пункта 10.6 РД 07-226-98, а также не предоставлен акт передачи пунктов опорного обоснования, чем нарушены требования пункта 2.7 РД 07-226-98.
Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) юридического лица ООО «СП ВИС-МОС» признаков состава административного пушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ - невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ.
В целях установления факта относятся ли данные работы к горным, а так же к работам в поземных условиях, судом была назначена судебная экспертиза. Согласно заключению судебной экспертизы ОАО «Научного – технического центра по безопасности в промышленности» <...> от <...> работы по строительству подводного перехода методом наклонно (горизонтально) - направленного бурения через реку Журавка, выполненные на объекте: «Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод в объеме 63,0 млр.м3/год Южно-Европейский газопровод. Участок «Починка - Анапа», км. 1379-км. 1570,5» не относятся к горным работам, а также к работам в подземных условиях и соответственно данный вид работ не относится к опасным производственным работам.
Данный вид строительных работ регулируется Градостроительным законодательством. В соответствии с пунктом 22.5 Приказа Министерства регионального развития РФ от <...> N 624 «Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения» относятся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и выполняются в соответствии с допуском СРО к такому виду работ.
Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления административный орган не исследовал необходимый объем доказательств по делу об административном правонарушении и вынес постановление без учета перечисленных доказательств.
В постановлении по делу об административном правонарушении в вину ООО «ВИС-МОС» вменяется нарушение требований ст. 24 ФЗ «О недрах».
В соответствии с п.5 ч.5 ст. 24 Федерального закона «О недрах» основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются в том числе проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.
При вынесении постановления управление Ростехнадзора исходило из того, что работы по строительству перехода через реку Журавка методом наклонно ( горизонтального) -направленного бурения являются горными работами, а следовательно, при проведении горных работ согласно ст. 24 указанного федерального закона, п.п. 2.2.1 Правил Безопасности при строительстве подземных сооружений ПБ 03-428-02, п.п. 10.4,10.5 и 10.6 Инструкции по производству геодезическо-маркшейдерских работ при строительстве коммунальных тоннелей и инженерных коммуникаций подземным способом РД 07-226-98 необходимо участие маркшейдерской службы, которая у ООО «ВИС-МОС» отсутствует.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ составляет бездействие, выразившееся в невыполнении требований по проведению маркшейдерских работ.
При этом предполагается, что требования о проведении маркшейдерских работ должны устанавливаться законодательством.
Правила безопасности при строительстве подземных сооружений ПБ 03-428-02, нарушение которых вменяется в вину ООО «ВИС-МОС» устанавливают единые требования по безопасным условиям труда при строительстве подземных сооружений, при этом указанные Правила понятие подземного сооружения не содержат.
Не содержится и четкого понятия подземного сооружения и в других нормативно-правых актах.
Федеральный закон «О недрах» предусматривает строительство, эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и устанавливает плату за строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. При этом в целях взимания платы к подземным сооружениям указанный закон относит искусственные сооружения и кабели, и трубопроводы под водой (ст. 43). Этот же закон ( ст. 43) устанавливает ставки за пользование недрами, при этом ставки установлены за хранение нефти и газоконденсата и хранение природного газа и гелия при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Из системного толкования норм, закрепленных в Законе «О недрах» следует, что указанный закон к подземным сооружениям относит подземные хранилища жидких полезных ископаемых, а также подводные сооружения, трубопроводы и кабели.
Из ответа заместителя руководителя Ростехнадзора ФИО5 от <...> на запрос ООО «ВИС-МОС» следует, что подводные переходы через реку Бейсуг и Журавка входят в состав объекта капитального строительства «Участок Починки-Анапа Южно-Европейского газопровода. 2 этап (Восточный коридор). При этом подземные переходы газо- и нефтепроводов через естественные и искусственные препятствия представляют собой части единого производственно-технологического комплекса (магистральный трубопровод) и не являются самостоятельными подземными сооружениями. В данном письме также имеется разъяснение, что строительство переходов методом ННБ должно выполняться в соответствии со Сводом Правил «Магистральные трубопроводы СНИП Ш-42-80», утвержденного приказом Минстроя России от <...><...> /пр.
Из закона «О недрах», ответа Ростехнадзора от <...> следует, что подводные переход через реку Журавка не является подземным сооружением, следовательно, к строительству этого перехода неприменимы Правила безопасности при строительстве подземных сооружений ПБ 03-428-02, нарушение которых усмотрел в действиях ООО «ВИС-МОС» административный орган.
Согласно Приложению 1 к Федеральному закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» горные работы отнесены к опасным производственным объектам.
Понятие горных работ содержится в Своде Правил 91.133330.2012 «подземные горные выработки. Актуализированная редакция СНИП П-94-80», а также в Правилах безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных Приказом Ростехнадзора от <...><...>. Данные документы содержат сходные понятия горных работ как комплекса работ, связанных с выемкой горных пород из недр земли, проходкой, проведением и креплением горных выработок, по способу ведения различают открытые и подземные горные работы. Отличие определения состоит только в том, что в Своде правил в комплекс работ включено и поддержание горной выработки, а в Правилах безопасности - поддержание горной выработки и понятие горных работ не включено.
Учитывая что согласно Федеральному закону «О недрах», инструкции РД 07-603-03, ПБ 03-248-02 требования по проведению маркшейдерских работ относятся к горным работам и строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и в то же время строительство перехода под рекой Журавка методом ННБ к горным работам не относится, а переход самостоятельным подземным сооружением не является, в действиях ООО «ВИС-МОС» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ-невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ВИС-МОС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ и на основании п. 3 ч.1 ст. 30.7, п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ суд полагает необходимым производство по делу об административном правонарушении в отношении 000 «ВИС-МОС» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.10 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить ООО «ВИС-МОС» срок на обжалование постановления <...> от <...> заместителя начальника межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности Северо - Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору ФИО3 по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ в отношении ООО «ВИС-МОС».
Жалобу ООО «ВИС-МОС» на постановление <...> от <...> заместителя начальника межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору ФИО3 о привлечении к административной ответственности ООО «ВИС-МОС» по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ в отношении ООО «ВИС-МОС» удовлетворить.
Постановление <...> от <...> заместителя начальника межрегионального отдела по надзору в горнорудной промышленности Северо -Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору ФИО3 по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ в отношении ООО «ВИС-МОС» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях ООО «ВИС-МОС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.10 КоАП Ф.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья