К делу 7.1 –229/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кореновск 09 декабря 2019 года
Судья Кореновского районного суда Краснодарского края ФИО1, при секретаре судебного заседания Тесленко В.А.,
с участием: представителя заявителя юридического лица ООО «Петрохлеб-Кубань», по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Петрохлеб-Кубань» о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на постановление № № начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу от №. и признании незаконным и необоснованным постановление № № о привлечении ООО «Петрохлеб-Кубань» к административной ответственности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Петрохлеб-Кубань» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа, в доход государства в размере 250 000 рублей.
№ года представитель заявителя ООО «Петрохлеб-Кубань» обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит восстановить ему пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы на постановление №ДД.ММ.ГГГГ., а также, отменить постановление как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что его доверитель, получив копию обжалуемого постановления № ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Первомайский районный суд г.Краснодара с жалобой на это постановление.
Определением судьи Первомайского районного суда г.Краснодара от №. жалоба ООО «Петрохлеб-Кубань» была направлена по подсудности в Кореновский районный суд Краснодарского края. 13.09.2019г. постановлением судьи Кореновского районного суда, жалоба ООО «Петрохлеб-Кубань» была возвращена заявителю для устранения недостатков этой жалобы.
Копия постановления судьи Кореновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. была получена представителем ООО «Петрохлеб-Кубань» ДД.ММ.ГГГГ., жалоба с устраненными недостатками была вновь подана в Кореновский районный суд.
Считает, что пропуск срока для обращения в суд с данной жалобой был пропущен ООО «Петрохлеб-Кубань», по уважительной причине, поскольку, первоначальная жалоба на постановление №3, была подана в установленный законом процессуальный срок.
Просил суд постановление №№. отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях его доверителя состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что, в обжалуемом постановлении, в качестве доказательства вины ООО «Петрохлеб-Кубань», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ указаны административным органом: сообщение ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» № № года и приложена копия товарно-транспортной накладной (зерно) № № года, по которой, производилась выгрузка зерна.
В своем сообщении ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» не указывает, что ООО «Петрохлеб-Кубань» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, так как, не компетентно делать такие выводы. В товарно-транспортной накладной (зерно), также отсутствует информация о совершении ООО «Петрохлеб-Кубань», административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Согласно ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, сфера действия настоящего Федерального закона затрагивает отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог.
Таким образом, нарушением, наказание за которое предусмотрено статьей 12.21.1 КоАП РФ, является движение тяжеловесного транспортного средства, с превышением допустимой массы транспортного средства, по автомобильным дорогам. ООО «ЗТКТ» сообщает об автомобилях, брутто которых превысило 44 тонны, при выгрузке зерна, на территории самого ООО «ЗТКТ». Измерение веса автомобиля, происходило на территории ООО «ЗТКТ», которая не является автомобильной дорогой. Из данных представленных ООО «ЗТКТ», невозможно сделать однозначный вывод о наличии события административного правонарушения, выразившегося в движении тяжеловесного транспортного средства, с превышением допустимой массы транспортного средства, по автомобильным дорогам. Автоперевозчик, указанный в товарно-транспортной накладной, в телефонной беседе пояснил, что, начиная с середины июня 2019г., существует длительный простой в ожидании выгрузки на ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань». ООО «ЗТК Тамань» отбирает пробу с каждой автомашины, для определения качества зерна. В связи с этим, автомобили простаивают, выгрузка не осуществляется. Для сокращения простоев, перевозчик (водитель) осуществлял перегруз зерна, из нескольких автомашин, в одну автомашину, непосредственно на площадке ООО «ЗТК Тамань», перед прохождением визировки (отбора проб). После перегруза, автомобиль с превышением максимально допустимой массы, в 44 тонны, по автомодельным дорогам не двигался, а сразу, заезжал на выгрузку, на территорию ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань».
В товарно-транспортной накладной указано место погрузки, пос. Новоберезанский Кореновского района Краснодарского края. При движении из пос. Новоберезанский, на ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань», все автомобили двигались через пункт весового контроля, расположенный в районе г. Славянска на Кубани. Пункт весового контроля находится в ведении Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, и должен выявлять и немедленно пресекать факты, превышения допустимой массы транспортного средства, при движении по автомобильным дорогам. Начальник Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3, вынося обжалуемое постановление о привлечении ООО «Петрохлеб-Кубань» к административной ответственности, не привел доказательств, выявления на посту весового контроля превышения максимально допустимой массы транспортного средства, что подтверждает пояснения перевозчика о том, что автомобиль, указанный в постановлении, не двигался по дорогам общего пользования, с превышение допустимой массы транспортного средства.
Начальник Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, вынося обжалуемое постановление, руководствовался своими домыслами о том, что автомобиль, двигался по дороге с превышением допустимой массы, а не фактами, которые должны доказываться только относимыми и допустимыми доказательствами. Наличие события административного правонарушения, в виде движения тяжеловесного транспортного средства, по автомобильной дороге не подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а является предположением должностного лица. ООО «Петрохлеб-Кубань», не производило погрузку транспортного средства и не может нести ответственность по части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Фактически, погрузку зерна в грузовой автомобиль контролировали сотрудники ИП ФИО4, у которого ООО «Петрохлеб-Кубань» приобрело зерно. Просил суд удовлетворить их жалобу.
В судебном заседании представитель ООО «Петрохлеб-Кубань», доводы жалобы поддержал, просил восстановить его доверителю пропущенный срок на обжалование постановления № № поскольку он был пропущен по уважительной причине, пересылке жалобы из Первомайского районного суда в Кореновский районный суд по подсудности, отменить постановление об административном правонарушении № №, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя. В представленном суду письменном возражении на жалобу возражал против удовлетворения жалобы ООО «Петрохлеб-Кубань», ссылаясь на то, что ООО «Петрохлеб-Кубань» является грузоотправителем зерна. Полученная из ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» товаро-транспортная накладная о перевозке зерна из пос.Новоберезанский Кореновского района в ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань», подтверждает превышение предельного размера груза, грузоотправителем, является допустимым доказательством вины ООО «Петрохлеб-Кубань» в совершенном правонарушении.
Судья, выслушав доводы представителя заявителя ООО «Петрохлеб-Кубань», настаивавшего на удовлетворении жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, приходит к следующему.
В соответствие с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска на обжалование постановления, он может быть восстановлен судьей, по ходатайству лица, подающего жалобу.
Как было установлено в суде, заявителем, жалоба на обжалуемое постановление была принята в установленный законом срок, но передавалась по подсудности из Первомайского районного суда г.Краснодара в Кореновский районный суд, а также в связи с устранением недостатков этой жалобы, в связи с чем она была подана в суд только ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, судья признает уважительность причин пропуска заявителем срока, для обжалования постановления и считает необходимым восстановить его.
Решая вопрос по жалобе представителя заявителя на постановление должностного лица №ДД.ММ.ГГГГ., судья приходит к следующему.
На основании ст.24.1 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях, должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном, исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, юридическое лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело, в полном объеме.
Как было установлено в суде, ООО «Петрохлеб-Кубань» было привлечено к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ – осуществлении погрузки груза превышающую допустимую массу транспортного средства и допустимую нагрузку на ось транспортного средства и его перевозку, по автомобильным дорогам.
Исходя из положений статей 24.1, п.3 ст. 26.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КОАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки, на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки, на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) тяжеловесным признается тяжеловесное транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены соответственно приложением N 1 и приложением N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 5 данных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 12) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
Пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Как следует из положений части 15 статьи 31 Федерального закона от 08.11. 2007 г. N 257-ФЗ и частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как было установлено в суде и следует из материалов дела, <адрес> было допущено превышение допустимой массы транспортного средства.
Из товарно-транспортной накладной (зерно) №080136 от 02.07.2019 года следует, что на момент принятия груза грузополучателем, которым является «Зерновой Терминальный комплекс Тамань», масса брутто составила 70 300 кг, нетто 51 180 кг.
Согласно товарно-транспортной накладной (зерно) №ДД.ММ.ГГГГ года, грузоотправителем является юридическое лицо ООО «Петрохлеб-Кубань».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №ДД.ММ.ГГГГ ООО «Петрохлеб-Кубань» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 250 000 рублей.
Согласно транспортной накладной от 02.07.2019 № 080136 погрузку груза (зерно) в указанное транспортное средство осуществляло ООО «Петрохлеб-Кубань» (грузоотправитель).
При этом, как следует из имеющейся в материалах дела копии договора организации погрузки и выгрузки № ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ИП ФИО4 (исполнитель) и ООО «Петрохлеб-Кубань», исполнитель, обязался от своего имени на основании заданий клиента выполнять определенные договором услуги, по организации погрузочных и (или) разгрузочных работ необходимых для перевозки (выгрузки) грузов клиента, а клиент обязался уплатить вознаграждение исполнителю за оказание вышеуказанных услуг в порядке и сроки установленные договором.
Так, согласно п.п. 2.1.1. – 2.1.8. указанного договора, исполнитель обязуется на основании полученных полномочий от клиента (полученной доверенности) принимать товар клиента от третьих лиц (поставщиков клиента, хранителей клиента) с правом подписи товарных накладных (УПД) за клиента; организовать погрузочные работы для перевозки грузов клиента, контролировать погрузку грузов клиента, оформлять необходимую документацию, вести оперативный учет грузов; проверять правильность погрузки груза, об обнаруженных недостатка незамедлительно сообщать клиенту и приостановить погрузку транспортного средства до урегулирования возникших разногласий; предъявлять грузы клиента от имени клиента к перевозке, заполнять товарно-транспортные накладные и передавать их перевозчикам в соответствии с указаниями клиента; на основании полученных полномочий от клиента (полученной доверенности) принимать грузы клиента от третьих лиц (перевозчиков, поставщиков клиента) в месте выгрузки с правом подписи товарно-транспортных накладных; организовать разгрузочные работы, контролировать выгрузку грузов; на основании полученных полномочий от клиента (полученной доверенности) передавать другим лицам принятые от третьих лиц грузы клиента в соответствии с инструкциями последнего.
Согласно п.8.2. указанного договора, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств по нему. Срок оказания услуг по настоящему договору – до ДД.ММ.ГГГГ года. Срок оказания услуг по договору автоматически продлевается на один календарный год, если за 30 календарных дней до окончания его действия не поступит уведомление от одной из сторон о его прекращении.
Материалами дела установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ года по факту описанного нарушения должностным лицом – начальником Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ООО "Петрохлеб-Кубань" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № ДД.ММ.ГГГГ ООО «Петрохлеб-Кубань» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Вместе с тем, состоявшийся по делу акт, судья не может признать законным.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 данного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта этот орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Согласно подпункту 5.5.2 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой и габаритный контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в области автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Положение о данном территориальном органе (далее - Положение о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора) утверждено приказом Ространснадзора от 1 февраля 2013 г. N АК-140фс.
Согласно подпунктам "в", "ж" пункта 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре федеральный государственный транспортный надзор включает в себя государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего и федерального значения.
Пунктом 4 этого Положения установлено, что должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора, вправе: производить осмотр транспортных средств, их обследование, а также необходимые измерения и другие мероприятия по контролю; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
В силу пункта 8 означенного Положения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора, в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе: при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта требований, предусмотренных правилами перевозки грузов; при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения требований к весовым и габаритным параметрам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального значения, а также габаритных параметров автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в том числе в области автомобильного транспорта (государственные транспортные инспекторы) определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
В соответствии с пунктом 3 данного Положения государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в частности, на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве, в том числе:
- правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
- требований к сохранности автомобильных дорог общего и федерального значения.
Согласно подпунктам "л", "о" пункта 4 названного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по весовому контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора данный территориальный орган в случае и в порядке, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную связанную с транспортным процессом деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
Согласно подпунктам 6.4.4, 6.4.11 пункта 6.4 названного Положения указанный территориальный орган осуществляет в установленном порядке, весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, в пунктах весового контроля, производство по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ространснадзора наделено полномочиями по осуществлению весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При этом весовой контроль осуществляется уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Минтранса России от 29.03.2018 N 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" (далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок).
В соответствии с данным Порядком весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий.
В силу пунктов 8-12 Порядка при осуществлении весогабаритного контроля на СПВГК и ППВГК проводятся следующие виды контроля в установленной последовательности: визуальный; инструментальный; документальный. Визуальный контроль осуществляется путем визуального выявления в транспортном потоке транспортного средства с возможным превышением весогабаритных параметров и направление такого транспортного средства к месту размещения СПВГК или ППВГК для измерения весовых и габаритных параметров осуществляется должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа.
К признакам возможного превышения весогабаритных параметров транспортного средства относятся: загрузка сверх бортов кузова или наличие наращенных бортов кузова; просадка узлов подвески; снижение динамических характеристик транспортного средства при движении; выступающий за габариты транспортного средства груз.
При наличии на СПВГК работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весогабаритных параметров транспортных средств, решение об остановке транспортного средства принимается на основании результатов проверки его весогабаритных параметров специальными техническими средствами. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа самостоятельно либо во взаимодействии с владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) проводится инструментальный контроль, включающий: измерение габаритов транспортного средства (длина, ширина и высота); измерение расстояний между осями; определение сближенных осей и (или) осевых групп; определение типа подвески (пневматическая или эквивалентная ей); определение скатности колес на каждой оси транспортного средства; измерение нагрузки на одиночную ось, сближенные оси и (или) осевые группы
В соответствии с п.21-25 Порядка по результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку). В акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются: номер, дата, время составления, наименование и адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа; принадлежность СПВГК или ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку; адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии); наименование, тип и серийный номер средства измерения, год выпуска, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), номер и срок действия свидетельства о поверке; марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа); тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд); владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством; должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения); грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений); характеристики груза (наименование, делимый/не делимый, масса и габариты) по транспортным документам; применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (т); применяемая величина осевой нагрузки и нагрузки на группы осей (т) с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях; применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (м); фактически зафиксированная величина массы, осевой нагрузки и нагрузки на группы осей транспортного средства или автопоезда с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях; фактически зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Госавтоинспекции);фактически зафиксированные особые условия движения; маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (в км).
В акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства в отношении допустимых весовых и габаритных параметров и особых условий движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку также, вносятся: номер, дата, период действия нормативного правового акта, устанавливающего допустимые нормативы по массам, осевым нагрузкам и габаритам транспортных средств для проезда по контролируемой автомобильной дороге или ее участку, в том числе в период действия временных ограничений движения; наименование владельца автомобильной дороги, значение (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная); идентификационный и учетный номер контролируемой автомобильной дороги или ее участка, ее наименование и протяженность с указанием километровых отметок; допустимая масса транспортного средства или автопоезда (т), разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС; допустимая осевая нагрузка и нагрузка на группы осей (т) в зависимости от установленных расстояний между осями (м), числа колес на осях (скатности) и наличия пневматической или эквивалентной ей подвески, разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС; допустимая длина, ширина и высота транспортного средства или автопоезда (м), в том числе длина прицепа в составе автопоезда, разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС; особые условия движения (погодные условия, состояние дорожного полотна и другие).
В акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства в отношении весовых и габаритных параметров, характеристик транспортного средства и условий движения, указанных в специальном разрешении на движение ТКТС, вносятся: номер специального разрешения на движение ТКТС, дата выдачи и срок его действия; наименование уполномоченного органа (организации), выдавшего специальное разрешение на движение ТКТС; вид перевозки (международная, межрегиональная, региональная, межмуниципальная, местная) по контролируемой автомобильной дороге или ее участку (федерального, регионального, межмуниципального, местного значения); разрешенный маршрут и направление движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку с указанием названия и учетного номера автомобильной дороги, километровых отметок начала, окончания и расстояния разрешенного маршрута движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку; количество разрешенных и использованных поездок в установленном направлении по разрешенному маршруту движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку; марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа); владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес и телефон); разрешенные характеристики груза (наименование, делимый или неделимый, масса и габариты); масса транспортного средства без груза (одиночного транспортного средства или автопоезда) в соответствии с документами на транспортное средство (т); разрешенная масса транспортного средства или автопоезда (т); разрешенная осевая нагрузка и нагрузка на группы осей (т) с указанием заявленных расстояний между осями (м) числа колес на осях (скатности); разрешенная длина, ширина и высота транспортного средства (м); разрешенный вид сопровождения (автомобиль Госавтоинспекции, автомобиль прикрытия); особые условия, установленные специальным разрешением на движение ТКТС.
Должностное лицо уполномоченного контрольно-надзорного органа обязано внести в раздел "Особые отметки контролирующих органов" специального разрешения на движение ТКТС сведения о проверке (место, дата, время, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, номер нагрудного знака сотрудника уполномоченного контрольно-надзорного органа).
В соответствии с п. 26 Порядка акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с указанными в нем сравнениями весовых и габаритных параметров, а также результатами выполнения иных установленных и разрешенных условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства и передается: должностному лицу уполномоченного контрольно-надзорного органа (в случае составления акта владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК); владельцу автомобильной дороги, на которой проводился контроль; водителю транспортного средства.
Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 193 (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 33 Порядка должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа по результатам инструментального, документального и визуального контроля, указанным в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в следующих случаях: при отсутствии у водителя транспортного средства специального разрешения на движение ТКТС; при выявлении факта превышения весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми или разрешенными весогабаритными параметрами и указании такого превышения в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ Порядка осуществления весового и габаритного контроля, а равно иных норм данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчиков, участвующих в автомобильной перевозке.
Вместе с тем, суд считает, что административный орган - Межрегиональный УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в качестве доказательства виновности ООО «Петрохлеб- Кубань», осуществлял свою деятельность по выявлению нарушений требований действующего законодательства в сфере перевозки грузов за пределами своего регламента, при этом, признал сообщение из ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань» и копию товаро-транспортной накладной, в которой указаны размеры перевозимого груза в качестве доказательства виновности ООО «Петрохлеб- Кубань» в совершении административного правонарушения, в то время как, ООО «Зерновой Терминальный комплекс Тамань», не является должностным органом, осуществляющим контроль за движением транспортных средств по автомобильным дорогам РФ и перевозимыми по ним грузами.
Сам административный орган Межрегиональный УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не предоставил суду доказательств, что транспортное средство - <адрес>., сотрудниками Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, были выявлены нарушения перевозки грузов грузоперевозчиками.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что товаро-транспортная накладная, в которой указано наличие размера перевозимого груза (брутто и нетто), принадлежащего ООО «Петрохлеб-Кубань», не может служить допустимым доказательством, подтверждающим наличие, в действиях ООО «Петрохлеб-Кубань» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах судья считает, что жалоба ООО «Петрохлеб - Кубань» подлежит удовлетворению, постановление начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № №., вынесенное в отношении ООО "Петрохлеб-Кубань", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по настоящему делу – прекращению, в связи с отсутствием в действиях ООО "Петрохлеб-Кубань" состава административного правонарушения..
Руководствуясь ст. 30.6. -30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Восстановить ООО «Петрохлеб-Кубань» пропущенный процессуальный срок, на подачу жалобы и обжалование постановления начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № № года о привлечении ООО «Петрохлеб-Кубань» к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу представителя ООО «Петрохлеб-Кубань» на постановление № 3 начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу от №. о привлечении ООО «Петрохлеб-Кубань» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление № ДД.ММ.ГГГГ начальника Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу от 20.08.2019г. о привлечении юридического лица ООО «Петрохлеб-Кубань» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Петрохлеб-Кубань» по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ – прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, через Кореновский районный суда, в течение 10 дней со дня вынесения решения суда.
Судья Кореновского районного суда ФИО1