ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-28/2015 от 13.04.2015 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

 Судья Ханина Л.В.                     Дело № 7.1-28/2015

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 РЕШЕНИЕ

 Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова Виолетта Анатольевна при секретаре Сухойкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании от 13 апреля 2015 года в г. Саранске Республики Мордовия жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусева Алексея Владимировича на постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 марта 2015 года,

 установил:

 постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 марта 2015 года старший государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

 Старший государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусев А.В. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление судьи, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить. Указал, что никакой проверки в отношении ООО ПКФ «<данные изъяты>» не проводилось, он осуществлял мероприятия в рамках производства по делу об административном правонарушении.

 В судебном заседании старший государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусев А.В. доводы жалобы поддержал, прокурор Рощин С.М. возразил относительно жалобы.

 Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, прихожу к следующему.

 Часть 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке. Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

 Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Рузаевской транспортной прокуратурой проведена проверка законности осуществления контрольно-надзорной деятельности должностными лицами Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

 Данной проверкой установлено, что старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусевым А.В. в период с 19 декабря 2014 года по 30 декабря 2014 года организованы и проведены внеплановые проверки ООО ПКФ «<данные изъяты>» без соответствующего распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки.

 В адрес Гусева А.В. поступило распоряжение начальника Приволжского управления государственного железнодорожного надзора от 19 декабря 2014 года № 1-5/139-Р «О привлечении должностных лиц предприятий железнодорожного комплекса к административной ответственности за нарушения безопасности движения» в целях осуществления контроля исполнения Федеральных законов Российской Федерации по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» о запросе материалов расследования по фактам допущенных и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и о привлечении должностных лиц предприятий железнодорожного комплекса к административной ответственности за нарушения безопасности движения, которое впоследствии было отменено.

 19 декабря 2014 года старший государственный инспектор Гусев А.В. направил запрос директору ООО ПКФ «<данные изъяты>» о предоставлении в срок до 29 декабря 2014 года документов по факту транспортного происшествия, произошедшего 12 декабря 2014 года <данные изъяты> Куйбышевской железной дороги в связи с остановкой поезда № 2257 по показанию прибора КТСМ-02 с последующей отцепкой 1 вагона с головы поезда по станции Кадошкино, указав об ответственности за не предоставление сведений.

 30 декабря 2014 года по результатам изучения полученных документов Гусевым А.В. установлена вина в действиях бригадира ООО ПКФ «<данные изъяты>» Соловьевой Л.В., в отношении которой был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении её к административной ответственности по части 6 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 марта 2015 года старший государственный инспектор отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

 Факт грубого нарушения старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусевым А.В. требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившегося в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя данного органа, при вышеуказанных обстоятельствах и, соответственно, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены достаточной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

 Оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, заявитель указывает о том, что никаких проверок в отношении ООО ПКФ «<данные изъяты>» не осуществлялось.

 Данное утверждение заявителя является несостоятельным.

 Согласно подпункту 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

 Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

 В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

 Анализируя указанные выше нормы права и исходя из установленных обстоятельств дела об административном правонарушении, судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что старшим государственным инспектором отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусевым А.В. грубо нарушены требования законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившиеся в проведении проверки без распоряжения или приказа.

 По смыслу вышеназванных положений закона направление должностным лицом запросов в адрес юридического лица о предоставлении документов возможно только в рамках проведения проверки, которая регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Поскольку уже сам факт истребования документов свидетельствует о начале проверки в отношении ООО ПКФ «<данные изъяты>», то при таких обстоятельствах действия старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусева А.В., подписавшего запрос без вынесения соответствующего распоряжения о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права вышеуказанного юридического лица, а также являются грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).

 Доводы жалобы о том, что он действовал в рамках производства по делу об административном правонарушении, ошибочны.

 Анализируя действия старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусева А.В., суд обоснованно пришел к выводу, что проводимые им действия содержат признаки проверки.

 Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится при наличии соответствующих оснований, в силу распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, после согласования с органом прокуратуры, а при данной проверке ООО ПКФ «<данные изъяты>» данные требования Гусевым А.В. обеспечены не были, он обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным судьей в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

 Административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей назначено Гусеву А.В. в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

 Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 решил:

 постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 5 марта 2015 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Гусева Алексея Владимировича - без удовлетворения.

 Судья Верховного Суда

 Республики Мордовия                         В.А. Ганченкова