61RS0009-01-2023-001008-35
Судья: Кислова Е.В. Дело № 7.1-293/2023
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Феникс Менеджмент» ... на постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс Менеджмент»,
установил:
Постановлением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 27 апреля 2023 года Общество с ограниченной ответственностью «Феникс Менеджмент» (далее – ООО «Феникс Менеджмент») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде в виде конфискации предметов административного правонарушения: лакокрасочные материалы в ассортименте в количестве 7880 литров, топливо судовое в количестве 1591 кг (1,591 т), рыночная стоимость которых составляет 4 905 347,04 рублей, находящиеся на теплоходе «...» на ответственном хранении у капитана теплохода «...» - ...
Не согласившись с вышеуказанным судебным постановлением, генеральный директор ООО «Феникс Менеджмент» ... подал жалобу в Ростовский областной суд, в которой просит постановление судьи районного суда отменить и возвратить дело судье на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ее автор ссылается на то, что лакокрасочные материалы в количестве 7880 литров подлежали исключению из числа предметов административного правонарушения, поскольку являются товарами для собственных нужд, приобретенными для проведения малярных работ и относятся к судовым запасным частям.
В судебном заседании защитник ООО «Феникс Менеджмент» Дорофеенко Д.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель Ростовской таможни ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 49 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «транспортные средства» - категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.
Согласно пп. 30 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС припасами являются товары, необходимые, в том числе, для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.
В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК ЕАЭС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями главы 39 ТК ЕАЭС, а в части, не регулированной указанной главой, в соответствии с порядком, установленным иными главами Таможенного кодекса.
Согласно п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.
Пунктом 1 ст. 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, в том числе, путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, при международной перевозке водным транспортом. перевозчик представляет, в том числе декларацию о судовых припасах.
В соответствии с п. 4 ст. 282 ТК ЕАЭС таможенное декларирование припасов, выгружаемых, перегружаемых, загружаемых на борта водных и воздушных судов, прибывших в таможенную территорию Союза или убывающих с такой таможенной территории Союза, осуществляется с использованием декларации на товары.
При таможенном декларировании припасов с использованием декларации на товары в качестве такой декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров.
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) в качестве стандартного документа перевозчика утверждена декларация о судовых припасах. В соответствии с п.2.4 Конвенции, декларация о судовых припасах является основным документом, требуемым государственными властями при приходе и отходе водного судна, содержащим сведения о судовых припасах.
Согласно п. 7 ст. 282 ТК ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия вправе определять особенности таможенного декларирования и совершения иных таможенных операций в отношении припасов.
В соответствии с пп. «б» п. 6 Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №290 от 25 декабря 2012 года), в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах, используемых в качестве таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, подлежат указанию, в том числе, сведения об их количестве, характеристиках и параметрах в основной, дополнительной и (или) иных, отличных от основной или дополнительной, единицах измерения.
Пунктом 8 ст. 281 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ООО «Феникс Менеджмент» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось то, что 13 октября 2022 года в месте прибытия теплохода «...» ООО «Феникс Менеджмент» не были задекларированы перемещаемые через таможенную границу и подлежащие декларированию по установленной письменной форме товары (припасы) судовое дизельное топливо в количестве 1591 кг, а также лакокрасочные материалы в ассортименте количестве 7880 литров, что явилось нарушением положений возложенных Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года, ст. 281 ТК ЕАЭС, ст.ст. 104, 278 ТК ЕАЭС.
1 марта 2023 года по указанному факту в отношении ООО «Феникс Менеджмент» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения ООО «Феникс Менеджмент» подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;; актом таможенного досмотра (таможенного осмотра) №10313070/141022/100071; протоколами опросов; заключением эксперта №12406001/0022870 от 14 ноября 2022 года; протоколом об административном правонарушении от 1 марта 2023 года, а также иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда о наличии в деянии ООО «Феникс Менеджмент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ противоправным признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.
Ввиду приведенных положений таможенного законодательства, а равно официального толкования закона (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") судья городского суда обоснованно пришел к выводу о том, что количественные и качественные характеристики частей товара, состоящего из нескольких товаров (объем товара), являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в таможенной декларации.
Судья правильно решил вопрос о квалификации рассматриваемого правонарушения.
Как установлено судьей, Обществом по установленной форме не была задекларирована часть ввезенного на территорию Российской Федерации товара.
В рассматриваемом случае квалификация действий Общества по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ (а не по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ) обусловлена следующим.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, предусматривает сообщение в таможенный орган недостоверных сведений путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ).
Соответствующие квалифицирующие признаки (недействительность документов) таможней и судьей городского суда не выявлены; поэтому при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита действия общества соотносятся с объективными признаками деяния, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Статьей 281 ТК ЕАЭС установлено, что припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения под таможенные процедуры.
В соответствии со статьей 282 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.
Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
Таким образом, при прибытии на таможенную территорию Союза, перевозчиком, в отношении лакокрасочных материалов в ассортименте в количестве 7880 литров и 1591 кг судового топлива, установленных на борту судна «Сургут» в результате таможенного досмотра, не исполнена обязанность по их декларированию в качестве судовых припасов.
В рассматриваемой ситуации отсутствует факт сообщения таможенному органу недостоверных сведений, поскольку сообщение сведений само по себе не является фактом декларирования и может относиться к тем товарам, обязанность декларирования которых при прибытии на таможенную территорию Союза не установлена и ограничивается обязанностью сообщения (предоставления) сведений в соответствии со статьей 89 ТК ЕАЭС.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Феникс Менеджмент» не предприняло надлежащих мер по соблюдению таможенного законодательства, направленных на таможенное декларирование товаров.
Административное наказание назначено ООО «Феникс Менеджмент» в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 27 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Феникс Менеджмент», оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Феникс Менеджмент» ... - без удовлетворения.
Судья: