ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-29/2018 от 07.01.2029 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Нардышева О.А. Дело № 7.1-29/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. с участием секретаря судебного заседания Бобровой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2018 г. в г. Саранске жалобу заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ФИО1 на постановление судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2018 г.,

установил:

31 мая 2017 г. в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма» (далее ГУП Республики Мордовия «Лисма») составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 13 октября 2017 г. ГУП Республики Мордовия «Лисма» переименовано в Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» (далее ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника»).

Постановлением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2018 г. производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ФИО1 подал в Верховный Суд Республики Мордовия жалобу на указанное постановление судьи, просил его отменить. Указал, что факт использования предприятием земельного участка с кадастровым номером <№> подтверждается предоставленными ГУП Республики Мордовия «Лисма» доказательствами; ни договор аренды, ни соглашение от 11 ноября 2015 г. не содержат данных о том, что земельный участок принимался ГУП Республики Мордовия «Лисма» с имеющимися накопленными отходами, что свидетельствует о наличии права собственности ГУП Республики Мордовия «Лисма» на отходы; заключение специалиста от 20 сентября 2017 г. <№> с фотоматериалом не являются доказательствами того, что отходы образованы не в результате деятельности ГУП Республики Мордовия «Лисма».

В отзыве на жалобу законный представитель ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» просил оставить постановление судьи без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.

В судебном заседании защитник Ерофеев С.Ф. просил оставить без изменения постановление судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2018 г.

В судебное заседание законный представитель ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав защитника, нахожу обжалуемое постановление судьи подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, правообладателями земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 812 260 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, являются ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника», ранее именовавшееся ГУП Республики Мордовия «Лисма», АУ «Технопарк-Мордовия», ОАО «Ардатовский светотехнический завод».

Приказом Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 24 марта 2017 г. <№> в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» назначено проведение плановой выездной проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами, использования и охраны водных объектов (20 рабочих дней: с 03 апреля 2017 г. по 28 апреля 2017 г., который приказом от 26 апреля 2017 г. продлен по 31 мая 2017 г.).

По результатам указанной проверки выявлены факты нарушений ГУП Республики Мордовия «Лисма» положений части 1 статьи 34, части 1 статьи 39, частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ, части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, вследствие чего был составлен протокол об административном правонарушении (исправленного определением № 137-02/Оп-3).

В соответствии с протоколом об административном правонарушении предприятию вменено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: на открытой площадке для временного складирования боя стекла и лома изделий из стекла на открытом складе <№> предприятия в смеси отходов боя стекла и лома изделий из стекла обнаружены еще другие отходы 4-го класса опасности, складируемые в несоответствующем для них месте временного складирования по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; на территории предприятия в северо-восточной части территории в 15 метрах севернее эксплуатируемого корпуса цеха <№> на открытой площадке на предполагаемом незащищенном почвенном грунте не санкционировано размещены отходы 4-го класса опасности.

Прекращая производство по жалобе, судья районного суда, исходил из того, что не представляется возможным установить обстоятельства совершения административного правонарушения и вину юридического лица ГУП Республики Мордовия «Лисма» в совершении вмененного административного правонарушения, доказательства, с достоверностью свидетельствующие о наличии в действиях данного юридического лица вины, материалы дела не содержат.

Как верно установил судья районного суда приказом <№> от 06 августа 2015 г. для предприятия установлены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на период с 6 августа 2015 г. по 5 августа 2020 г., в связи с указанным предприятием заключались договоры на оказание услуг по захоронению твердых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов с КУ городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (л.д. 323-324 т. 3), ООО «Ремондис-Саранск) (л.д. 325-335), ООО «КомАвтоТранс» (л.д. 336-344). Фактическое исполнение договоров подтверждается сообщениями исполнителей договоров от 08 июня 2017 г. (л.д. 345 т. 3), 05 июня 2017 г. (л.д. 346 т. 3).

При этом, материалы дела не содержат доказательств того, что ГУП Республики Мордовия «Лисма» осуществляла хозяйственную деятельность в результате которой образовались такие виды отходов как доломитовая мука, нефтепродукты, древесные отходы, строительный мусор, лом кирпича, отходы производства и потребления строительных отходов от демонтажа зданий, полимерная и металлическая тары, упаковочный картон, и др., несанкционированное размещение и складирование которых, вменено юридическому лицу.

Доводы жалобы о том, что виновность юридического лица в совершении правонарушения, доказывается документами, размещенными на сайте в сети Интернет, подтверждающими заключение ГУП Республики Мордовия «Лисма» договоров на выполнение строительно-монтажных работы за период 2015-2016 гг. о замене оконных блоков, кровли зданий; непредъявление предприятием договоров, заключенных с организациями, обладающими правом на захоронение и утилизацию отходов, об оказании услуг по захоронению или утилизации боя стекла и других отходов, образовавшихся в ходе строительно-монтажных работ, а также отсутствие документов, подтверждающих факт использования предприятием этих отходов в собственном производстве, отклоняются как несостоятельные. Представление обвинительных доказательств после того, как дело было рассмотрено судьёй районного суда, не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления, т.к. по смыслу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях бремя доказывания виновности лица в инкриминируемом правонарушении возлагается на контролирующий орган. Из содержания протокола об административном правонарушении установлено, что ГУП Республики Мордовия «Лисма» вменено складирование отходов 4-ого класса опасности в не соответствующем для них месте временного складирования по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР). Диспозиция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении лицом хозяйственной деятельности в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Таким образом, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении обязано было доказать не только факт наличия отходов 4-ого класса опасности в не соответствующем для них месте временного складирования по ПНООЛР, и в несанкционированном для хранения месте, но и причастность к совершению данного административного правонарушения ГУП Республики Мордовия «Лисма», т.е. наличие у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятие им всех зависящих от него мер по их соблюдению. Судья районного суда, приняв во внимание наличие иных землепользователей земельного участка, на котором осуществлялось складирование отходов 4-ого класса опасности, наличие заключенных с предприятиями, обладающими разрешением на осуществление деятельности, связанной с оборотом с отходами, договоров на оказание услуг по утилизации промышленных отходов, образуемых в результате хозяйственной деятельности предприятия, наличие не опровергнутых материалами дела доводов о складировании отходов 4-ого класса опасности до начала пользования земельным участком ГУП Республики Мордовия «Лисма», основанных на заключении специалиста, содержащем сравнительный анализ космических снимков мест несанкционированного размещения отходов по состоянию на 2008, 2013, 2015, 2017 годы, пришёл к выводу о наличии неустранимых сомнений в причастности ГУП Республики Мордовия «Лисма» к совершению вменённого правонарушения, в связи с чем в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Нахожу данный вывод обоснованным.

Несмотря на то, что право пользования открытым складом <№> принадлежит ГУП Республики Мордовия «Лисма», что влечет и ответственность за размещение на нём отходов, вместе с тем предприятию не вменялось бездействие, выразившееся в непрепятствовании третьим лицам в размещении отходов 4-ого класса опасности складируемых в несоответствующем для них месте временного складирования по ПНООЛР, а именно на открытом складе <№>.

Как было указано выше, необходимая и достаточная совокупность доказательств того, что данные отходы разместило на открытом складе и в несанкционированном месте именно ГУП Республики Мордовия «Лисма», отсутствует. Более того, установлены обстоятельства, являющиеся основанием для неустранимых сомнений в виновности юридического лица. Указанный вывод подтверждается содержанием жалобы руководителя Росприроднадзора по Республике Мордовия, в которой приводятся дополнительные доказательства того, что в результате деятельности предприятия могли образоваться отходы 4-ого класса опасности, обнаруженные на открытом складе <№> и на несанкционированном месте в 15 метрах от цеха <№>. Дополнительные доказательства, на которые ссылается податель жалобы, в протоколе об административном правонарушении не были указаны, предметом исследования и оценки при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, равно как и при рассмотрении жалобы судьёй районного суда, они не являлись. Более того, из указанных дополнительных доказательств усматриваются обстоятельства, которые лицу, привлеченному к административной ответственности, не вменялись, при составлении протокола об административном правонарушении, а именно, что в результате проведённых строительно-монтажных работ у предприятия образовались отходы, которые оно разметило в несоответствующем ПНООЛР месте и в несанкционированном месте.

Кроме того, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Мордовия от 5 марта 2018 г. и 14 марта 2018 г. по делу <№> и по делу <№>, соответственно, установлены обстоятельства, на основании которых суд сделал вывод об отсутствии доказательств причастности ГУП Республики Мордовия «Лисма» к размещению отходов 4-го класса опасности, складируемых в несоответствующем для них месте временного складирования по ПНООЛР на их размещение, а именно на открытой площадке для временного складирования боя стекла и лома изделий из стекла на открытом складе <№>, а также к несанкционированному размещению отходов 4-ого класса опасности на территории предприятия в северо-восточной части территории в 15 метрах севернее эксплуатируемого корпуса цеха <№> на открытой площадке на предполагаемом незащищенном почвенном грунте.

Довод жалобы о наличии необходимых и достаточных доказательств виновности и причастности ГУП Республики Мордовия «Лисма» к совершению вменённого административного правонарушения отклоняется, т.к. сводится к несогласию с выводами судьи районного суда о наличии неустранимых сомнений в виновности юридического лица в инкриминируемом правонарушении, в отношении которых отсутствуют основания для сомнений в их правильности.

Довод жалобы об отсутствии доказательств, опровергающих складирование отходов 4-ого класса опасности в не соответствующем для них месте временного складирования по ПНООЛР ГУП Республики Мордовия «Лисма», не может повлечь отмену постановления, т.к. действие презумпции невиновности распространяется на вменённое правонарушение, а потому вывод о совершении правонарушения должен быть основан на доказанности причастности и виновности юридического лица, а не на отсутствии доказательств его непричастности.

Довод жалобы о том, что ни договор аренды, ни соглашение от 11 ноября 2015 г. не содержат данных о том, что земельный участок был принят ГУП Республики Мордовия «Лисма» с имеющимися накопленными отходами, что свидетельствует о наличии права собственности ГУП Республики Мордовия «Лисма» на отходы, отклоняется. В соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 14 апреля 2006 г. <№>, передача участка во владение и пользование арендатора оформляется актом приемки-передачи, подписываемым обеими сторонами, акт подписывался ОАО «Лисма» и ТУ Росимущества по Республике Мордовия, аналогичного акта после вступления в указанный договор ГУП Республики Мордовия «Лисма», не подписывалось, материалы дела обратного не содержат.

Довод жалобы о том, что заключение специалиста от 20 сентября 2017 г. № <№> с фотоматериалом не являются доказательствами, того что отходы образованы не в результате деятельности ГУП Республики Мордовия «Лисма» и не им складированы, отклоняется, как несостоятельный. Указанное заключение наряду с иными вышеназванными доказательствами защиты создают сомнения в виновности юридического лица, которые на момент вынесения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении не были опровергнуты.

Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.

При таких обстоятельствах считаю, что постановление судьи является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 февраля 2018 г. оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее определение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов