ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-45/2014 от 25.06.2014 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

 Судья Бурлаков И.И.                            Дело № 7.1-45/2014

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 РЕШЕНИЕ

 Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова В.А. с участием секретаря судебного заседания Сухойкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 июня 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2014 года,

 установил:

 постановлением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2014 года заместитель начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

 Заместитель начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление судьи, в которой просила его отменить, дело направить на новое рассмотрение. Указала, что: направление запросов в филиал ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» не является документарной проверкой, а свидетельствует о реализации обязанности, установленной положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 В судебное заседание заместитель начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена путём заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения по месту жительства и работы с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представила, и отложить разбирательство дела не просила.

 При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Верховного Суда Республики Мордовия принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

 В судебном заседании прокурор Бородкина М.В. относительно жалобы возразила.

 Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений относительно неё, считаю подлежащим оставлению без изменения, состоявшегося по делу постановления судьи районного суда.

 Часть 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке. Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

 Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по проведению государственного контроля (надзора).

 С субъективной стороны административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена указанной статьёй, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

 Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 Пунктом 1 части 2 статьи 1 данного Закона устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 Часть 3 статьи 1 указанного Закона предусматривает мероприятия, при проведении которых не применяются положения настоящего Закона.

 Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в результате проведенной прокуратурой Республики Мордовия проверки инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия выявлены нарушения требований соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

 9 января 2014 года в инспекцию государственного строительного надзора Республики Мордовия поступило письменное обращение Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия о нарушении ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» законодательства о градостроительной деятельности.

 В ходе рассмотрения обращения заместителем начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 директору филиала ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» К.Э.В. направлен запрос о представлении копии правоустанавливающего документа на земельный участок под строящимся объектом капитального строительства «ВЛИ - 0,38 кВ, ВЛЗ - 10 кВ, КТП для электроснабжения жилых домов <данные изъяты>

 29 января 2014 года был представлен договор аренды земельного участка.

 В рамках выполнения поручения председателя Правительства Республики Мордовия С.В.Ф. от 17 июля 2013 года о контроле за рассмотрением обращения К.Е.В. генеральному директору ОАО «<данные изъяты>» А.А.М. направлен запрос о представлении информации о проделанной по обращению работе.

 9 сентября 2013 года и 3 октября 2013 года в инспекцию государственного строительного надзора Республики Мордовия от ОАО «<данные изъяты>» поступила информация о ходе устранения строительных недостатков.

 Постановлением заместителя прокурора Республики Мордовия Мяльдзиным Р.З. от 19 марта 2014 года в отношении заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о проведении заместителем начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 внеплановой документарной проверки ОАО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» без соответствующего на то распоряжения руководителя контролирующего органа.

 Данные выводы основаны на правильном применении закона.

 Проверкой в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является совокупность мероприятий, проводимых в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, с целью оценки соответствия их деятельности обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (пункт 6 статьи 2).

 Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

 Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьёй 14 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

 Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которые указаны в распоряжении или приказе.

 В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (часть 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ).

 Статьёй 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны, в том числе: соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится; проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о её проведении в соответствии с её назначением.

 Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (часть 1 статьи 14 Закона), заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ отнесено к числу грубых нарушений требований закона, влекущих, в том числе отмену результатов проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора).

 Согласно запросам заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 из ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» истребовался правоустанавливающий документ на земельный участок под строящийся объект, из ОАО «<данные изъяты>» запрашивалась информация о проведенной работе по устранению строительных недостатков в многоквартирном доме.

 Поскольку уже сам факт истребования документов свидетельствует о начале проверки в отношении ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>», то при таких обстоятельствах, действия заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1, подписавшей запросы без вынесения соответствующего распоряжения о проведении проверки, содержащего обязательное указание на основание и предмет проведения документарной проверки, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>», а также являются грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).

 Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание вышеуказанные нормы права, судья пришёл к правильному выводу о том, что направление запросов заместителя начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1, как контролирующего органа, к юридическим лицам о предоставлении документов возможно только в рамках проведения проверки, которая регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 По указанным основаниям доводы жалобы заявительницы о том, что направление запросов в филиал ОАО «<данные изъяты>» - «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» не является документарной проверкой, а свидетельствует о реализации обязанности, установленной положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», являются несостоятельными.

 Следовательно, вывод судьи о том, что действия заместителя начальника инспекции государственного надзора Республики Мордовия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

 Отклоняется как основанный на неправильном толковании закона довод жалобы о том, что запрос директору юридического лица мог быть сделан без издания приказа о проведении проверки, так как рассматривалось обращение гражданина в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

 Наказание заместителю начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 назначено в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановление о назначении заместителю начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

 Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 решил:

 постановление судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 11 апреля 2014 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО1 - без удовлетворения.

 Судья Верховного Суда

 Республики Мордовия                             В.А. Ганченкова