ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
от 12 февраля 2020 г. по делу № 7.1-4/2020
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович при секретаре Киреевой Юлии Андреевне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу защитника Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» С.Ф. Ермачкова на постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2019 г.,
у с т а н о в и л:
16 октября 2019 г. ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Мордовия ФИО1 в отношении Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (далее также - КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства») составлен протокол <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2019 г. КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Защитник С.Ф. Ермачков обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2019 г., прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что к участию в деле об административном правонарушении в качестве представителя допущена ФИО2, не имеющая полномочий на представление интересов КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Согласно выписке из ЕГРЮЛ директор учреждения - ФИО3, который и является представителем. Протокол <№> составлен с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку подписан лицом, не имеющим полномочий на представление интересов КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» и не имеющим прав на подписание протокола, совершения иных действий в рамках дела об административном правонарушении. Требования статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть применены по отношению к КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», так как исполнение судебных актов в отношении получателей бюджетных средств регулируются другими специальными законами с особенностями указанными в них.
В судебное заседание директор КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО3, защитники КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО4 и ФИО2 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании защитник КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» С.Ф. Ермачков жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе и в дополнениях к ней.
В судебном заседании ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Республике Мордовия ФИО1, допрошенная в качестве свидетеля, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считает, что КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» обоснованного привлечено к административной ответственности.
Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
В соответствии с частью четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно положениям части второй статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 18 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с пунктом 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, <дата> в рамках проведения внеплановой выездной проверки государственными инспекторами Управления Росприророднадзора по Республике Мордовия обследована территория полигона, расположенного в 5 километрах севернее <адрес>, в результате которого было установлено и зафиксировано интенсивное выделение белого дыма из навалов отходов на нерабочей карте в южной, юго-западной и западной частях тела полигона. На площади тлеющих отходов наряду с выделением дыма выявлены единичные очаги открытого огня от горения отходов. В воздухе имелся запах едкого дыма от тления и горения отходов. На момент обследования территории полигона тушения очагов горения не осуществлялось, движение необходимой для ликвидации очагов горения техники не зафиксировано.
Действия КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» квалифицированы по части четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении <№> от <дата>. (л.д. 12-20), приказом Управления Росприророднадзора по Республике Мордовия о проведении внеплановой выездной проверки <№> от <дата> г. (л.д. 25-27), Уставом учреждения (л.д. 60-66), актами обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, с приложенными к ним фотоматериалами (л.д. 71-89), иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда исследовал собранные по делу доказательства, оценил их в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к правильному выводу о совершении КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в постановлении, не имеется.
Ссылка защитника С.Ф. Ермачкова на то, что к участию в деле об административном правонарушении в качестве представителя учреждения была допущена ФИО2, не имеющая полномочий на представление интересов КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», а также то, что она не имела права подписывать протокол об административном правонарушении и совершать иные действия в рамках дела об административном правонарушении, несостоятельна.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Росприророднадзора по Республике Мордовия <№> от <дата> г. в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора была инициирована внеплановая выездная проверка в отношении КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
Представителем учреждения при проведении проверки выступила начальник отдела по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО2, которая подписала акт проверки <№> от <дата> (л.д. 29-41) и акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований <№> от <дата>. (л.д. 71-72).
По результатам проверки были установлены нарушения действующего законодательства, явившиеся основанием привлечения КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» к административной ответственности по части четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении учреждение было уведомлено ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Мордовия ФИО1, что подтверждается уведомлением <№> от <дата> в котором имеется штамп входящей корреспонденции КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» <дата> (л.д. 21-24).
В назначенное время и место явился начальник отдела по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО2, полномочия которой были подтверждены доверенностью от <дата>., (л.д. 103), а также приказом о переводе работника на другую работу <дата><№>л.д. 104).
Согласно доверенности <дата>., выданной КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в лице директора ФИО3, действующего на основании распоряжения Администрации городского округа Саранск <дата>. <№> ФИО2 имеет право быть представителем в Управлении Росприроднадзора по Республике Мордовия при проведении проверок. Она имеет право присутствовать при осмотре объектов, давать пояснения, знакомиться со всеми материалами и документами при проверке, представлять доказательства, делать заявления, давать объяснения от лица учреждения, с правом подписи актов обследования, актов проверки, протоколов, предписаний, получения указанных документов и совершения иных необходимых действий, связанных с проведением контрольно-надзорных мероприятий.
Таким образом, в данном случае ФИО2 действовала в рамках предоставленных ей полномочий, доказательства отзыва директором КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» вышеуказанной доверенности отсутствуют. При этом, рассмотрение дела в отсутствие представителя юридического лица (к которому приравнивается присутствие лица, без надлежаще подтвержденных полномочий) при наличии доказательств надлежащего извещения о времени и месте совершения процессуального действия является законным и не влечет нарушение права на защиту и безусловную отмену обжалуемого постановления как незаконного.
Указание в резолютивной части постановления на необходимость уплаты штрафа в соответствии с требованиями части первой статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеет правового значения для признания КУ г.о. Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики
р е ш и л:
оставить постановление судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 декабря 2019 г. без изменения, жалобу защитника Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» С.Ф. Ермачкова без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия С.И. Филимонов