ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-552/2012 от 02.08.2012 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Судья Ленинского районного суда <адрес> ФИО5 (<адрес>), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» (<адрес>, п<адрес>) по ст.19.29 КоАП РФ по протесту Куйбышевской транспортной прокуратуры (<адрес>) на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

 установил:

 В отношении ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» Куйбышевской транспортной прокуратурой был вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» заключило трудовой договор № с ФИО1, согласно которому последний принят на работу на должность ведущего юрисконсульта юридического управления головного офиса. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся государственным гражданским служащим Средневолжского ЛУ МВД РФ по ПФО на транспорте. Последняя замещаемая должность – начальник правового отделения Средневолжского ЛУ МВД РФ по ПФО на транспорте. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с ч.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы. Согласно перечню должностей должность начальника правового отделения (юрисконсульт) включена в перечень утвержденный приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», и на которые в соответствии с указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» распространяются ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового договора. После заключения трудового договора с ФИО1 замещавшим должность государственной службы, включенную в перечень, установленный приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о трудоустройстве ФИО1 в ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» в Средневолжское ЛУ МВД РФ по ПФО на транспорте в десятидневный срок не направлены. Тем самым ОАО «Межрегиональный Волго-камский банк реконструкции и развития» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ – привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции».

 Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Межрегиональный Волго-камский банк реконструкции и развития» прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

 Куйбышевской транспортной прокуратурой на указанное постановление принесен протест, мотивированный тем, что в соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин РФ, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера свих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы. Согласно разделу III указанного Перечня к должностям федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, относятся должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определен перечень должностей в Министерстве внутренних дел РФ, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. К числу указанных должностей относится и должность начальника правового отделения (юрисконсульт), которую непосредственно занимал ФИО1 Доводы суда о том, что конкретный перечень должностей государственных и муниципальных служащих, упомянутый в ч.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции», которым должен руководствоваться работодатель при заключении трудового договора, на данный момент не утвержден, являются несостоятельными. Согласно ч.1 ст.12 Ф3 «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. По смыслу данных норм следует, что соответствующая комиссия дает согласие на замещение гражданами должностей или выполнение работ на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и не коммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, в течении двух лет после увольнения с государственной гражданской службы. В то же время на основании ч.2 ст.12 того же закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Часть 4 ст.12 того же закона устанавливает, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Указанные нормы предусматривают обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, сообщать о заключении такого договора вне зависимости от того, входили ли в должностные обязанности гражданского служащего отдельные функции государственного управления данными организациями или нет.

 Рассмотрев материалы дела, заслушав поддержавшего доводы протеста помощника Куйбышевского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры ФИО2, представителей ОАО «Межрегиональный Волго-камский банк реконструкции и развития» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4, возражавших против удовлетворения протеста по основания, изложенным в отзыве, судья не находит оснований к отмене постановления по делу.

 Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции».

 Соответствующие требования в отношении работодателя установлены п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

 ОАО «Межрегиональный Волго-камский банк реконструкции и развития», приняв на работу ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ранее занимавшего должность начальника правового отделения Средневолжского ЛУ МВД РФ по ПФО на транспорте, о заключении трудового договора представителю нанимателя ФИО1 по последнему месту службы не сообщило, что данным лицом не отрицается.

 Как правильно установлено мировым судьей при рассмотрении дела, п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает для работодателя сообщить о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего только в том случае, если должность, которую вновь принятый работник занимал ранее на государственной (муниципальной) службе, включена в специальный перечень, утвержденный нормативным правовым актом любого уровня юридической силы в целях реализации положений п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции».

 Между тем, такого перечня до настоящего времени не утверждено.

 Мнение Куйбышевской транспортной прокуратуры о том, что при применении п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» возможно, в силу указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, руководствоваться перечнем должностей федеральной государственной службы, утвержденным (в иных целях) указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не основано на законе. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлена обязанность лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, перечисленные в перечне, утвержденном указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей государственной службы, а также введены ограничения для этих лиц при замещении должностей и выполнении работ коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего. Однако этим указом не установлена обязанность работодателя руководствоваться тем же перечнем при выполнении требований п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции». Ничто в тексте названного закона не указывает на то, что перечни должностей государственной (муниципальной) службы, упомянутые в п.2 ст.12 закона и в п.4 ст.12 закона, являются идентичными. Президент РФ, определяя указом от ДД.ММ.ГГГГ № круг бывших федеральных государственных служащих, на которых распространяется обязанность, установленная п.2 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции», имел возможность указать, что в отношении этого же перечня лиц на работодателя возлагается обязанность, установленная п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции». Однако таких положений данный нормативный правовой акт не содержит. Применение норм административного права, в особенности норм, устанавливающих административную ответственность, по аналогии, не допускается.

 Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что в бездействии ОАО «Межрегиональный Волго-камский банк реконструкции и развития» состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, отсутствует.

 Исходя из изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

 решил:

 Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № оставить без изменения, а протест Куйбышевской транспортной прокуратуры – без удовлетворения.

 Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

 Пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке надзора.

Судья   (подпись) ФИО5

Копия верна

Судья