ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-711/21 от 09.06.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

61RS0011-01-2020-004019-63

Судья: Данильченко А.Ю. № 7.1-711/21

Р Е Ш Е Н И Е

9 июня 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Старцева И.А. - Старцевой Ю.И. на постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности заместителя главы администрации Белокалитвинского района Ростовской области по строительству, промышленности, транспорту, связи Старцева Ильи Александровича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 марта 2021 года исполнявший в период с 30 июля 2019 года по 07 мая 2020 года обязанности заместителя главы администрации Белокалитвинского района Ростовской области по строительству, промышленности, транспорту, связи Старцев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник Старцева И.А. - Старцева Ю.И. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу. Заявитель полагает недоказанным факт нарушения Старцевым И.А. порядка расходования субвенций, а также осуществления им ненадлежащего контроля за исполнением программ и своевременным обеспечением жилыми помещениями детей-сирот. Вина Старцева И.А. в допущенной просрочке ввода объектов в эксплуатацию отсутствует. Решениями Арбитражного суда Ростовской области № А53-35138/20, № А53-35140/20, вступившими в законную силу, установлено, что просрочка ввода объектов в эксплуатацию произошла по вине подрядчика.

В судебном заседании Старцев И.А. и его защитник Старцева Ю.И. доводы жалобы поддержали, представили возражения на отзыв на жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

Главный специалист контрольно-ревизионного управления министерства финансов Ростовской области ФИО8 возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в представленном ею письменном отзыве.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья Ростовского областного суда приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

На основании Областного закона от 22.06.2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Белокалитвинского района заключен договор от 19.01.2018 года № 4-ДС о предоставлении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом изменений на сумму 23 420 тысяч рублей, определены получатели жилья с указанием фамилии имени, отчества в количестве 24 человека.

Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 утверждены Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению N 1, и Положение о порядке расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, согласно приложению N 2.

Согласно п. 23.4 приложения №1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета.

В случае, если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.

Расходование администрациями муниципальных образований или уполномоченными органами субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется на основании договоров купли-продажи жилого помещения, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета на строительство муниципальными образованиями жилых помещений и (или) жилых домов (в том числе на завершение строительства) (п. 2.4 приложения №2 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539).

В целях обеспечения жильем детей-сирот Администрацией Белокалитвинского района с ООО «СТМ» заключено 12 договоров участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 31.08.2018 года в пос. Синегорский, микрорайон «Солнечный». Оплата договоров произведена на общую сумму 11 760 000 рублей.

Договорами определен срок ввода дома в эксплуатацию до 01.09.2019 года (п. 1.7).

Фактически дом введен в эксплуатацию 30.09.2019 года, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2019 года №61-504-40-2019, подписанным главным архитектором Белокалитвинского района Старцевым И.А., нарушение срока составило 28 дней (со 02.09.2019 года по 30.09.2019 года).

Администрацией Белокалитвинского района с ООО «Специализированный застройщик СМК» заключено 7 договоров участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 30.11.2018 года в пос. Коксовый, ул. Футбольная. Оплата договоров произведена на общую сумму 6 720 000 рублей.

Договорами определен срок ввода дома в эксплуатацию до 01.09.2019 года (п. 1.7).

Фактически дом введен в эксплуатацию 25.12.2019 года, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2019 года №61-504-54-2019, подписанным главным архитектором Белокалитвинского района Старцевым И.А., нарушение срока составило 114 дней (со 02.09.2019 года по 25.12.2019 года).

В ходе проведенной Министерством финансов Ростовской области проверки установлено, что в нарушение п. 2.4 Порядка расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на основании договоров долевого участия в строительстве, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539, п. 4.1.1 договоров от 31.08.2018 года, п.п. 4.1.1, 4.1.2 договоров от 30.11.2018 Администрацией Белокалитвинского района, как главным распорядителем бюджетных средств, допущено расходование субвенции в сумме 18 480 000 рублей с нарушением срока ввода объектов в эксплуатацию (многоквартирных домов) и передачи квартир застройщиком.

Кроме того, в нарушение п. 23.4 приложения № 1 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией Белокалитвинского района в установленный срок до 30.09.2019 года не были обеспечены жилыми помещениями дети-сироты в количестве 20 человек по договорам найма специализированного жилого помещения, в связи с нарушением срока ввода объектов долевого строительства в эксплуатацию.

По результатам проверки главным специалистом контрольно-ревизионного управления министерства финансов Ростовской области в отношении главного архитектора Белокалитвинского района Старцева И.А., исполнявшего на основании распоряжения Администрации Белокалитвинского района от 30.07.2019 года обязанности заместителя главы Администрации Белокалитвинского района Ростовской области по строительству, промышленности, транспорту, связи, составлен протокол об административном правонарушении № 9.3.2-06/99 от 10 декабря 2020 года.

Судья городского суда, признавая Старцева И.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, исходил из того, что в обязанности заместителя главы Администрации Белокалитвинского района Ростовской области по строительству, промышленности, транспорту, связи входил контроль за исполнением региональных программ, а также за своевременным обеспечением жилыми помещениями детей-сирот.

Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление нельзя признать законным.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, являются должностные лица - руководители соответственно финансового органа либо главного распорядителя (распорядителя) или получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Должностным лицом министерства финансов Ростовской области при описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении указано, что Администрацией Белокалитвинского района договор № 4-ДС о предоставлении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключен 19.01.2018 года, а Администрацией Белокалитвинского района заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с ООО «СТМ» - 31.08.2018 года и с ООО «Специализированный застройщик СМК» - 30.11.2018 года.

Однако Старцевым И.А. не подписывались ни договор № 4-ДС о предоставлении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 19.01.2018 года, ни договоры участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с ООО «СТМ» 31.08.2018 года и с ООО «Специализированный застройщик СМК» 30.11.2018 года, ни договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни какие-либо финансовые документы.

Единственный документ, представленный в дело подписанный Старцевым И.А., как главным архитектором Белокалитвинского района, является разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов, где должны быть предоставлены жилые помещения детям-сиротам (том 1 л.д. 166-168, л.д.169-172).

В силу ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с указанным заявлением застройщиком предоставляются документы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технического регламента и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из представленного в дела заключения Региональной службы строительного надзора Ростовской области, выданного ООО «Специализированный застройщик СМК» 24.12.2019 года, на следующий день 25.12.2019 года Старцевым И.А. было подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключения уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ.

Решениями Арбитражного суда Ростовской области № 53-35140/20 № А53-35138/20 установлена вина застройщика ООО «Специализированный застройщик СМК» в несвоевременном исполнении обязательства по муниципальным контрактам, заключенным с Администрацией Белокалитвинского района, в пользу Администрации взыскана неустойка (т. 2 л.д. 50-56).

Вина Старцева И.А. в нарушении сроков ввода многоквартирных домов в эксплуатацию из материалов дела не усматривается.

Условием предоставления межбюджетных трансфертов является предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в сроки, установленные приложением № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 года № 539, а не соблюдение сроков сдачи ввода объектов в эксплуатацию.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (часть 1 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На основании части 6 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 того же Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно п. 2.2 Договора №4-ДС о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 19.01.2018 года на Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области в лице Главы Администрации возложены обязанности: обеспечивать целевое использование средств областного и (или) федерального бюджетов, выделенных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, принятие жилых помещений в муниципальную собственность и предоставление их по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, указанным в приложении к Договору; расходование субвенций осуществлять на основании договоров купли-продажи жилых помещений, договоров долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов и других договоров, подтверждающих направление средств областного бюджета на приобретение или строительство муниципальным образованием жилых помещений и (или) жилых домов (в том числе на завершение строительства).

Обстоятельства рассматриваемого дела связаны с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) следует понимать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемых правоотношениях по настоящему делу получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, выступало муниципальное образование Белокалитвинский район Ростовской области.

Согласно Уставу муниципального образования «Белокалитвинский район» (принят решением Собрания депутатов Белокалитвинского района от 31.08.2017 N 162) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и областными законами, является Администрация Белокалитвинского района.

Администрация Белокалитвинского района обладает правами юридического лица. Администрацию Белокалитвинского района возглавляет Глава Администрации (статья 30 Устава).

Глава Администрации Белокалитвинского района обеспечивает осуществление Администрацией Белокалитвинского района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законам (статья 31 Устава).

Анализ вышеприведенных актов с учетом обстоятельств рассматриваемого дела позволяет прийти к выводу, что властно-распорядительными полномочиями, связанными с расходованием средств субвенций (межбюджетного трансферта) на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделен Глава Администрации Белокалитвинского района как единоличный исполнительный орган юридического лица - получателя бюджетных средств.

Распределение Главой Администрации Белокалитвинского района обязанностей между структурными подразделениями и должностными лицами администрации района не означает наделение этих лиц полномочиями и ответственностью получателя бюджетных средств.

Изложенное свидетельствует о необоснованности выводов судьи городского суда о том, что по настоящему делу Старцев И.А. являлся субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, к административной ответственности по настоящему делу Старцев И.А. привлечен незаконно, в нарушение требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая принцип презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), при таких обстоятельствах следует признать отсутствие в действиях Старцева И.А. состава вмененного ему административного правонарушения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В связи с отсутствием в действиях Старцева И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса, с отменой вынесенного по данному делу постановления.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Азовского городского суда Ростовской области от 19 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности заместителя главы администрации Белокалитвинского района Ростовской области по строительству, промышленности, транспорту, связи Старцева Ильи Александровича, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья