61RS0020-01-2021-001066-22
Судья: Ленивко Е.А. Дело № 7.1-728/2021
Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев жалобу главного специалиста отдела лицензирования образовательной деятельности управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области К.В.А. на постановление судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 5 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска,
установил:
Постановлением судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 5 апреля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об АП, в отношении МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, главный специалист отдела лицензирования образовательной деятельности управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области К.В.А. обжаловала его в Ростовский областной суд. В жалобе заявитель просил отменить вынесенное постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд.
Представитель Минобразования Ростовской области по доверенности К.В.А. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Заведующая МБДОУ д/с № 15 «Красная шапочка» К.Е.А. в судебном заседании возражала против отмены вынесенного судьей постановления, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 2 марта 2021 года в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 25.01.2021 №98-У «О проведении плановой выездной проверки», было установлено нарушение ч. 1 ст. 18 федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», выразившийся в том, что Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детским садом общеразвивающего вида № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» города Новошахтинска, осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения, а именно: в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности регистрационный №5299 от 23.07.2015 (приказ Ростобрнадзора от 23.07.2015 №.5579.) МБДОУ д/с № 15 предоставлено право осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, относящимся к виду «Общее образование», при этом, в ходе проверки установлено, что МБДОУ д/с № 15 осуществляет общеобразовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «Программа обучения мерам пожарной безопасности работником МБДОУ д/с № 15 на 2020-2021 г.», самостоятельно разработанной организацией и согласованной с ОНД по г. Новошахтинску ГУ МЧС России по РО и утвержденный приказом МБДОУ д/с № 15 от 15 июня 2020 года в отсутствие действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности МБДОУ д/с № 15. Таким образом, по мнению административного органа, в действиях МБДОУ д/с № 15 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА состава административного правонарушения, сославшись на Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мера пожарной безопасности работников организаций».
Судья областного суда соглашается с указанными выводами ввиду следующего.
Так, указанным приказом МЧС установлено, что основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности является противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний.
Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:
руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Приказом МЧС России не предусмотрена выдача лицам, прошедшим обучение пожарно-техническому минимуму, каких-либо документов, подтверждающих факт и результаты такого обучения.
Таким образом, обучение пожарно-техническому минимуму не является реализацией какой-либо образовательной программы, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и не подлежит лицензированию в качестве образовательной деятельности.
С учетом изложенного, судья областного суда соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности не усматривается.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.16 КоАП РФ, составляет два месяца.
Как усматривается из материалов дела, МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска вменялось осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения по дополнительной общеобразовательной программе «Программа обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска на 2020-2021 года», самостоятельно разработанной организацией, согласованной с ОНД по г. Новошахтинску ГУ МЧС России и утвержденной приказом МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска № 15 от 15.06.2020 № 66/1.
Таким образом, датой совершения инкриминируемого деяния является дата утверждения МБДОУ д/с № 15 приказа №66/1 – 15 июня 2020 года. Данное правонарушение длящимся не является, т.к. его совершение возможно только в периоды осуществления указанной образовательной деятельности. Фактов осуществления образовательной деятельности по программе «Программа обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска на 2020-2021 года» в 2021 году не зафиксировано.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения данного дела в Ростовском областном суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ истек, возможность обсуждения вопросов о нарушении лицом осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями КоАП РФ не предусмотрено.
В связи с изложенным, доводы жалобы, что решение суда вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и ненадлежащей оценкой доказательств, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 5 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении МБДОУ д/с №15 «Красная шапочка» г. Новошахтинска, оставить без изменения, а жалобу главного специалиста отдела лицензирования образовательной деятельности управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства общего и профессионального образования Ростовской области К.В.А. – без удовлетворения.
Судья: