Судья Акимова О.А. № 7.1-73
Р Е Ш Е Н И Е 14 мая 2012 года судья Пензенского областного суда Бурдюговский О.В. при секретаре Козловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «Пушкинское» Вольмана А.В. по его жалобе на решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 13 марта 2012 года, которым постановлено:
Постановление начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области Ширшиной И.В. по делу об административном правонарушении № от 02 февраля 2012 года, согласно которому Вольман А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, оставить без изменения, а жалобу Вольман А.В. - без удовлетворения,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области Ширшиной И.В. по делу об административном правонарушении № от 02.02.2012, вынесенным на основании протокола № об административном правонарушении от 30.01.2012, составленного заместителем начальника инспекторского отдела Госжилстройтехинспекции Пензенской области Латухиным А.Н., Вольман А.В. как председатель ТСЖ «Пушкинское» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. за то, что по состоянию на 23.01.2012 ТСЖ «Пушкинское» в нарушение пп.«а» п.5 Стандарта раскрытия информации в обязательном порядке не была размещена в сети Интернет информация, раскрываемая в рамках исполнения ч.10 ст.161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Вольман А.В., не соглашаясь с данным постановлением, подал жалобу, в которой просил постановление отменить как незаконное, производство по делу прекратить, поскольку на момент обнаружения правонарушения и привлечения его к административной ответственности Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФот 23.09.2010 № 731,не установлены требования по раскрытию информации для товариществ собственников жилья в виде обязательного размещения в сети Интернет.Требования указанного Стандарта распространялись только на управляющие организации; товарищество собственников жилья не является управляющей организацией.
В судебном заседании представители Госжилстройтехинспекции Пензенской области по доверенностям Волков И.М. и Латухин А.Н. просили постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Ленинского районного суда г.Пензы принял вышеуказанное решение.
В жалобе на данное решение Вольман А.В. просил восстановить срок на подачу жалобы на рушение судьи, обжалуемые решение и постановление отменить, производство по делу прекратить, сославшись на доводы, приведенные в жалобе, адресованной в районный суд, и дополнительно указав, что обязательность раскрытия информации в сети Интернет для ТСЖ была установлена Постановлением Правительства РФ № 94 от 06.02.2012, до этого момента такой обязанности у ТСЖ не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, полагаю постановление начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области Ширшиной И.В. по делу об административном правонарушении № 21 от 02.02.2012 и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 13.03.2012 подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
С учетом получения Вольманом А.В. решения судьи от 13.03.2012 не ранее 09.04.2012, о чем свидетельствует приобщенное к материалам дела почтовое уведомление о вручении, подачи им жалобы на указанное решение 17.04.2012 по правилам ст.30.3 КоАП РФ жалоба Вольмана А.В. считается поданной в установленный законом срок, оснований для разрешения вопроса о восстановлении данного срока не имеется.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч.2 ст.20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, действовавшие на момент совершения правонарушенияв редакции Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 № 459, в силу п.5 которых управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Установлено, что способом управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было выбрано управление товариществом собственников жилья с наименованием «Пушкинское». На основании протокола № заседания правления ТСЖ «Пушкинское» председателем ТСЖ «Пушкинское» избран Вольман А.В.
Как видно из материалов дела, 25.01.2012 на основании приказа № от 16.01.2012 Госжилстройтехинспекцией Пензенской области была проведена проверка ТСЖ «Пушкинское», в результате которой было выявлено нарушениеп.5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» в части обязанности раскрытия информации путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет.
Постановлением начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области Ширшиной И.В. по делу об административном правонарушении № от 02.02.2012, вынесенным на основании протокола № об административном правонарушении от 30.01.2012, составленного заместителем начальника инспекторского отдела Госжилстройтехинспекции Пензенской области Латухиным А.Н., Вольман А.В. как председатель ТСЖ «Пушкинское» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Основанием для привлечения председателя ТСЖ «Пушкинское» Вольмана А.В. как должностного лица к административной ответственности стал тот факт, что по состоянию на 23.01.2012 ТСЖ «Пушкинское» в нарушение пп.«а» п.5 Стандарта раскрытия информации в обязательном порядке не разместило в сети Интернет информацию, раскрываемую в рамках исполнения ч.10 ст.161 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Соглашаясь с постановлением начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области о привлечении Вольмана А.В. к административной ответственности, судья районного суда признал установленным и исходил из того, что в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации
Однако данный вывод не может быть признан законным и обоснованным.
В силу ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
По материалам дела административное правонарушение было выявлено 23.01.2012, протокол об административном правонарушении составлен 30.01.2012, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 02.02.2012.
Между тем, на указанные даты Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 № 459), не устанавливали для ТСЖ требований по раскрытию информации в виде обязательного размещения в сети Интернет. Данное требование для ТСЖ было впервые введено Постановлением Правительства РФ № 94 от 06.02.2012 «О внесении изменений в Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», которым в Стандарты введен пункт 5(1) и установлено в п.2 самого Постановления, что товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие на день вступления в силу настоящего постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденными настоящим постановлением изменениями в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления. Обратной силы указанному положению данного нормативного акта не придано.
Судья районного суда, отклоняя довод Вольмана А.В. о том, что на момент вынесения обжалуемого постановления законодательно за ТСЖ не была закреплена обязанность, за неисполнение которой он как председатель товарищества был привлечен к административной ответственности, не привел какого-либо обоснования своему выводу, сославшись лишь на неправильное толкование заявителем законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения председателя ТСЖ «Пушкинское» Вольмана А.В. как должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ не имелось.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, в его действиях отсутствует. Следовательно, постановление начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Вольмана А.В. - прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление начальника Госжилстройтехинспекции Пензенской области Ширшиной И.В. № от 02.02.2012 и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 13.03.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.1 КоАП РФ, в отношении Вольмана А.В. отменить.
Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Судья