ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-742 от 24.10.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Семеняченко А.В. Дело №7.1-742

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А. дело по жалобе ООО «Ювелир Стайл» на постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Ювелир Стайл»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 августа 2016 года ООО «Ювелир Стайл» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО «Ювелир Стайл» Колычев Р.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи городского суда от 10 августа 2016 года. В обоснование доводов заявитель указал на ряд допущенных при проведении в отношении общества проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, а также соблюдения правил оборота драгоценных металлов и камней. Так, мотивируя свои доводы, заявитель указал, что в Приказе Генерального прокурора РФ от 19 января 2010 года №11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нет указания на необходимость проведения сотрудниками прокуратуры проверки на ювелирных производствах. Не содержит такого указания и Приказ прокурора Ростовской области. Также, по утверждениям, заявителя, в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку существует альтернатива предоставления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал службы, либо на машинном носителе. Анализируя совокупность указанных обстоятельств, заявитель делает вывод о том, что наличие личного кабинета не является обязательным.

В судебное заседание явился защитник ООО «Ювелир Стайл» Колычев Р.А., доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Ювелир Стайл» Колычева Р.А., прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А., проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Ювелир Стайл» вменяется то, что в ходе проведения прокуратурой г.Таганрога проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с 26 апреля 2016 года по 07 июня 2016 года при рассмотрении материалов проверки в деятельности ООО «Ювелир Стайл» выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Проверкой установлено, что ИФНС по г.Таганрогу Ростовской области в Единый государственный реестр юридических лиц 21 августа 2012 года внесена запись о государственной регистрации ООО «Ювелир Стайл», которое действует на основании Устава, утвержденного решением единственного участника от 14 августа 2012 года.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами (ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

В силу п. 1.1 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

Согласно п. 4.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 года №68н, все помещения, в которых производится прием, хранение и отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, оснащаются весоизмерительными приборами. При этом должны соблюдаться общие правила по их установке, требования по безопасности и условия их эксплуатации, определяемые ГОСТ.

Весы, разновесы и калибровочные гири ежегодно должны подвергаться поверке в соответствии с требованиями ГОСТ.

Периодические поверки весоизмерительных приборов в межповерочный период проводятся организацией.

На основании п. 5.1 вышеуказанной Инструкции инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.

Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства ООО «Ювелир Стайл» требования законодательства о противодействии легализации доходов, добытых преступным путем, не исполняются, а именно: ООО «Ювелир Стайл» информация о наличии регистрации «личного кабинета» на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.fedsfm.ru не представлена; свидетельство о поверке весоизмерительного прибора и акт инвентаризации драгоценных металлов по состоянию на 01 января 2016 года отсутствует; не проводятся инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.

С учетом указанных обстоятельств, действия ООО «Ювелир Стайл» были квалифицированы по ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Частью 2.1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом. Однако, судья городского суда, анализируя все имеющие значение для дела обстоятельства, пришел к верному выводу, что действия ООО «Ювелир Стайл» надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Вина ООО «Ювелир Стайл» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, напрямую подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены судьей городского суда в соответствии с положениями КоАП РФ с позиций их допустимости, относимости и достоверности, а вся их совокупность - с позиции достаточности.

При указанных обстоятельствах вывод судьи о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, вины ООО «Ювелир Стайл» в совершении указанного административного правонарушения основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в его виновности не усматривается.

Совершенное ООО «Ювелир Стайл» административное правонарушение квалифицировано судьей городского суда правильно по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление судьи городского суда о привлечении ООО «Ювелир Стайл» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вопреки приведенным в жалобе утверждениям, положения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки в отношении ООО «Ювелир Стайл» соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 20 указанного Закона, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено.

Мнение автора жалобы об отсутствии у него императивно закрепленной обязанности регистрировать «личный кабинет» основано не неверном толковании действующего законодательства.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 804 "Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей".

Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности" при постановке организации на учет в РОСФИНМОНИТОРИНГ.

В соответствии с "Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, размещается на официальном сайте.

Доведение информации, предусмотренной пунктом 20 названных Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

Таким образом, правовой механизм защиты охраняемых Федеральным законом N 115-ФЗ отношений сводится к установлению такого порядка организации и осуществления контроля над потенциально противоправными операциями с денежными средствами и иным имуществом, при котором организации, которые в силу фактически осуществляемых операций либо возможных к осуществлению видов деятельности, в том числе прописанных в уставе организаций, могут осуществлять операции, признаваемые подконтрольными в целях Закона N 115-ФЗ, должны быть в обязательном порядке поставлены на учет в территориальных органах Росфинмониторинга, иметь в наличии согласованные Правила внутреннего контроля, ответственное должностное лицо, обученный персонал.

При этом, одновременно с обязанностью по постановке на учет на указанные организации также распространяется обязанность по соблюдению требований Закона N 115-ФЗ, в том числе в части наличия личного кабинета.

Изложенные выводы содержатся в информационном письме от 10.02.2016г. №50 Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Ссылка в жалобе на то, что судья городского суда не принял мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств по данному делу и не оценил представленные по делу доказательства, является несостоятельной и опровергается содержанием постановленного по делу судебного акта, из которого следует, что к выводу о наличии в действиях ООО «Ювелир Стайл» состава вмененного ему правонарушения судья пришел на основе исследованных в судебном заседании доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В целом, жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьей городского суда при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления судьи.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Ювелир Стайл» допущено не было.

При таком положении оснований для отмены постановления судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 августа 2016 года не имеется.

Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 10 августа 2016 года оставить без изменения, а жалобу ООО «Ювелир Стайл» – без удовлетворения.

Судья