61RS0045-01-2022-000794-14
Судья: Говорова О.Н. № 7.1-837/22
Р Е Ш Е Н И Е
11 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении директора муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1 по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе первого заместителя министра финансов Ростовской области ФИО2 на постановление судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 06 мая 2022 года,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 06 мая 2022 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении директора муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, первый заместитель министра финансов Ростовской области ФИО2 обжаловала его в Ростовский областной суд.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что ФИО1 как получателем средств, источником которых являются иные межбюджетные трансферты из областного бюджета допущено расходование данных средств на осуществление строительного контроля, что является нарушением порядка расходования межбюджетных трансфертов. Отсутствие нарушений п. п. 3.2, 3.3 соглашения № 72 от 23.06.2020 года на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры не является основанием для непривлечения ФИО1 к административной ответственности. Выводы судьи об отсутствии полномочий у министерства финансов Ростовской области по осуществлению проверки расходования межбюджетных трансфертов, и составлению протокола об административных правонарушениях противоречат бюджетному законодательству и законодательству об административных правонарушениях. Камеральная проверка Администрации Неклиновского района проведена и оформлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».
Одновременно автором жалобы заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 06.05.2022 года.
Разрешая заявленное ходатайство, не усматриваю препятствий для рассмотрения поданной в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок жалобы.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - начальник отдела выездных проверок контрольно-ревизионного управления министерства финансов Ростовской области ФИО3 поддержал доводы жалобы.
Защитник ФИО1 – Шпорт В.В. возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в представленном им письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с 31 января 2022 года по 11 февраля 2022 года министерством финансов Ростовской области проведена камеральная проверка Администрации Неклиновского района на предмет соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий.
В ходе проверки установлено, что муниципальным казенным учреждением Неклиновского района «Управление капитального строительства» заключен муниципальный контракт от 30.09.2020 № 69 с ООО «Облстройконтроль» на осуществление строительного контроля при строительстве объекта: «Строительство инженерной инфраструктуры микрорайона для многодетных семей в с. Троицкое Неклиновского района Ростовской области» на сумму 305 200 рублей.
Согласно Уставу муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» основными видами его деятельности являются исполнение от имени учредителя функций заказчика в сфере капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, градостроительства на территории Неклиновского района; осуществление контроля за проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием объектов, подконтрольных муниципальному казенному учреждению Неклиновского района «Управление капитального строительства».
Средства областного бюджета в сумме 305 200 рублей на основании платежного поручения от 30.11.2020 № 781517 направлены Администрации Неклиновского района для оплаты услуг по осуществлению строительного контроля.
Муниципальным казенным учреждением Неклиновского района «Управление капитального строительства» на основании заявки на кассовый расход от 03.12.2020 № 0000012 произведена оплата ООО «Облстройконтроль» в полном объеме.
Вместе с тем, в силу п. 5.6 Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.10.2012 № 945 (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) оплата услуг по проведению строительного контроля, иных функций заказчика, предусмотренных действующим законодательством и включенных в сводный сметный расчет проектной документации, утвержденной в установленном порядке, и авторского надзора на объектах муниципальной собственности, финансируемых за счет субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам, осуществляется за счет средств местного бюджета, предусмотренных на софинансирование объектов, за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта.
При наличии в структуре исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ростовской области службы заказчика по строительству строительный контроль осуществляется в рамках утвержденного муниципального задания за счет средств местного бюджета.
В связи с выявленным фактом оплаты расходов за счет средств областного бюджета на осуществление строительного контроля на объекте: «Строительство инженерной инфраструктуры микрорайона для многодетных семей в с. Троицкое Неклиновского района Ростовской области» на сумму 305 200 рублей и нарушением Порядка организации и финансирования из областного бюджета работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению мероприятий по благоустройству территории, а также ремонту автомобильных дорог, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 04.10.2012 № 945, в отношении директора муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Неклиновского районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, исходя из содержания заявки на кассовый расход № 00000412 от 03.12.2020 платеж осуществлялся за счет средств бюджета Неклиновского района.
Кроме того, судья районного суда при вынесении постановления о прекращении производства по делу, исходил из того, что должностные лица министерства финансов Ростовской области не вправе были осуществлять производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица казенного учреждения Неклиновского района, в том числе составлять протокол, представленный в материалы дела акт проверки не соответствует требованиям приказа Минфина России от 30.12.2020 № 340н.
Данные выводы сделаны преждевременно без учета всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании пп. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится, в том числе от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.
Администрации Неклиновского района средства иных межбюджетных трансфертов на выполнение работ по строительству инфраструктуры под жилую застройку в Троицком сельском поселении в сумме 6 147,7 тыс. руб. доведены министерством финансов Ростовской области согласно уведомлению о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, от 25.04.2020 № 6445 по КБК 809 0405 2320071330 540, а также уведомлению по расчетам между бюджетами от 29.04.2020 № 72 министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области по КБК 809 0502 2320071330 540 «Иные межбюджетные трансферты на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры в рамках подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» государственной программы Ростовской области «Комплексное развитие сельских территорий», в том числе на осуществление строительного контроля в сумме 305,2 тыс. руб. (л.д. 33, 259 том 1, л.д. 8 том 2).
Вышеуказанные средства на основании сметы доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств доведены муниципальному казенному учреждению Неклиновского района «Управление капитального строительства».
30 сентября 2020 года муниципальным казенным учреждением Неклиновского района «Управление капитального строительства» в лице директора ФИО1 заключен контракт № 69 с ООО «Облстройконтроль» на исполнение функций заказчика, в том числе осуществление строительного контроля (л.д. 19-31, том 1). Цена контракта является твердой и составляет 305 200 рублей – п. 2.1 контракта. Услуги ООО «Облстройконтроль» по названному контракту оплачиваются за счет средств областного бюджета – п. 2.4 контракта.
На основании заявки на кассовый расход от 03.12.2020 № 00000412, подписанной ФИО1 по КБК 902 04 05 2320071330 414 средства в сумме 305 200 рублей по муниципальному контракту от 30.09.2020 № 69 перечислены ООО «Облстройконтроль» (л.д. 32 том 1).
Судья районного суда оставил без внимания наличие в материалах дела доказательств того, что директор муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1 как получатель средств, источником которых являются иные межбюджетные трансферты из областного бюджета, допустил расходование данных средств на осуществление строительного контроля.
В то время как при наличии в структуре Администрации Неклиновского района службы заказчика по строительству - муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства», - строительный контроль осуществляется в рамках утвержденного муниципального задания за счет средств местного бюджета.
Кроме того, вывод судьи Неклиновского районного суда о том, что должностные лица министерства финансов Ростовской области не вправе были осуществлять производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица казенного учреждения Неклиновского района, в том числе составлять протокол, представленный в материалы дела, основан на ошибочном толковании норм права.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 4 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 5 данной статьи должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно абзацу второму части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых названным Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.15.3 настоящего Кодекса (в пределах своих полномочий).
Приказом Министерства финансов Ростовской области от 31.07.2017 года № 110 определен перечень должностных лиц министерства финансов Ростовской области, уполномоченных составлять протокол об административных правонарушениях, в числе которых названы заместители начальника управления, начальники отделов в составе управлений.
Исходя из анализа приведенных правовых норм заместитель начальника управления - начальник отдела выездных проверок контрольно-ревизионного управления министерства финансов Ростовской области уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного, содержащийся в постановлении судьи Неклиновского районного суда от 06 мая 2022 года вывод о том, что должностные лица министерства финансов Ростовской области не вправе были осуществлять производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица казенного учреждения Неклиновского района, в том числе составлять протокол, является не верным.
Заслуживают внимания доводы жалобы заместителя министра финансов Ростовской области о том, что камеральная проверка администрации Неклиновского района проведена и оформлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", а также приказом Министерства финансов Минфина России от 30.12.2020 N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля"
Судья в ходе рассмотрения дела не был лишен возможности истребовать для устранения возникших сомнений акт проверки в окончательной форме.
В ходе судебного разбирательства судьей Неклиновского районного суда дана неверная правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая то, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение настоящего административного правонарушения не истек, постановление судьи Неклиновского районного суда Ростовской области подлежит отмене, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении директора муниципального казенного учреждения Неклиновского района «Управление капитального строительства» ФИО1 подлежит направлению на новое рассмотрение в Неклиновский районный суд Ростовской области.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 06 мая 2022 года - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Неклиновский районный суд Ростовской области.
Судья