61RS0004-01-2021-012452-80
Судья Быченко С.И. №7.1-861/2022
Р Е Ш Е Н И Е
9 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «СЗ «СЕМАШКО» ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «СЗ «СЕМАШКО»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 июня 2022 года ООО «Специализированный застройщик «Семашко» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО «СЗ «СЕМАШКО» ФИО1 просит отменить постановление суда, производство по жалобе прекратить ввиду малозначительности содеянного, либо изменить наказание на предупреждение, применив ст.4.1.1 КоАП РФ, либо снизить размер наказания руководствуясь ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «СЗ «Семашко» ФИО1 доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, вменяемое нарушение допущено не по вине общества. Обратила внимание на то, что общество образовано только в марте 2020г., все работы осуществляет за счет заемных средств, по настоящее время не имеет дохода и с учетом сложного финансового положения, просила изменить меру наказания либо снизить размер штрафа.
Заслушав защитника, привлекаемого к административной ответственности юридического лица, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ определяет порядок проведения полевых археологических работ.
Одним из видов полевых археологических работ являются археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия (п.7 ст.45.1 N 73-ФЗ).
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п. 2 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (п. 4 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа) (п. 6 ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Постановлением председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11.11.2020 года в перечень выявленных объектов культурного наследия Ростовской области включен выявленный объект археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. – начало XIX в.)».
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании задания председателя комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от 11 ноября 2021 года № 188-21 должностными лицами названного комитета проведено выездное обследование объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. – начало XIX в.)» по адресу: <...> земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
10 ноября 2021 года в ходе данного мероприятия на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в границах объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. – начало XIX в.)» зафиксировано бурение и обустройство шпунтового ограждения (л.д. 182-184).
Уведомления о начале производства археологических полевых работ, а также информации об изменении территории объекта археологического наследия в комитет не поступало.
В 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области на основании акта государственной историко-культурной экспертизы согласован раздел 12 «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом П.М. Заславской, 1910-е гг.», расположенного по адресу: <...> литер А. Оценка воздействия строительства проектируемого жилого дома» проекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в <...> кадастровый номер земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН» (л.д. 37-74).
В указанном разделе в качестве мер защиты, снижающих влияние нового строительства на существующую застройку предусмотрено устройство шпунтового ограждения котлована из металлических труб.
Также в 2019 году комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области согласован План проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. – начало XIX в.)», в границах которого расположен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в зоне планируемых работ по объекту «Строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <...>».
Между ООО «СЗ «Семашко» и ООО «Дельта-Л» заключен договор подряда от 25.06.2020 № ДЛ-ЗАК-06/20 на выполнение комплекса научно-исследовательских спасательных работ (археологическое наблюдение) по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в зоне строительства объекта «Многоквартирный жилой дом с офисами и подземной автостоянкой в <...> кадастровый номер земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН». Окончательный срок выполнения работ, предусмотренный данным договором подряда 31.12.2021 года.
На момент проведения выездного обследования 11 ноября 2021 года разрешение (открытый лист) на проведение археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН у сотрудников ООО «Дельта-Л» отсутствовало.
Действия ООО «СЗ «СЕМАШКО» квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и виновность ООО «СЗ «СЕМАШКО» в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении № от 17.11.2021; Планом проведения спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта археологического наследия «Всесвятское (Старое) кладбище (конец XVIII в. - начало XIX в.)»; открытыми листами №1660-2020 со сроком действия с 24.08.2020г. по 22.06.2021г., №3167-2021 со сроком действия с 25.11.2021г. по 22.11.2022г.; заданием на проведение выездного обследования объекта археологического наследия; протоколом осмотра объекта культурного наследия от 11.11.2021; предписанием от 11.11.2021; постановлением Министерства культуры Ростовской области от 03.11.2017; постановлением Правительства Ростовской области от 01.11.2018; выпиской ЕГРН земельного участка; актом от 28.12.2012; постановлением Главы Администрации Ростовской области от 09.10.1998 года.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «СЗ «СЕМАШКО» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «СЗ «СЕМАШКО» состава вмененного административного правонарушения.
Не оспаривая совершение вменяемого административного правонарушения, защитник ООО «СЗ «СЕМАШКО» в жалобе приводит доводы о применении в рассматриваемом деле положений ст.4.1.1 КоАП РФ и просит назначить административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений ч.3 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 указанного Кодекса.
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует замену назначенного наказания на предупреждение в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части размера назначенного наказания.
Согласно частям 1, 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу требований ст.3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, считаю возможным снизить размер административного штрафа, установленного постановлением судьи районного суда от 03 июня 2022 года с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
По мнению судьи областного суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СЗ «Семашко», следует изменить, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СЗ «Семашко» - изменить, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части постановление Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «СЗ «Семашко», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «СЗ «Семашко» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья