Судья: Меликян С.В. Дело №7.1-884/2018
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО «Водные ресурсы» ФИО1 на постановление судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 10 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Водные ресурсы»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 10 июля 2018 года ООО «Водные ресурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, генеральный директор ООО «Водные ресурсы» ФИО1 просит постановление судьи районного суда от 10 июля 2018 года отменить, а производство по делу об административном правонарушении – прекратить, либо изменить назначенное обществу наказание, заменив определенный судьей районного суда штраф на предупреждение. В обоснование данных требований заявитель сослался на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, указав, что ООО «Водные ресурсы» проводит отбор и анализ проб в связи исполнением своих полномочий и взятых на себя обязательств по предоставлению сведений и в период реконструкцией очистных сооружений, а, следовательно, такая деятельность не подлежит лицензированию.
В судебное заседание явился представитель ООО «Водные ресурсы» ФИО2, действующий на основании доверенности от 29 августа 2018 года №62, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО3, действующий на основании доверенности от 24 июля 2018 года, в судебное заседание явился, просил в удовлетворении жалобы ООО «Водные ресурсы» отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При рассмотрении дела административным органом установлено, что ООО «Водные ресурсы» силами лабораторией контроля качества сточной воды (<...>) с октября 2017 года и по настоящее время, в нарушение п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ, осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно проводит для собственных нужд регулярные наблюдения с отбором проб и анализом природной воды (определение уровня загрязнения водного объекта) водного объекта река Малый Несветай на 35,5 км от устья, на 36,5 км от устья.
В ходе регулярных наблюдений ООО «Водные ресурсы» в природной воде водного объекта определяются следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, сухой остаток (минерализация), железо общ., БПК полное, БПК5, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, ионы аммония, азот аммонийный, нитраты, нитриты, фосфаты, СПАВ, Алюминий, сульфиды, ХПК, водородный показатель.
Лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) ООО «Водные ресурсы» не имеет.
ООО «Водные ресурсы» имеет решение о предоставлении водных объектов в пользование от 28 июня 2017 года №61-05.01.05.009-Р-РСВХ-С-2017-01706/00 (далее - Решение).
Пунктом 13 Решения определено, что вода в водном объекте - р. Малый Несветай в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать определенным требованиям, исходя из нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Место сброса сточных вод ООО «Водные ресурсы» в водный объект р. Малый Несветай на 36 км от устья.
Согласно ситуационному плану местности, представленному в проекте НДС, створ фоновых концентраций ООО «Водные ресурсы» расположен р. Малый Несветай (36,5 км от устья) - 500 м выше сброса сточных вод.
В соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года №99-ФЗ деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) подлежит лицензированию.
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1216, установлен закрытый перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Подпунктом «б» пункта 2 вышеуказанного Положения в перечень работ, составляющих деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, включены работы (услуги) по определению уровня загрязнения водных объектов.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-р утвержден «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее - Перечень). В данный перечень загрязняющих веществ входят все вещества, определяемые ООО «Водные ресурсы» в водном объекте - р. Малый Несветай: нефтепродукты (п. 74 Перечня), железо (п. 47 Перечня), взвешенные вещества (п. 166 Перечня), БПК полное (п. 165 Перечня), сульфаты (п. 98 Перечня), хлориды (п. 129 Перечня), БПК5 (п. 164 Перечня), ионы аммония (п. 5 Перечня), нитраты (п. 76 Перечня), нитриты (п. 77 Перечня), фосфаты (п. 121 Перечня), СПАВ (п. 92 Перечня), алюминий (п. 2 Перечня), сульфиды (п. 99 Перечня).
Согласно п. 13 и п. 16 ГОСТ 27065-86 (СТ СЭВ 5184-85) «Государственный стандарт Союза ССР. Качество вод. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1986 № 3306), загрязнение вод - поступление в водный объект загрязняющих веществ, микроорганизмов или тепла; источник загрязнения вод - источник, вносящий в водные объекты загрязняющие воду вещества, микроорганизмы или тепло.
В ходе исследований ООО «Водные ресурсы» регулярно отбирались пробы природной воды водного объекта - р. Малый Несветай на отдельные загрязняющие вещества, что подтверждается актами отбора и протоколами КХА. Таким образом, ООО «Водные ресурсы» проводятся работы по определению уровня загрязнения водного объекта - р. Малый Несветай. Данные работы проводятся ООО «Водные ресурсы» по утвержденной программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной и используются для собственных нужд предприятия, в том числе, для формирования Проекта НДС.
Это подтверждается также «Планом водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта для ООО «Водные ресурсы», а также отчетами о выполнении плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта, представленными ООО «Водные ресурсы» в Донское бассейновое водное управление (письмо Донское БВУ от 05.06.2018 № 01-15/1026) и в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (письмо от 05.06.2018 № 28.3- 28.2.2/2760).
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу, что ООО «Водные ресурсы» осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию и не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) – проводит работы по определению уровня загрязнения водных объектов, не имея лицензии на данную деятельность, квалифицировав действия ООО «Водные ресурсы» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральный закон от 19 июля 1998 года №113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ) устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 19 июля 1998 года №113-ФЗ юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года №1216, определяет порядок лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства.
Лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (пункт 3 Положения).
Как подтверждается материалами дела, ООО «Водные ресурсы» проводило работы по определению уровня загрязнения водных объектов в отсутствие соответствующей лицензии в нарушение пункта 2 Положения.
Вина ООО «Водные ресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, напрямую подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены судьей районного суда в соответствии с положениями КоАП РФ с позиций их допустимости, относимости и достоверности, а вся их совокупность - с позиции достаточности.
При указанных обстоятельствах вывод судьи о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, вины ООО «Водные ресурсы» в совершении указанного административного правонарушения основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в его виновности не усматривается.
Совершенное ООО «Водные ресурсы» административное правонарушение квалифицировано правильно по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление судьи районного суда о привлечении ООО «Водные ресурсы» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Ссылки в жалобе на отсутствие в действиях ООО «Водные ресурсы» состава вмененного ему правонарушения, базирующиеся на утверждениях о том, что общество проводит изыскания в рамках производственного контроля, а именно – лабораторные химико-аналитические исследования проб воды в рамках деятельности по реконструкции очистных сооружений, подлежат отклонению, поскольку реальной целью химического анализа воды является определение ее загрязнения.
ООО «Водные ресурсы» проводит работы по определению уровня загрязнения водного объекта, результаты которых используются ООО "Водные ресурсы" для согласования Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих в поверхностный водный объект со сточными водами, что не может быть расценено, как исполнение обязанности по мониторингу водного объекта.
При этом, данные о гидрохимической характеристике водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод и данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, должны быть приняты по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.
Однако ООО «Водные ресурсы» проводит работы по определению уровня загрязнения водных объектов в отсутствие соответствующей лицензии, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
То обстоятельство, что ООО Водные ресурсы» заключены договоры с подрядными организациями на проведение работ фактически по реконструкции очистных сооружений не свидетельствует о том, что общество осуществляет деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Соответственно, деятельность общества по отбору проб и определению загрязнения водного объекта реки Малый Несветай не относится к исключению указанному в п. 45 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного принятое по делу постановление судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 10 июля 2018 года следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 10 июля 2018 года оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Водные ресурсы» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья