ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-109/2014 от 03.12.2014 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 РЕШЕНИЕ

 от 3 декабря 2014 года по делу №7.2-109/2014

 Судья Верховного Суда Республики Мордовия Г.К. Екония с участием секретаря судебного заседания И.Н. Хальмеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании от 3 декабря 2014 года в городе Саранске жалобу защитника Р.В. Черашева на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 октября 2014 года,

 установил:

 11 июля 2014 года специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и органов власти Мордовского УФАС России ФИО13 составил в отношении Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 протокол <№> об административном правонарушении.

 В протоколе указано на то, что в Республике Мордовия имеется Уркатское месторождение карбонатных пород, расположенное в <адрес>.

 Уркатское месторождение карбонатных пород разрабатывалось ЗАО «Уркат» на основании лицензии на пользование недрами, зарегистрированной 6 сентября 2004 года сроком действия до 6 сентября 2024 года.

 Приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 31 августа 2007 года №31-н право пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, предоставленное на основании указанной лицензии, досрочно прекращено.

 9 сентября 2013 года в Минлесхоз Республики Мордовия поступила заявка ООО «МАПО-ТРАНС» на предоставление права краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород.

 Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 25 сентября 2013 года №840 ООО «МАПО-ТРАНС» предоставлено такое право на один год по основанию, предусмотренному статьёй 21.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».

 11 октября 2013 года Минлесхоз Республики Мордовия выдало ООО «МАПО-ТРАНС» лицензию на пользование недрами Уркатского месторождения карбонатных пород сроком действия до 7 октября 2014 года.

 Между тем, по выводу Комиссии Мордовского УФАС России, предоставление права краткосрочного пользования соответствующим участком недр по основанию, предусмотренному статьёй 21.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах», возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

 - право пользования соответствующим участком недр прекращено досрочно;

 - приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, то есть решение о новом пользователе недр должно приниматься уполномоченным органом незамедлительно, поскольку процесс добычи полезных ископаемых не должен приостанавливаться.

 Право пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород прекращено досрочно 31 августа 2007 года, с августа 2007 года по октябрь 2013 года пользование недрами Уркатского месторождения карбонатных пород не осуществлялось. Поэтому Минлесхоз Республики Мордовия не могло предоставить право краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород ООО «МАПО-ТРАНС» по основанию, предусмотренному статьёй 21.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах». У Минлесхоза Республики Мордовия было достаточно времени для проведения мероприятий, направленных на проведение торгов по предоставлению права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород.

 Приняв решение о предоставлении ООО «МАПО-ТРАНС» права краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, Минлесхоз Республики Мордовия поставило указанное юридическое лицо в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые заинтересованы или могли быть заинтересованы в предоставлении такого же права, и ограничило конкуренцию на рынке разработки полезных ископаемых. При этом указано на то, что в адрес Правительства Республики Мордовия поступило письмо ООО «Кремль» о предоставлении права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород (входящий №8090 от 16 сентября 2013 года, в Минлесхоз Республики Мордовия поступило 18 сентября 2013 года).

 Приказом Мордовского УФАС России от 7 мая 2014 года №98-од в отношении Минлесхоза Республики Мордовия возбуждено дело №152 о нарушении антимонопольного законодательства.

 Решением комиссии Мордовского УФАС России от 18 июня 2014 года установлен факт нарушения Минлесхозом Республики Мордовия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На момент совершения правонарушения и на момент составления протокола Министром лесхоза Республики Мордовия являлся ФИО1, и указанное решение Комиссия Мордовского УФАС России послужило поводом к возбуждению в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановлением заместителя руководителя Мордовского УФАС России – начальника отдела ФИО8 от 25 июля 2014 года Министр лесхоза Республики Мордовия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на него наложен административный штраф в размере <данные изъяты> рублей.

 Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 октября 2014 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 на это постановление оставлена без удовлетворения.

 Защитник Р.В. Черашев в интересах Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 подал жалобу на решение судьи районного суда, ссылаясь на то, что ООО «Кремль» не предоставило надлежащую заявку на получение права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, письмо ООО «Кремль» в Правительство Республики Мордовия надлежащей заявкой не является. Надлежащая заявка предоставлена только ООО «МАПО-ТРАНС». Закон не требует проведения аукциона о предоставлении права краткосрочного пользования участком недр. Уркатское месторождение карбонатных пород включено в Перечень участков недр местного значения в Республике Мордовия только 26 мая 2014 года и проведение аукциона на предоставление права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород в сентябре 2013 года было технологически невозможно. В действиях Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Просил отменить постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда по жалобе на это постановление и прекратить производство по делу.

 В судебное заседание Министр лесхоза Республики Мордовия ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещён, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил.

 При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.

 В судебном заседании защитник Р.В. Черашев в интересах Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.В судебном заседании представитель Мордовского УФАС России ФИО15 относительно жалобы возразила.

 Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность решения судьи районного суда, судья верховного суда республики приходит к следующему.

 Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Часть 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Издание Минлесхозом Республики Мордовия ограничивающего конкуренцию акта о предоставлении ООО «МАПО-ТРАНС» права краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается материалами дела и сомнения в достоверности не вызывает.

 При таких обстоятельствах заместитель руководителя Мордовского УФАС России – начальник отдела ФИО8 пришёл к обоснованному и правильному выводу о наличии в действиях Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 настоящего Кодекса для данной категории дел.

 Административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом на правонарушителя наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 настоящей статьи.

 Разрешая жалобу на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда, дав надлежащую оценку доказательствам, пришёл к обоснованному и правильному выводу о законности обжалуемого постановления.

 Доводы жалобы о том, что ООО «Кремль» не предоставило надлежащую заявку на получение права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, письмо ООО «Кремль» в Правительство Республики Мордовия надлежащей заявкой не является и надлежащая заявка предоставлена только ООО «МАПО-ТРАНС», отклоняются.

 Согласно статье 21.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» предоставление юридическому лицу (оператору) права краткосрочного пользования соответствующим участком недр возможно только в случае досрочного прекращения права пользования таким участком недр, если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно.

 Из этого следует, что только при этих условиях, указанных в настоящей статье, Минлесхоз Республики Мордовия могло без проведения аукциона предоставить ООО «МАПО-ТРАНС» право краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород.

 Это также следует из положений подпункта 2 пункта 2 Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 апреля 2012 года №137 «О регулировании недропользования в Республике Мордовия».

 В данном случае Уркатское месторождение карбонатных пород разрабатывалось ЗАО «Уркат», его право пользования таким участком недр прекращено досрочно 31 августа 2007 года, и с августа 2007 года по октябрь 2013 года пользование недрами Уркатского месторождения карбонатных пород не осуществлялось.

 При таком положении дела Минлесхоз Республики Мордовия не могло без проведения аукциона предоставить ООО «МАПО-ТРАНС» право краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, и изданный Минлесхозом Республики Мордовия акт о предоставлении ООО «МАПО-ТРАНС» права краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород ограничивает конкуренцию.

 Ненадлежащее оформление ООО «Кремль» заявки на получение права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород, даже в случае установления указанного обстоятельства, значения для дела не имеет и факта ограничения Минлесхозом Республики Мордовия конкуренции не опровергает.

 Доводы жалобы о том, что закон не требует проведения аукциона о предоставлении права краткосрочного пользования участком недр, также отклоняются.

 Действительно, в случае предоставления права краткосрочного пользования соответствующим участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на таком участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, аукцион не проводится.

 Однако, как уже указывалось ранее, законных оснований для предоставления ООО «МАПО-ТРАНС» права краткосрочного пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород не имелось. Действия Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 квалифицированы правильно.

 Соответственно, доводы жалобы о том, что Уркатское месторождение карбонатных пород включено в Перечень участков недр местного значения в Республике Мордовия только 26 мая 2014 года и проведение аукциона на предоставление права пользования недрами Уркатского месторождения карбонатных пород в сентябре 2013 года было технологически невозможно, как и доводы жалобы о том, что в действиях Министра лесхоза Республики Мордовия ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также отклоняются.

 Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

 Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики

 решил:

 оставить решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 3 октября 2014 года без изменения, жалобу защитника Р.В. Черашева без удовлетворения.

 Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

 Судья Верховного Суда

 Республики Мордовия                                 Г.К. Екония