ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-131/20 от 22.07.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

от 22 июля 2020 г. по делу № 7.2-131/2020

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович, рассмотрев в г. Саранске Республики Мордовия жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № <№> от 27 марта 2020 г. и решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <№> от 27 марта 2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Решением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление должностного лица и на решение судьи, просит их отменить. Указывает на то, что в мобильном приложении личного кабинета «Платон» имелись сведения об остатке денежных средств на лицевом счете и отсутствовала информация об окончании срока службы бортового устройства, сообщение не присылалось. Согласно данным страницы личного кабинета «Платон» компьютерной версии срок окончания службы бортового устройства истекал 7 июня 2020 г., а с 13 июня 2020 г. указанный срок продлен до 6 августа 2020 г. на основании протокола Правительственной комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. № 3 и письма Министерства транспорта Российской Федерации от 23 марта 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19.

В судебное заседание ФИО1 не явился. Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют. ФИО1 просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда считает возможным рассмотреть дела в отсутствие указанного лица.

Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.

Частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.

Согласно части первой статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 (далее по тексту - Правила № 504).

Из материалов дела следует, 19 марта 2020 г. в <дата> часов <дата> минут по адресу: <адрес> автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> Республики Мордовия собственник (владелец) транспортного средства марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак <№> (<№>), в нарушение требований части первой статьи 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ допустил осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

ФИО1 является собственником транспортного средства марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак <№>

В соответствии с договором безвозмездного пользования <№> от <дата> г. и актом передачи бортового устройств за указанным транспортным средством закреплено бортовое устройство <№>

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья в качестве доказательств его вины в совершении указанного административного правонарушения принял во внимание постановление по делу об административном правонарушении <№> от <дата> г., договор безвозмездного пользования <№> от <дата> г., акт передачи бортового устройства <№>, свидетельство о поверке <№> от <дата> г.

Каких-либо сомнений в виновности ФИО1 материалы дела не содержат, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении не нарушен.

Довод жалобы ФИО1 об остатке денежных средств на лицевом счете в мобильном приложении не может быть принят во внимание, поскольку наличие денежных средств на лицевом счете не влечет освобождение лица от административной ответственности.

Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы (пункт 3 Правил). Система взимания платы - совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 2 Правил).

Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы, представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется оператором в электронном виде (пункт 4 Правил).

Оператором в соответствии с действующим законодательством выступает ООО «РТИТС».

Из ответа ООО «РТИТС» от 19 мая 2020 г. № <№> следует, что в соответствии с договором безвозмездного пользования <№> от <дата> г. и актом передачи за транспортным средством с государственный регистрационным знаком <№> с 26 февраля 2019 г. закреплено бортовое устройство <№>. На момент фиксации проезда 19 марта 2020 г. <данные изъяты> на <адрес> автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>», срок службы указанного бортового устройства истек, оформленная маршрутная карта отсутствовала.

Согласно пункту 7 Правил до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

Поскольку процесс взимания платы осуществляется в автоматическом режиме при проезде соответствующих участков (рамок), функционирование данной системы ставится в зависимость от работы бортового устройства и наличия денежных средств на счете.

Оператор ежедневно единым платежом по реквизитам, представленным Федеральным дорожным агентством, перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, размер которых рассчитывается путем сложения всех платежей, произведенных собственниками (владельцами) транспортных средств за пройденные транспортными средствами маршруты по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения за прошедшие сутки в целях внесения платы (по состоянию на 1 час 00 минут по московскому времени дня, следующего за отчетным), а также задолженности по внесению платы (пункт 16 Правил).

Согласно пункту 8 Правил, в случае неисправности или утраты закрепленного за транспортным средством бортового устройства или стороннего бортового устройства собственник (владелец) транспортного средства до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 Правил.

В случае если неисправность бортового устройства или стороннего бортового устройства возникла во время движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, собственник (владелец) транспортного средства после остановки транспортного средства на стоянке доводит до оператора в порядке, предусмотренном разделом IV Правил, информацию о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в том числе информацию о пройденном маршруте с неисправным бортовым устройством или сторонним бортовым устройством, а также обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 Правил.

Совокупностью положений пунктов 10, 107 Правил предусмотрено, что в случае выявления неисправности бортового устройства в процессе движения по маршруту, собственник (владелец) транспортного средства должен продолжить движение до места стоянки, оттуда довести до оператора в том числе данные о факте неисправности в колл-центр и ждать проверки этой информации и выдачи маршрутной карты. Только при получении маршрутной карты автомобиль вправе продолжить движение.

В данном случае эти требования ФИО1 выполнены не были. Несмотря на нерабочее бортовое устройство, собственник транспортного средства не сообщил оператору о неисправности, не оформил маршрутную карту.

При этом оформление маршрутной карты осуществляется при наличии денежных средств на счете, следовательно, при движении в соответствии с маршрутной картой денежные средства могут быть удержаны оператором с этого счета. Однако, в данном случае вследствие истечения срока службы бортового устройства и отсутствия маршрутной карты, денежные средства не могли быть списаны в автоматическом режиме оператором.

В пункте 12 Правил перечислены случаи, которые считаются движением без внесения платы.

Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, при этом внесение такой платы является обязательным.

Выписка операций за период с 1 по 31 марта 2020 года, предоставленная ФИО1, не подтверждает факт наличия на момент фиксации правонарушения 19 марта 2020 г. в <дата> секунд положительного баланса на расчетном счете, поскольку содержит информацию о зачислении денежных средств 7 и 24 марта 2020 г., что не исключает вероятности наличия отрицательного баланса на конкретную дату внутри указанного периода. Помимо размещения плательщиком денежных средств на счете, оператор должен иметь возможность их списать (на основании данных бортового устройства или содержания маршрутной карты). В данном случае такая возможность у оператора отсутствовала.

Довод жалобы ФИО1 о том, что сообщения об окончании срока службы бортового устройства не приходили, а также то, что указанный срок продлен, являются необоснованными, так как при передаче ФИО1 бортового устройства по акту передачи 26 февраля 2019 г. лицу передан паспорт устройства, где указывается дата изготовления, первичная поверка и срок службы бортового устройства.

Согласно пункту 3.5 Договора безвозмездного пользования договор прекращает свое действие в случае истечения срока службы бортового устройства.

Согласно пункту 2.2.1 Договора ссудодатель вправе отключить бортовое устройство в случае не предоставления бортового устройства для проведения ремонтных, профилактических и иных работ, связанных с техническим обслуживанием бортового устройства.

Таким образом срок поверки (службы) бортового устройства истек 9 марта 2020 г.

В связи с указанными обстоятельствами у ООО «РТИТС» имелись основания для отключения бортового устройства в день истечения срока его поверки.

Информация о сроке службе бортового устройства и об обязанности предоставить бортовое устройство в установленный срок в целях проведения ремонтных работ ФИО1 была известна, о чем указано в условиях договора как обязанность ссудополучателя.

Довод жалобы о продлении срока службы бортового устройства с даты его истечения, не может быть принят во внимание, поскольку согласно информации, представленной ООО «РТИТС» использование бортовых устройств, срок службы которых истек, разрешается с 24 марта 2020 г., однако сведения о том, что использование указанного устройства возможно 19 марта 2020 г., в момент фиксации административного правонарушения, в суд не представлено.

Постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <№> от 27 марта 2020 г. вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью первой статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушения порядка привлечения к административной ответственности не установлено.

Административное наказание назначено в пределах санкции частью первой статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Разрешая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, суд пришел к правильному выводу о законности обжалуемого постановления, приведя в мотивировочной части решения обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.

Доводы жалобы в целом сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда.

Оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и решения суда, оснований для освобождения от административной ответственности или прекращения производства по делу не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики

р е ш и л:

оставить постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <№> от 27 марта 2020 г. и решение судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 2 июня 2020 г. без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов