Судья Балясина И.Г. Дело № 7.2-160/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре Яшкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Кочеватова Е.П. на решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочеватова Е.П.,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 27 апреля 2018 г. директор ГКУ «Социальная защита населения по Чамзинскому району Республики Мордовия» Кочеватов Е.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кочеватов Е.П. подал жалобу на указанное постановление должностного лица.
Решением судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. постановление должностного лица изменено в части переквалификации действий Кочеватова Е.П. с части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, Кочеватов Е.П. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Кочеватов Е.П. на рассмотрение жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен, сведений о причинах неявки не представил, и отложить рассмотрение жалобы не просил.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Защитник Захарова И.В. просила удовлетворить жалобу по указанным в ней основаниям.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы.
Согласно части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Кочеватов Е.П. признан виновным в совершении действий, выразившихся в заключении запрещенного в соответствии с действующим законодательством соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, и участии в нём. Действия Минсоцзащиты, ООО «<данные изъяты>» и государственных казённых учреждений, осуществляющих функцию государственного органа по социальной защите населения, и в частности ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» квалифицированы юрисдикционным органом как антиконкурентное соглашение, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, учитывая их относительную синхронность, единство цели и последствия, выразившиеся в заключении контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (далее - АИС ЭСРН Республики Мордовия) с единственным поставщиком без изучения рынка закупаемых услуг. Доказательствами антиконкурентного соглашения признана следующая последовательность взаимообусловленных действий вышеназванных его участников: опубликование в сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН Республики Мордовия; аннулирование открытого конкурса, заявки на участия в котором поданы тремя хозяйствующими субъектами, в том числе ООО «<данные изъяты>»; отказ от проведения повторной конкурентной процедуры; перераспределение суммы, предусмотренной на закупки вышеназванной услуги между государственными казёнными учреждениями, подведомственными Минсоцзащите Республики Мордовия и заключение ими контрактов с единственным поставщиком – ООО «<данные изъяты>», содержание которых позволяло Минсоцзащите Республики Мордовия осуществлять контроль услуг, оказываемых поставщиком.
Юрисдикционный орган установил, что вышеназванное соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе для ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ранее подававших заявки на участие в отмененном открытом конкурсе на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН Республики Мордовия.
Из материалов дела следует, что с 1 апреля 2009 г. Кочеватов Е.П. назначен на должность директора ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» (приказ № <№> от <дата> г.).
11 апреля 2015 г. между ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ», в лице его директора Кочеватова Е.П. и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт № <№>.
По результатам рассмотрения антимонопольного дела № <№> комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия принято решение от 23 августа 2017 г. о признании в действиях в том числе ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ, выразившегося в заключении в 2015 году контракта об оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН Республики Мордовия, а именно контракта № <№> от 11 апреля 2015 г. и участии в нем, что привело к ограничению конкуренции.
12 апреля 2018 г. ведущим специалистом-экспертом отдела контроля товарных рынков и органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в присутствии Кочеватова Е.П. составлен протокол № <№> об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из протокола об административном правонарушении, событие административного правонарушения выразилось в заключении единоличным исполнительным органом управления Учреждения запрещенного в соответствии с действующим законодательством соглашения, которое привело к ограничению конкуренции, и участии в нем.
27 апреля 2018 г. временно исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия рассмотрено административное дело и принято постановление № <№> о наложении административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о совершении Кочеватовым Е.П. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В протоколе об административном правонарушении местом совершения правонарушения указан г. Саранск.
8 мая 2018 г. жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана Кочеватовым Е.П. в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
30 мая 2018 г. жалоба Кочеватова Е.П. направлена судьёй Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия по подведомственности в Чамзинский районный суд Республики Мордовия.
Пункт 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность обжалования вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд. При этом подсудность дела по жалобе на данное постановление определяется по месту рассмотрения дела об административном правонарушении, которым, по общему правилу, признается место совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как было указано выше, юрисдикционный орган, вменяя Кочеватову Е.П. совершение правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из конкретных обстоятельств, перечисленных в фабуле обвинения, установил, что местом совершения правонарушения является г. Саранск.
Данный вывод соответствует фабуле инкриминированного Кочеватову Е.П. обвинения в совершении административного правонарушения. При этом юрисдикционный орган исходил из того, что возможность определить содержание устного соглашения путём оценки буквального значения содержащихся в его условиях слов и выражений или сопоставления его условий заведомо отсутствует, а поэтому действительная воля сторон и цель соглашения выясняется согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с учётом всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие соглашения, переговоры, переписку, практику, установившуюся во взаимных отношения сторон, обычаи, последующее поведение сторон; факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
В материалах дела имеется контракт от 11 апреля 2015 г., заключенный Кочеватовым Е.П. от имени ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» и ООО «<данные изъяты>». Местом заключения контракта указан г.о. Саранск.
Статьёй 2 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 114-З «Об установлении границы городского округа Саранск и наделении его статусом городского округа» установлен перечень населенных пунктов, входящих в территорию городского округа Саранск - г. Саранск, р.п. Луховка, р.п. Николаевка, р.п. Ялга, с. Горяйновка, с. Грибоедово, п. Добровольный, с. Зыково, д. Ивановка, с. Куликовка, с. Макаровка, с. Монастырское, с. Напольная Тавла, п. Озерный, д. Полянки, п. Пушкино и д. Танеевка.
Следовательно, неуказание в контракте населенного пункта, в котором он заключен означает, что место заключения контракта фактически не указано, а потому в силу статьи 444 Гражданского кодекса Российской Федерации он считается заключенным в месте нахождения оферента (лица, направившего оферту).
ГКУ «Соцзащита населения по Чамзинскому району РМ» сообщила о том, что контракт заключен по инициативе обеих сторон по месту нахождения учреждения соцзащиты населения.
Данное сообщение не может быть положено в основу решения, т.к. в контракте место его заключения не указано, а утверждение о том, что оферентами договора являлись обе стороны договора, правовому толкованию не подлежит.
Исходя из фабулы инкриминированного Кочеватову Е.П. обвинения, инициатива заключения антиконкурентного соглашения исходила от участников соглашения, располагавшихся в г. Саранске.
Об этом свидетельствуют сообщения, поступившие от учреждений социальной защиты по Кочкуровскому, Зубово-Полянскому, Ичалковскому, Дубенскому районам Республики Мордовия, из которых следует, что оферентами заключения контрактов являлся ООО «<данные изъяты>», что согласуется с инкриминированным юрисдикционным органом обвинением в заключении антиконкурентного соглашения.
Сообщение ООО «<данные изъяты>» от 17 сентября 2018 г. исходящий номер 116 о том, что оферентами контрактов выступали государственные казённые учреждения социальной защиты населения, не может быть положено в основу решения как противоречащее установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия не может быть признано законным, т.к. жалоба Кочеватова Е.П. рассмотрена с нарушением правил подведомственности, т.к. местом совершения вменённого административного правонарушения является г. Саранск.
Пунктом 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
С учётом изложенного обжалуемое решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. подлежит отмене, а жалоба Кочеватова Е.П. и дело об административном правонарушении – направлению на рассмотрение по существу в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Доводы жалобы Кочеватова Е.П. подлежат оценке при рассмотрении дела об административном правонарушении в Ленинском районном суде г. Саранска Республики Мордовия.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решил:
решение судьи Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30 июля 2018 г. отменить, жалобу Кочеватова Е.П. направить в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия для рассмотрения по существу.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов