Судья Парамонов С.П.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу № 7.2-194/2017
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре Ивашкиной Е.В., рассмотрев 23 ноября 2017 г. в г. Саранске жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Энергия» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия от 25 августа 2017 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 сентября 2017 г., вынресенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Энергия» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия, заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия ФИО5 от 25 августа 2017 г. директор общества с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее ООО «Энергия») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 сентября 2017 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, директор ООО «Энергия» ФИО1 просит отменить указанное решение судьи, производство по делу прекратить, поскольку считает его незаконным, нарушающим его имущественные права. Указывает, что на территории ООО «Энергия» отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ. Термодемеркуризационная установка УРЛ-2М демонтирована в соответствии с решением от 01 сентября 2016 г. и упакована в пленку; ООО «Энергия» в настоящее время фактически не осуществляет работы по обезвреживанию ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных ламп, утративших потребительские свойства, ввиду экономической нецелесообразности; лицензия, имеющаяся у ООО «Энергия» свидетельствует о праве, а не обязанности организации заниматься деятельностью по обезвреживанию, сбору и транспортировке ртутных ламп, наличие лицензии не является основанием постановки на учет неэксплуатируемых объектов; для неэксплуатируемых объектов законом предусмотрено правило регистрации в течение шести месяцев с начала эксплуатации; договоры, заключенные ООО «Энергия» с ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Мордовия» и АО «Мордовавтодор», не исполнены; постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов; государственному учету подлежат лишь те объекты, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которые находятся в эксплуатации; ООО «Энергия» не осуществляет такую деятельность; ООО «Энергия» не имеет функционирующих опасных объектов, подлежащих постановке на государственный учет; заявка, направленная ООО «Энергия» в электронном виде, была отклонена по причине отсутствия в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 Постановления Правительства РФ от 26 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее Правила), в том числе сведений о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат (п. д), сведений об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. е), представить которые физически невозможно ввиду того, что спорный объект не эксплуатируется, демонтирован, выбросов, подлежащих измерению, не производит. Также указывает, что им как руководителем организации предприняты все возможные меры для постановки объекта - демеркуризационной установки УРЛ-2м на учет, однако постановка на учет, по независящим от него обстоятельств, невозможна ввиду того, что объект не функционирует, не производит выбросов, сведения об объемах которого необходимы для постановки на учет; поскольку действующее законодательство предусматривает постановку на государственный учет эксплуатируемых объектов (часть 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ)), в настоящем случае отсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседании директор ООО «Энергия» ФИО1, его защитник Смирнова Т.И. доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение судьи.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.
Согласно статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
Частью 1 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на учет осуществляется на основании заявки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 219-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны в течение двух лет с момента вступления в силу указанного закона (01 января 2015 г.) поставить такие объекты на государственный учет в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Как следует из материалов дела, при проведении мониторинга сотрудником отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учёт, установлено, что ООО «Энергия» принадлежит оборудование и (или) установка по обезвреживанию отходов производства и потребления I класса опасности - термодемеркуризационная установка УРЛ-2м в количестве 1 штука, не прошедшее процедуру, установленную статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, а также имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов I класса опасности <№>.
Письмами от 30 декабря 2016 г., от 23 января 2017 г., адресованными ООО «Энергия», Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия даны разъяснения о постановке указанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС), на учет.
26 июня 2017 г. в ООО «Энергия» направлено уведомление о необходимости постановки объекта на государственный учет.
08 августа 2017 г. в 12 час. 00 мин. Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия в рамках рассмотрения поступившей информации от отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия выявлено невыполнение ООО «Энергия» обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта.
В связи с неисполнением установленной законом обязанности, 25 августа 2017 г. директор ООО «Энергия» ФИО1, как лицо, ответственное за постановку на государственный учет объектов, оказывающих активное воздействие на окружающую среду, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Оставляя без изменения постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о совершении директором ООО «Энергия» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод судьи основан на правильном применении закона.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правил родовой и территориальной подведомственности; постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия директора ООО «Энергия» ФИО1 в соответствии с установленными обстоятельствами.
Действия директора ООО «Энергия» ФИО1 правильно квалифицированы по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание заменено на предупреждение.
Жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьёй районного суда всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.
Довод жалобы о том, что термодемеркуризационная установка с сентября 2016 г. не функционирует, демонтирована, не может повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда. По делу об административном правонарушении установлено, что ООО «Энергия» имеет лицензию, предусматривающую разрешение, в том числе на обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп. Термодемеркуризационная установка имелась в ООО «Энергия», которая эксплуатировалась, о чём свидетельствует проект предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) со сроком действия до 2013 г. На предприятие поступали на утилизацию отработанные ртутьсодержащие лампы, ООО «Энергия» заключала договоры на обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп.
Из письменного объяснения ФИО1 установлено, что обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была исполнена, т.к. она была подана в электронном виде.
Данное обстоятельство противоречит тому факту, что ООО «Энергия» не представило в Управление Росприроднадзор по Республике Мордовия акт о консервации или ликвидации термодемеркуризационной установки.
Правила определяют порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что для исключения объекта из государственного реестра, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют копию акта о консервации, ликвидации объекта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту его постановки на учет.
В письме директора ООО «Энергия» в адрес Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 09 января 2017 г. сообщено, что термодемеркуризационная установка не функционирует.
Таким образом, ООО «Энергия» не заявляла ни о консервации, ни о ликвидации термодемеркуризационной установки.
Более того директор ООО «Энергия» пояснил, что общество не намерено отказываться от лицензии, предусматривающей деятельность по обезвреживанию отработанных ртутьсодержащих ламп.
Акт о консервации термодемеркуризационной установки от 11 января 2016 г. не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного ему правонарушения, т.к. в акте указан срок консервации до 11 января 2017 г., а уведомление о необходимости постановки объекта на государственный учет датировано 26 июня 2017 г.
Акт о демонтаже термодемеркуризационной установки от 01 сентября 2016 г. также не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного ему правонарушения, т.к. из его содержания не представляется возможным определить, в чём выразился демонтаж оборудования, с какой целью он произведен (изменение месторасположения оборудования), исключает ли он возможность дальнейшей эксплуатации термодемеркуризационной установки, связан ли он с временной консервацией оборудования до 11 января 2017 г.
Довод жалобы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав правонарушения, т.к. обязанность подать заявку о постановке на учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, возникает только в случае фактической хозяйственной деятельности с использованием соответствующего оборудования, опровергается вышеперечисленными обстоятельствами, свидетельствующими о ненаправлении стороны ООО «Энергия» в адрес Управления Роспироднадзора по Республике Мордовия официальных документов, свидетельствующих о консервации или ликвидации термодемеркуризационной установки, означающих отказ предприятия от хозяйственной деятельности с использованием объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Довод жалобы о том, что ФИО1 был лишен возможности предоставить сведения об уровне, массе, объёме выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ввиду фактического неиспользования термодемеркуризационной установки, отклоняется как несостоятельный, т.к. данные показатели определяются при инвентаризировании стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и составлении проекта предельно-допустимых выбросов. Если субъект хозяйственной деятельности не ликвидирует или консервирует оборудование, являющееся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, он обязан принять меры к составлению проекта предельно-допустимых выбросов. Невыполнение указанной обязанности является субъективной, а не объективной причиной отклонения заявки о постановке на учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. При этом к доводам ФИО1 о неосуществлении хозяйственной деятельности с использованием термодемеркуризационной установки судья районного суда отнёсся критически, т.к. имелись все объективные условия для осуществления вышеназванной хозяйственной деятельности, были заключены гражданско-правовые договоры, целью которых является именно указанная хозяйственная деятельность, и отсутствовали на момент вмененного правонарушения консервация или ликвидация термодемеркуризационной установки.
Довод жалобы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменённого правонарушения, т.к. согласно пункту 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов, отклоняется как несостоятельный. Установлено, что термодемеркуризационная установка ранее эксплуатировалась, о чём свидетельствуют материалы дела и разрешение ПДВ, выданное ЗАО «Энергия», правопреемником которого является ООО «Энергия». С учётом изложенного к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатировавшимся на момент принятия Федерального закона № 7-ФЗ, применима норма права, предусмотренная пунктом 3 статьи 1 Федерального закона № 219-ФЗ.
Кроме того требование к ООО «Энергия» о необходимости постановки объекта на государственный учет предъявлено в уведомлении Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия 26 июня 2017 г., без указания срока его исполнения, в связи с чем его невыполнение было выявлено 08 августа 2017 г.
С учётом изложенного постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда подлежат оставлению без изменения как законные и обоснованные, а жалоба ФИО2 – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия от 25 августа 2017 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 сентября 2017 г. оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Энергия» ФИО1 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия А.О. Бажанов