ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-198/17 от 22.11.2017 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Нардышева О.А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от 22 ноября 2017 г. по делу № 7.2-198/2017

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Бажанов А.О. при секретаре Ивашкиной Е.В., рассмотрев 22 ноября 2017 г. в г. Саранске жалобу защитника государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» (ранее именуемого государственным унитарным предприятием Республики Мордовия «Лисма») Ерофеева С.Ф. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия <№> от 14 июня 2017 г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Лисма»,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия <№> от 14 июня 2017 г. государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Лисма» (далее ГУП Республики Мордовия «Лисма») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2017 г. постановление должностного лица по делу об административном правонарушении изменено, из текста постановления исключено указание на сокрытие и искажение предприятием экологической информации, выразившиеся: в занижении в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на 18 570 руб. 88 коп.; в занижении в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год суммы платы за размещение отходов производства и потребления на 104 810 руб. 88 коп.; в произведенном расчете суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20 455 т. 29 кг., 10 185 тонн соответственно, при применении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, который составил 97 420 802 руб. 55 коп.; снижен размер административного штрафа до 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, защитник ГУП Республики Мордовия «Лисма» Ерофеев С.Ф. просит отменить указанные постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. Полагает, что привлечением для проведения экспертизы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (далее ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО»), состоящего в гражданско-правовых отношениях с ГУП Республики Мордовия «Лисма» контролирующим органом допущено грубое нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ); ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» как экспертная организация имеет аккредитацию лишь в отношении экспертиз, указанных в свидетельстве об аккредитации от 11 июля 2012 г. № РОСС RU.0001.410018, а экспертные исследования о которых указанно в экспертных заключениях № <№><№><№>, не относятся к предмету действия свидетельства об аккредитации от 11 июля 2012 г.; на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации сведения о ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» как об аккредитованной экспертной организации отсутствуют, что согласно подпункту 1.1 пункта 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением; плата, рассчитанная с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г., то есть за 2 календарных года, в сумме 14 430 руб. 04 коп., производимых источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - металлическими трубами от установок сжигания нитрозных газов Z-185, при условии, что отчетным периодом признан календарный год, доначислена административным органом в нарушение положений части 2 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ); требование административного органа об отражении в декларации за 2016 г. платы за выбросы, произведенные в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г., является неправомерным, поскольку действующее законодательство не предусматривает оснований для отражения в декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду несколько отчетных периодов.

Согласно приказу Минпромнауки Республики Мордовия от 3 октября 2017 г. № 120 ГУП Республики Мордовия «Лисма» переименовано в ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника».

13 октября 2017 г. данные изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

В судебном заседании защитник ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» Ерофеев С.Ф. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Законный представитель ГУП Республики Мордовия «Управляющая компания «Индустриальный (промышленный) парк «Светотехника» ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежаще.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Федеральный закон № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Из пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела следует, в соответствии с пунктом 2.2.1 Устава ГУП Республики Мордовия «Лисма» является предприятием, осуществляющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность по производству электротехнической продукции, в том числе электроламп осветительных, аппаратов пускорегулирующих, светильников наружного и внутреннего освещения, специального технологического оборудования, иных видов светотехнической и электротехнической продукции, разработке оборудования и инструментальной оснастки, изготовления оборудования, запасных частей и инструментальной оснастки, производства люминофора.

29 декабря 2016 г. ГУП Республики Мордовия «Лисма» получило свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, путем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов, № АО3LQR7, тип объекта: площадной, категория негативного воздействия на окружающую среду – I (первая).

10 марта 2017 г. ГУП Республики Мордовия «Лисма представило в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

24 марта 2017 г. в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» назначена плановая проверка.

29 мая 2017 г. в 16 час. 00 мин. при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма», находящегося по адресу: <...>, выявлено сокрытие и искажение экологической информации, а именно: сокрытие информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов и умышленное искажение информации, содержащейся в представленной 10 марта 2017 г. в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. (далее - Декларация), лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Было установлено, что:

ГУП Республики Мордовия «Лисма» в Декларации исказило информацию о размере платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. В разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Декларации размер, названной платы, указан в сумме 38 841 руб. 52 коп., однако в ходе контрольного исчисления её размер составил 57 412 руб. 40 коп., что привело к занижению размера платы на 18 570 руб. 88 коп.;

в проекте предельно-допустимых выбросов (ПДВ) от 2012 года № <№> не проинвентаризирован стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185, расположенный в помещении спирально-электродного производства корпуса № <№>, и источники выделения - технологическое оборудование, а также не утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: азота диоксида, азота оксида, углерода оксида. Размер платы за указанные выбросы за 2015 и 2016 гг. составил 14 430 руб. 04 коп.;

31 мая 2017 г. в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14 июня 2017 г. ГУП Республики Мордовия «Лисма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

ГУП Республики Мордовия «Лисма» вменено занижение в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на 18 570 руб. 88 коп.; занижение в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год суммы платы за размещение отходов производства и потребления на 104 810 руб. 88 коп.; в произведенном расчете суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20 455 т. 29 кг., 10 185 тонн соответственно, при применении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, который составил 97 420 802 руб. 055 коп.; сокрытие информации об источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не проинвентаризированного в проекте ПДВ от 2012 года.

Изменяя постановление по делу об административном правонарушении в части размера административного штрафа, а также исключения из постановления ряда вмененных нарушений судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о совершении ГУП Республики Мордовия «Лисма» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части сокрытия информации об источнике выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 31 мая 2017 г. <№>, материалы плановой выездной проверки в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» и иные материалы настоящего дела.

Данный вывод судьи основан на правильном применении закона и подтверждается приложением к Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в котором отсутствуют сведения об источниках выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не проинвентаризированного в проекте ПДВ от 2012 года (т. 1 л.д. 188-192).

Факт совершения ГУП Республики Мордовия «Лисма» вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, исследованными судьей районного суда и получившими надлежащую оценку, отраженную в решении судьи.

Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, должностное лицо установило все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, квалифицировав действия ГУП Республики Мордовия «Лисма» в соответствии с установленными обстоятельствами.

Жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьёй районного суда всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.

Действия ГУП Республики Мордовия «Лисма» правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание в виде административного штрафа назначенное в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно снижено судьей районного суда с учетом положений части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.

Доводы жалобы о том, что проверка в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» проведена с грубым нарушением требований закона, поскольку ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» не аккредитовано как экспертное учреждение, по предмету исследования, указанному в экспертных заключениях, отклоняются, т.к. сводится к несогласию с выводами судьи районного суда, которые не вызывают сомнений в правильности. Данные доводы были предметом исследования судьи районного суда, обоснованно отклонены. Выводы судьи подтверждаются материалами дела и соответствуют нормам права, подлежащим применению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что проверка в отношении ГУП Республики Мордовия «Лисма» проведена с грубым нарушением требований закона, поскольку предприятие состоит в договорных отношениях с ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», так как действие договора от 26 февраля 2014 г. <№>, заключенного между предприятием и указанным учреждением, не прекращено, отклоняются ввиду того, что как было установлено судьёй районного суда данный договор фактически сторонами не исполнялся, при чём в силу пункта 1.2 этого договора выполнение работ должно было осуществляться с момента получения проб и оплаты со стороны предприятия. Следовательно, конфликт интересов, влекущий необъективность результатов работы привлечённых экспертов, не был выявлен.

Доводы жалобы о том, что ГУП Республики Мордовия «Лисма» неправомерно доначислена плата за выбросы в размере 14 430 руб. 04 коп., поскольку эта плата доначислена за два года (2015 г. и 2016 г.), однако в силу закона в декларации не отражается плата за негативное воздействие на окружающую среду за несколько отчётных периодов (отчётный период год), поэтому в декларации за 2016 г. предприятие не должно было отражать плату за 2015 г., отклоняются, поскольку по материалам дела был установлен факт сокрытия информации об источниках загрязнения окружающей среды.

Несогласие подателя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств и имеющихся доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия <№> от 14 июня 2017 г. и решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2017 г. оставить без изменения, жалобу защитника Ерофеева С.Ф. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия А.О. Бажанов