ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-220/2021 от 07.10.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Парамонов С.П. Дело № 7.2-220/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, при помощнике Фадякиной Анне Сергеевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 октября 2021 г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ишениной М.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора КУ г.о.Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Дергунова Д.Г.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ишениной М.А. <№> от 9 июля 2021 г. директор Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Дергунов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании части 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ишенина М.А. просит указанное решение отменить, указывает, что представленные казенным учреждением письма и обращения, а также «форма 9», не являются достаточной мерой для освобождения от административной ответственности и от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ишенина М.А. поддержала доводы жалобы.

Директор Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Дергунов Д.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объёме, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что 1 июня 2021 г. в 16 часов 00 минут Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия при проведении плановой выездной проверки в отношении Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» выявлено невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; размещение твердых коммунальных отходов за 2020 год, чем нарушены часть 1 статьи 16, часть 3 статьи 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 28 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 5, 31, 32, 34 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Казенное учреждение, являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, представило в установленном порядке Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 24 февраля 2021 г. (уточненную от 30 марта 2021 г.) на сумму 9 006 936, 65 рублей, однако задолженность по указанной плате не погашена.

Руководство деятельностью Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» осуществляет директор Дергунов Д.Г.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Ишениной М.А. <№> от 9 июля 2021 г. директор Казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Дергунов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда установил, что казенное учреждение в установленном законом порядке обращалось в администрацию городского округа Саранск с просьбой о выделении средств на плату за негативное воздействие на окружающую среду, однако денежные средства на эти цели предоставлены не были, что не позволило казенному учреждению исполнить предусмотренную законом обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтвержден рассмотренными судьей доказательствами.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Положениями статьи 1 указанного закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Статьями 16-16.5 Федерального закона № 7-ФЗ регламентированы положения по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В силу части 2 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (часть 3 статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ).

Статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена статьей 8.41 КоАП Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц, в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Статьей 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок и сроки составления проектов, в том числе местных, бюджетов.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 10 сентября 2008 г. № 138 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе Саранск» на территории округа Саранск определен порядок формирования бюджета.

Из данных нормативных документов следует, что формирование бюджета на спорный финансовый 2020 год и его корректировка осуществляются в течение 2019 и 2020 годов.

Судьей районного суда при вынесении решения принят во внимание факт направления казенным учреждением в Департамент финансов Администрации городского округа Саранск заявки на выделение бюджетных ассигнований на исполнение расходов учреждения в 2020 году Формы 9.

Направление такой формы казенным учреждением в администрацию городского округа Саранск является основанием составления бюджета на соответствующий период.

Кроме того, судом учтены неоднократные обращения казенного учреждения к распорядителю бюджетных средств – Департаменту финансов Администрации городского округа Саранск о выделении средств для платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, условия для прекращения производства по делу по части 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации: внесение или направление руководителем казенного учреждения в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложений о выделении бюджетных ассигнований на выполнение им соответствующих уставных задач и установление факта того, что при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, по данному делу установлены.

Исходя из изложенного, доводы жалобы о том, что представленные казенным учреждением письма и документы не могут быть признаны судом как достаточные основания и исчерпывающие меры для устранения правонарушения, во внимание не принимаются, поскольку направлены на иную оценку должным образом исследованных в районном суде обстоятельств и доказательств.

При этом действующим законодательством не регламентировано количество представлений спорной формы обращений.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом не приняты исчерпывающие меры для выделения средств, а именно, в заявке Формы 9 указана меньшая сумма, чем в декларации, не влекут отмену оспариваемого решения.

Из материалов дела следует, что КУ г.о.Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении ряда лет, выделяемые в 2021 году денежные средства покрывали задолженность за 2019 год.

Из имеющихся в материалах дела заявок на выделение средств для платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что необходимая запрашиваемая сумма за 2020 год соответствует сумме задолженности за 2020 год – 9 006 936, 65 рублей.

Учитывая, что вины должностного лица казенного учреждения в неисполнении требований по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду не установлено, судьей районного суда вынесено законное и обоснованное решение о прекращении производства по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ишениной М.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Л.И. Середа