ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-234/18 от 17.12.2018 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

от 17 декабря 2018 г. по делу № 7.2-234/2018

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Филимонов Станислав Иванович при секретаре судебного заседания Цыбульской Марине Хафизовне, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Мешковой Юлии Ивановны на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 октября 2018 г.,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия А.Л.С. от 28 августа 2018 г. член комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Ю.И. Мешкова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде <данные изъяты>

Ю.И. Мешкова обжаловала постановление должностного лица в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 октября 2018 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Ю.И. Мешковой без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, Ю.И. Мешкова просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приведя доводы о том, что в ее действиях отсутствуют нарушения требований части седьмой статьи 78 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Полагает, что основания для отклонения заявки акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» у котировочной комиссии отсутствовали, как и отсутствовали основания для отклонения заявки страхового акционерного общества «ВСК». Законом не предусмотрено право заказчика требовать в составе котировочной заявки расчет ценового предложения и не предусмотрена обязанность заказчика и котировочной комиссии проверять правильность расчета цены, предложенной участником контракта. Кроме того контроль правильности расчетов страховой премии находится вне компетенции комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.

В судебное заседание заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия А.Л.С., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ю.И. Мешкова, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части второй статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья верховного суда республики считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, О.Г Дураева и Т.П. Кильдюшова, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Необходимости в допросе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, необходимости в допросе других лиц судья верховного суда республики не усматривает.

Проверив на основании части третьей статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья верховного суда республики приходит к следующему.

Согласно части шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей.

Единые требования к участникам закупки при осуществлении закупки заказчиком установлены частью первой статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия 10 мая 2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, размещено извещение о проведении запроса котировок <№> на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Начальная (максимальная) цена контракта: <данные изъяты>. Дата и время окончания подачи заявок: 16 мая 2018 г. 12 часов 00 минут. Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 16 мая 2018 г. 12 часов 00 минут.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16 мая 2018 г., по окончания подачи котировочных заявок было представлено три заявки: от публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» с ценой контракта <данные изъяты>, от страхового акционерного общества «ВСК» с ценой контракта 70 <данные изъяты>, от акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» с ценой контракта <данные изъяты>, которые допущены до участия в запросе котировок.

Победителем запроса котировок признана заявка, поступившая от акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» с ценой контракта <данные изъяты>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия изучив заявки участников запроса котировок и сопоставив их с извещением о проведении запроса котировок пришла к выводу о том, что акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» необоснованно занизило цену контракта, указав в своей заявке по позициям <№> КБМ (столбец 11) не соответствующий данным из базы автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия установлено, что в заявке, поступившей от страхового акционерного общества «ВСК» по позиции <№> указаны коэффициенты, соответствующие Указаниям Центрального Банка. Однако, согласно заявке страхового акционерного общества «ВСК» по данной позиции указана сумма страховой премии в размере <данные изъяты>, что привело к необоснованному занижению цены контракта на <данные изъяты>.

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок от 24 мая 2018 г. по делу <№> в действиях котировочной комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия установлено нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

21 августа 2018 г. уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в отношении члена комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Ю.И. Мешковой, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия А.Л.С. 28 августа 2018 г. вынесено оспариваемое постановление <№> в отношении Ю.И. Мешковой.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспариваются.

Оставляя своим решением от 22 октября 2018 г. постановление должностного лица от 28 августа 2018 г. без изменения, судья районного суда, исходил из того, что действия члена комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок Ю.И. Мешковой, выразившиеся в признании заявок, поступивших от страхового акционерного общества «ВСК» и акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, тогда как данным заявкам должно быть отказано в доступе к участию в запросе котировок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод судьи основан на имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательствах и правильном применении закона.

Согласно статье 6 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть первая статьи 8 Федерального закона № 44-ФЗ).

В силу части первой статьи 72 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с частью первой статьи 73 названного Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе, информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 31 настоящего Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 10.1 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Из материалов дела следует, что заказчиком сформирована начальная (максимальная) цена контракта, в том числе, на основании полученной информации из автоматизированной информационной системы обязательного страхования (запросы от 10 апреля 2018 г. <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>, <№>).

Согласно извещению о проведении запроса котировок заказчиком произведен расчет страховых премий в соответствии с таблицей, являющейся приложением 2 к извещению о проведении запроса котировок, в которой указаны все необходимых коэффициенты для расчета страховой премии.

В соответствии с пунктом 4 извещения о проведении запроса котировок, заказчиком установлены требования к качеству и характеристикам услуг, а именно: участник предоставляет услуги по страхованию в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 19 сентября 2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; «Правилами организации и проведения технической экспертизы транспортных средств при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 238.

Форма заявки содержит таблицу, в соответствии с которой участниками запроса котировок должен быть произведен расчет страховой премии, которая позволяет котировочной комиссии заказчика оценить заявки участников запроса котировок на предмет соответствия Указаниям Центрального Банка России и пункту 4 извещения о проведении запроса котировок.

В соответствии с примечанием (пункт 3) пункта 2 приложения 2 Указаний Центрального Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Иных способов получения информации участниками запроса котировок о классе собственника ТС (КБМ) в действующих нормативных актах не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что расчет страховой премии, указанный в заявке акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» и в заявке страхового акционерного общества «ВСК» нарушает требования Указаний Центрального Банка России, следовательно, информация о качестве и характеристики услуг, предложенных в данных заявках названными обществами не соответствует пункту 4 извещения о проведении запроса котировок, в связи с чем заявки подлежали отклонению, как несоответствующие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.

Согласно части седьмой статьи 78 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью третьей статьи 73 названного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Учитывая изложенное, действия котировочной комиссии по допуску заявок, поступивших от акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» и страхового акционерного общества «ВСК» до участия в запросе котировок нарушают требования части седьмой статьи 78 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вина Ю.И. Мешковой в совершении правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 августа 2018 г., решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2018 г., протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16 мая 2018 г., документацией о проведении котировок.

Выводы судьи районного суда и должностного лица о наличии вины Ю.И. Мешковой в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению в спорных правоотношениях.

Действия члена комиссии по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок Ю.И. Мешковой правильно квалифицированы по части шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Ю.И. Мешковой в соответствии с санкцией части шестой статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 вышеназванного кодекса, с учетом заслуживающих внимание обстоятельств.

Жалоба на постановление должностного лица рассмотрена судьей районного суда с соблюдением правил родовой и территориальной подсудности, всесторонне, полно и объективно, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдением правил, предусмотренных статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.

Доводы автора жалобы об отсутствии у котировочной комиссии оснований для отклонения заявки акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» и страхового акционерного общества «ВСК» основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. При этом аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении.

Вопреки доводам жалобы комиссия по проведению процедуры рассмотрения и оценки котировочных заявок при принятии решения о признании победителя запроса котировок либо признании заявки соответствующей требованиям извещения должна была проверить порядок расчетов, изложенных участниками в котировочных заявках и в случае выявления недостоверных расчетов отклонить котировочную заявку такого участника.

Не может повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи и довод жалобы, что контроль правильности расчетов страховой премии находится вне компетенции комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия при рассмотрении жалобы на действия котировочной комиссии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Мордовия при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств действовала в соответствии с пунктом 1 части пятнадцатой статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пунктом 3.30 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. <№>.

В силу предоставленных законом полномочий контролирующий орган вправе был провести проверку о нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Правильным является вывод, содержащийся в постановлении по делу об административном правонарушении и в решении судьи районного суда об отсутствии оснований для прекращения производства по делу ввиду малозначительности совершенного Ю.И. Мешковой деяния. Вышеназванные нарушения законодательства о контрактной системе создают реальную угрозу причинения вреда правоотношениям в сфере свободной конкуренции.

Факт принятия к производству Арбитражным судом Республики Мордовия заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о признании недействительным и отмене полностью решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок от 24 мая 2018 г. по делу <№>, не свидетельствует о незаконности решения судьи районного суда от 22 октября 2018 г.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица, судьи о доказанности вины в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Нарушений процессуальных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание постановления должностного лица и решения судьи районного суда незаконными и необоснованными, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики

р е ш и л:

оставить решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 октября 2018 г. без изменения, жалобу Мешковой Юлии Ивановны без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия С.И. Филимонов