ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-24/2021 от 03.03.2021 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Солдатов М.О. Дело № 7.2-24/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Л.И., при секретаре Малыгиной А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 3 марта 2021 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу главы администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 декабря 2020 г. <№>, решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Мордовское УФАС России) ФИО2 от 1 декабря 2020 г. <№> глава администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2021 г. постановление должностного лица Мордовского УФАС России оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Мордовия, глава администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 выражает несогласие с принятыми в отношении него постановлением должностного лица, решением судьи, просит их отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, в обоснование указывает, что на должность главы сельской администрации он назначен в 2019 году, в связи с чем не мог контролировать формирование бюджета в 2018 году на 2019 год; в связи с упразднением бухгалтерии администрации Саловского сельского поселения соответствующие полномочия, в том числе, по исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, перешли централизованной бухгалтерии администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия; бюджетным законодательством не определен порядок оплаты по обязательствам, возникшим из муниципальных контрактов, третьему лицу, не являющемуся исполнителем по контракту, кроме того при исполнении контракта не допускается перемена исполнителя (за исключением случаев правопреемства вследствие реорганизации юридического лица), следовательно, передача исполнителем контракта ООО «Строительная Инициатива» своих прав по нему ПАО «МЭСК» является незаконной.

В судебном заседании глава администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП Российской Федерации нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно положениям части 13 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу части 13.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Как следует из материалов дела, 12 декабря 2019 г. между администрацией Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (заказчик) и ООО «Строительная Инициатива» (подрядчик) заключен договор <№> на оказание услуг по капитальному ремонту скважины, замене глубинного насоса в пос. совхоз «Коммунар».

Согласно пункту 3.2 указанного договора оплата услуг производится путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 5-ти банковских дней с момента подписания соответствующих актов выполненных работ и на основании выставленных счетов, счетов-фактур.

Договор исполнен ООО «Строительная Инициатива» в полном объеме, результат работ принят заказчиком по акту <№> от 12 декабря 2019 г.

30 декабря 2019 г. ООО «Строительная Инициатива» заключило с ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» договор уступки прав требования долга (цессия) <№>, по которому уступило последнему право требования долга по договору <№> от 12 декабря 2019 г.

Оплата по договору от 12 декабря 2019 г. произведена платежными поручениями <№> от 25 августа 2020 г. и <№> от 30 сентября 2020г. на основании исполнительных листов, т.е. принудительно, по истечении установленного договором и Федеральным законом № 44-ФЗ срока.

Постановлением заместителя руководителя Мордовского УФАС России ФИО2 от 1 декабря 2020 г. <№> глава администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства, установленные по делу, свидетельствуют о совершении главой администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП Российской Федерации.

Данный вывод судьи основан на правильном применении закона.

Вина главы сельской администрации ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП Российской Федерации, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП Российской Федерации при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия главы администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП Российской Федерации и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Доводы жалобы о том, что бюджет на 2019 год формировался в 2018 году, до того, как ФИО1 стал главой сельской администрации, в связи с упразднением бухгалтерии сельской администрации полномочия по исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, перешли централизованной бухгалтерии администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, отмену оспариваемых постановления и решения не влекут.

В силу пунктов 3.3.1, 3.3.3, 3.4.2 Договора о бухгалтерском обслуживании органов местного самоуправления сельских поселений Лямбирского муниципального района муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия Лямбирского муниципального района» от 1 апреля 2019 г., заключенного между администрацией Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (Заказчик) и муниципальным казенным учреждением «Централизованная бухгалтерия Лямбирского муниципального района» (Исполнитель), Заказчик обязуется: своевременно предоставлять Исполнителю все необходимые первичные учетные документы (копии выписок из решений и распоряжений, которые непосредственно относятся к исполнению бюджетной сметы, договоры, акты выполненных работ, платежные документы и иную первичную документацию) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; своевременно информировать Исполнителя обо всех планируемых изменениях в финансово-хозяйственной деятельности, которые могут повлиять на качество и достоверность оказываемых услуг; требовать от Исполнителя надлежащего выполнения обязательств по настоящему договору.

Согласно статье 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств направления администрацией сельского поселения в адрес бухгалтерии муниципального района сведений о необходимости своевременной оплаты спорного договора, требования надлежащего выполнения обязательств по нему ФИО1 суду не представлено.

При таком положении должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения ФИО1, как главой сельской администрации, законодательства о контрактной системе.

Доказательств, подтверждающих принятие ФИО1 всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Довод жалобы о том, что передача ООО «Строительная Инициатива» своих прав требования ПАО «МЭСК» является незаконной, так как при исполнении контракта не допускается перемена исполнителя (за исключением случаев правопреемства вследствие реорганизации юридического лица), подлежит отклонению.

В силу пункта 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

На основании пунктов 1,2 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Как следует из части 4 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта (договора) обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, запрет на замену исполнителя (в данном случае подрядчика) направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время запрет не распространяется на уступку денежного требования, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

Иные доводы жалобы по существу повторяют позицию ФИО1 при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения.

Порядок и срок давности привлечения главы администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено указанному лицу в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 7.32.5 КоАП Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, обжалуемые постановление должностного лица Мордовского УФАС России и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 1 декабря 2020 г. <№> решение судьи Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 13 января 2021 г. оставить без изменения, жалобу главы администрации Саловского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Л.И. Середа