ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-30/19 от 07.02.1931 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

СудьяЧибрикинА.К. Дело №7.2-30/2019, 7.2-31/2019,

7.2-32/2019, 7.2-33/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев Олег Сергеевич при секретаре судебного заседания Ивашкиной Екатерине Васильевне рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2019 г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова Алексея Юрьевича на постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 14 ноября 2018 г. <№>, <№>, <№>, <№> и решения судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. (далее - УФК по Республике Мордовия) от 14 ноября 2018 г. <№>, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г., заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Республики Мордовия Симонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 14 ноября 2018 г. <№>, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г., заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Республики Мордовия Симонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>.

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 14 ноября 2018 г. <№>, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г., заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Республики Мордовия Симонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 14 ноября 2018 г. <№>, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г., заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Республики Мордовия Симонов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>.

В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Мордовия Симонов А.Ю. просит отменить вышеуказанные постановления должностного лица и судебные акты, производство по делам прекратить, полагая, что несоблюдение условий реструктуризации по бюджетному кредиту не образует состав вмененных административных правонарушений. Считает, что вынесенные в отношении него четыре постановления о назначении административного наказания за несоблюдение условий предоставления бюджетных кредитов, подлежали объединению в одно производство по делу об административном правонарушении, а действия, повлекшие отдельные нарушения, были совершены в состоянии крайней необходимости. Также полагает, что имеет место нарушение правил подсудности, выразившееся в рассмотрении дела не судьей районного суда, а заместителем руководителя управления федерального казначейства.

В судебном заседании защитник Симонова А.Ю. – Власова Т.В. поддержала доводы жалобы, просила постановления должностного лица и решения судьи районного суда отменить, производство по делам прекратить.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель руководителя УФК по Республике Мордовия Соколова О.В. возразила относительно доводов жалобы, просила решения судьи оставить без изменения, как законные и обоснованные.

В судебное заседание заместитель Председателя Правительства - Министр финансов Республики Мордовия Симонов А.Ю. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемых судебных решений, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что в период с 16 июля по 13 августа 2018 г. УФК по Республике Мордовия в Министерстве финансов Республики Мордовия проведена выездная проверка соблюдения условий соглашений о предоставлении бюджету Республике Мордовия бюджетных кредитов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК Российской Федерации), абзаца 4 пункта 10, подпунктов «б» - «г», «е» пункта 11 Правил проведения в 2017 г. реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г., подпунктов «б», «в» пункта 4, абзаца 2 пункта 5 дополнительных соглашений: от 25 декабря 2017 г. <№> к соглашению <№>; от 25 декабря 2017 г. <№> к соглашению <№>; от 25 декабря 2017 г. <№> к соглашению <№>; от 27 декабря 2017 г. <№> к соглашению <№> допущены нарушения условий предоставления бюджетных кредитов с учетом принятых обязательств по реструктуризации задолженности, то есть не были обеспечены: дефицит бюджета Республики Мордовия в 2017 г. на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета Республики Мордовия на 1 января 2018 г., без учета объема безвозмездных поступлений за 2017 г.; доля общего объема государственного долга Республики Мордовия в 2017 г. на уровне 140 процентов от суммы доходов бюджета Республики Мордовия на 1 января 2018 г. без учета безвозмездных поступлений за 2017 г. фактически составляет 226 процентов, чем нарушены условия предоставления и использования бюджетного кредита.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения четырех производств об административном правонарушении и проведении административных расследований и составлении четырех протоколов об административном правонарушении в отношении заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия - Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. по части 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

В качестве субъектов административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Таким образом, объективная сторона правонарушений, за которые Симонов А.Ю. привлечен к административной ответственности, выразилась в ненадлежащем исполнением им своих служебных обязанностей по соблюдению условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

В указанной ситуации должностное лицо административного органа, на рассмотрение которого одномоментно поступило несколько протоколов, в отношении одного и того же лица, привлекаемого к ответственности за совершение им одного бездействия (не соблюдение порядка бюджетного кредитования в Российской Федерации), содержащего составы правонарушений, ответственность за которое предусмотрена одной частью одной статьи КоАП Российской Федерации, должно было вынести одно постановление о наказании, за все выявленные факты нарушения бюджетного законодательства, допущенные по вине лица, привлекаемого к ответственности, в пределах санкции части 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства не были учтены должностным лицом административного органа и судьей районного суда.

В то время, как из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области бюджетного кредитования в Российской Федерации, выявленные в ходе проведения одной проверки, были допущены одним должностным лицом в результате бездействия.

Дела об административных правонарушениях, возбужденные по результатам указанной проверки в отношении Симонова А.Ю., были подведомственны одному должностному лицу административного органа.

Таким образом, Симонов А.Ю. подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах четыре дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.15.2 КоАП Российской Федерации, вынесенные в отношении Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю., подлежат объединению в одно производство.

Согласно статье 2.4 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Указом Главы Республики Мордовия от 22 сентября 2017 г. <№> Симонов А.Ю. назначен Заместителем Председателя Правительства Республики Мордовия - Министром финансов Республики Мордовия.

УФК по Республики Мордовия усмотрев, что Министерство финансов Республики Мордовия не выполнило условия, определенные Соглашениями о предоставлении бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетных кредитов пришло к выводу о не принятии Симоновым А.Ю. мер по соблюдению подпункта 32 пункта 8 Положения №175 и пункта 4 Дополнительных соглашений в целях реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, по вышеуказанным соглашениям, устанавливающих, проведение Министерством финансов Республики Мордовия операций по обслуживанию государственного долга Республики Мордовия в порядке, установленном законами Республики Мордовия, и управление в установленном порядке государственным долгом Республики Мордовия, а также осуществление необходимых мер по совершенствованию его структуры, исходя из положения абзаца 1 пункта 11 Положения №175, согласно которого Министр руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия и пункта 2.19 срочного трудового договора от 22 сентября 2017 г. <№>, заключенного между Главой Республики Мордовия (Работодатель) и заместителем Председателя Правительства - Министром финансов Республики Мордовия Симоновым А.Ю. (Работник) устанавливающего, что Работник обязан обеспечивать соблюдение финансовой и учетной дисциплины, а также Подпункта 3.1 раздела 3 вышеуказанного срочного трудового договора, предусматривающего ответственность Работника в соответствии с законодательством за неосуществление (ненадлежащее осуществление) должностных полномочий и неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей.

Согласно статьи 93.3 БК Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса. Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете. В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «г», «е» и «ж» пункта 4 Правил, бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитный организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательств подлежащих исполнению.

Таким образом, Министерство финансов Республики Мордовия не выполнило условия, определенные Соглашениями о предоставлении бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Мордовия в сумме <данные изъяты>, а именно дефицит республиканского бюджета за 2017 г. составил 43% объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений по принятому бюджету и 226% при исполнении бюджета Республики Мордовия при целевом показателе 140%; доля общего объема долговых обязательств Республики Мордовия к 1 января 2018 г. составила 81% объема доходов республиканского бюджета Республики Мордовия без учета безвозмездных поступлений при целевом показателе 0%.

Доводы жалобы о том, что несоблюдение условий реструктуризации по бюджетному кредиту не образует состав вмененного административного правонарушения отклоняется, поскольку в соответствии со статьей 93.2 БК Российской Федерации определено, что бюджетный кредит может быть предоставлен, в том числе, субъекту Российской Федерации на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных этим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Бюджетный кредит предоставляется на условиях срочности, возмездности и платности. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения. Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Согласно статье 414 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация). Новация прекращает дополнительные обязательства, связанные с первоначальным, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Таким образом, существо реструктуризации заключается в замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами ранее, другим обязательством с одновременным прекращением первоначального обязательства, что влечет некоторые правовые последствия, в частности невозможность требовать исполнения первоначального обязательства.

В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 2.7 КоАП Российской Федерации не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, перечисляет условия, при наличии которых действия лица, образующие состав административного правонарушения, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности в связи с отсутствием признака вины. Одним из таких условий является невозможность устранения опасности иными средствами, чем причинение вреда правоохраняемым интересам.

Между тем, нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что совершение Симоновым А.Ю. данного административного правонарушения являлось единственно возможным действием для предотвращения вреда (в том числе материального).

Таким образом, обстоятельства совершения административного правонарушения не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости и, соответственно, не могут рассматриваться как основания для прекращения производства по делу.

Довод жалобы о разрешении дела с нарушением правил подсудности (подведомственности), также подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании закона.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом административного органа и судьей районного суда норм КоАП Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа и судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах, жалобы заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобы заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова Алексея Юрьевича удовлетворить частично.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №7.2-30/2019, 7.2-31/2019, 7.2-32/2019, 7.2-33/2019, вынесенные в отношении заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова А.Ю., объединить в одно производство.

Постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия Соколовой О.В. от 14 ноября 2018 г. <№>, <№>, <№>, <№>, решения судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2018 г. <№>, <№>, <№>, <№>, вынесенные в отношении заместителя Председателя Правительства - Министра финансов Республики Мордовия Симонова Алексея Юрьевича по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить Симонову Алексею Юрьевичу по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2, частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде <данные изъяты>

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия О.С. Михеев