Судья Бурлаков И.И. Дело № 7.2-60/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Ганченкова В.А. при секретаре судебного заседания Лебедевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 4 июня 2014 года в городе Саранске жалобу начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1
установил:
постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО2 от 6 марта 2014 года начальник железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 обратился в районный суд с жалобой на него, в которой ставил вопрос о его отмене.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения. Из данного постановления должностного лица от 6 марта 2014 года исключены пункты 1,2.
В жалобе, поданной в Верховый Суд Республики Мордовия начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 просил постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, поскольку: протокол об административном правонарушении составлен спустя месяц после выявления правонарушения; он не был ознакомлен с актом проверки № СМ-07ЖД/14 от 14 февраля 2014 года, объяснения с него взяты не были; на железнодорожном вокзале Саранск созданы и оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи; должностным лицом не доказан факт бесконтрольного прохода любых лиц на железнодорожные платформы.
Полагает, что поскольку утверждение Плана транспортной безопасности в соответствии действующим законодательством возлагается на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а не на него, как на начальника железнодорожного вокзала Саранск, его вины в нарушении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 43, не имеется.
В судебное заседание государственный инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о рассмотрении данного дела в его отсутствие не просил.
В судебном заседании начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 и его защитник Головлева С.В. доводы жалобы поддержали.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражений, поданных на неё, считаю подлежащим оставлению без изменения состоявшееся по делу решение судьи районного суда.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 является начальником железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (приказ по личному составу № 8/к от 1 апреля 2007 года).
Приказом начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» К.А.Ю. от 9 сентября 2013 года «О назначении работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности Куйбышевской РЖДВ», ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Саранск назначен начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1
На основании распоряжения и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Б.Г.Я. № 1192 от 23 декабря 2013 года была проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожного вокзала Саранск.
Целью проверки явилось выполнение Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей управлениями центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2014 год, утвержденного руководителем Ространснадзора и размещенного на сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Ространснадзора государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями 27 февраля 2014 года в отношении должностного лица - начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением государственного транспортного инспектора (государственного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) ФИО2 от 6 марта 2014 года начальник железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения жалобы начальника железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 на постановление решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года из постановления должностного лица исключены пункты 1 и 2 постановления по делу об административном правонарушении, в остальном - постановление оставлено без изменения.
Таким образом, существо вменяемого ФИО1 правонарушения составляют следующие нарушения требований транспортной безопасности:
- не созданы и не оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Саранск, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие - п.п. 3-4, п.5.22 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 43;
- не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил обеспечения транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности железнодорожного вокзала Саранск - п.п. 3-4, п. 5.24 Требований;
- не организован пропускной и внутриобъектовый режим на железнодорожном вокзале Саранск в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры (инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на железнодорожном вокзале Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - Филиала ОАО «РЖД», утвержденная приказом начальника Куйбышевской дирекции железнодорожных вокзалов К.А.Ю. от 14 марта 2012 года №РДЖВ КБШ-бЗ), направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожного вокзала Саранск - п.п.3-4, п.5.27;
- не осуществляется воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности железнодорожного вокзала Саранск вне установленных (обозначенных) контрольно - пропускных пунктов (постов) - п.п. 3-4, п. 5.28 Требований;
- не осуществляется воспрепятствование нарушителя в зону транспортной безопасности (привокзальная территория и платформа - № 1 железнодорожного вокзала Саранск с использованием автотранспортных средств, самоходной техника, машин - п.п. 3-4, п. 10.3 Требований.
В силу статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» система мер по обеспечению транспортной безопасности предусматривается в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, данные планы субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с подпунктами 2, 10, 11 пункта 4 данного Порядка в плане отражаются сведения, в частности, о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства); о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности); о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее - инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности).
Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 43 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования). Данные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктами 3, 4 Требований они применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 5.22 Требований каждый субъект транспортной инфраструктуры обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Согласно пункту 5.24 Требований каждый субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Из пункта 5.27 Требований следует, что каждый субъект транспортной инфраструктуры организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств железнодорожного транспорта в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств железнодорожного транспорта, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пункту 5.28 Требований каждый субъект воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).
По делу правильно установлено нарушение вышеуказанных Требований по обеспечению транспортной безопасности, Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также приказов Минтранса Российской Федерации.
Вина начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся доказательств: распоряжением о проведении плановой выездной проверки ОАО «Российские железные дороги» № 1192 от 23 декабря 2013 года; актом проверки № СМ-07ЖД/14 от 14 февраля 2014 года; должностной инструкцией, утвержденной начальником Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов № 898 от 5 августа 2011 года и дополнениями к ней; протоколом об административном правонарушении № ААА № 6ПН-05/14 от 27 февраля 2014 года; постановлением о назначении административного наказания № ПН 5-15 от 6 марта 2014 года.
В соответствии с пунктами «ф*,п*» части 6 статьи 2 дополнений №947 от 1 февраля 2012 года к должностной инструкции начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 5 августа 2011 года, утвержденной начальником Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов К.А.Ю., начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 обязан на находящихся в его управлении объектах железнодорожного транспорта выполнять мероприятия, предусмотренные планами обеспечения транспортной безопасности.
В связи с этим все мероприятия по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности должны осуществляться начальником железнодорожного вокзала Саранск ФИО1
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения начальника железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен спустя месяц после выявления правонарушения, не может служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления в силу следующего.
В соответствии со статьёй 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вместе с тем установленный в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным. Нарушение данного срока не относится к существенным недостаткам протокола и не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 не был ознакомлен с актом проверки № СМ-07ЖД/14 от 14 февраля 2014 года, отклоняются, так как копия акта проверки вручена лично начальнику Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» К.А.Ю. под роспись и направлена в ОАО «РЖД» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Более того из акта проверки усматривается, что начальник железнодорожного вокзала Саранск ФИО1 лично присутствовал при проведении проверки и обо всех выявленных нарушениях был осведомлен.
Надуманным является и довод жалобы заявителя о том, что на железнодорожном вокзале Саранск созданы и оснащены посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, поскольку в ходе проведения проверки установлено, что камеры системы видеонаблюдения не осуществляют видеонаблюдение за действиями сил обеспечения транспортной безопасности на КПП по пропуску автотранспорта.
Довод жалобы о том, что должностным лицом не доказан факт бесконтрольного прохода любых лиц на железнодорожные платформы, является несостоятельным в силу того, что материалами дела установлено, что с северной стороны железнодорожного вокзала Саранск возможен бесконтрольный проезд любых лиц на привокзальную территорию и платформу № 1, тем самым не осуществляется воспрепятствование нарушителя в зону транспортной безопасности железнодорожного вокзала с использованием автотранспортных средств, самоходной техники, машин.
Суждение заявителя о том, что поскольку утверждение Плана транспортной безопасности в соответствии действующим законодательством возлагается на Федеральное агентство железнодорожного транспорта, а не на него, как на начальника железнодорожного вокзала Саранск, его вины в нарушении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 43, не имеется, также является ошибочным.
Железнодорожный вокзал Саранск является структурным подразделением ОАО "РЖД", которое в свою очередь, являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, призвано обеспечивать эффективные и безопасные перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, в связи с чем, на начальника железнодорожного вокзала Саранск в полной мере распространяются положения Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Ответственность за утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит именно на заявителе. И именно заявитель в силу закона является заинтересованным в утверждении планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации железнодорожный вокзал относится к особо опасным и технически сложным объектам.
Таким образом, нарушения, допущенные заявителем посягают на порядок общественных отношений, установленный государством в области транспортной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из вышеизложенного следует, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по исполнению Федерального закона "О транспортной безопасности" и Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Более того, из материалов дела об административном правонарушении следует, что План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Саранск отправлен на утверждение в Приволжское территориальное управление Росжелдора лишь 4 марта 2014 года.
Доводы жалобы на решение судьи, аналогичные доводам жалобы на постановление должностного лица, судьей проверены и мотивировано отвергнуты. Поэтому оснований для отмены постановления должностного лица у судьи районного суда не имелось.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, дающих основание для признания принятых по делу решений незаконными и необоснованными, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7. – 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Мордовия
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, жалобу начальника железнодорожного вокзала Саранск - подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Ганченкова