ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-67 от 07.02.1967 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Ледяйкина О.П. Дело № 7.2-67

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкин В.И. при секретаре Атряхиной О.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании от 18 июля 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С. на решение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 21 июня 2011 г. по жалобе Хрящикова Ф.С. на постановление старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Уренкова Ю.П. от 1 июня 2011 г. по делу об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С.,

Заслушав пояснения главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С., поддержавшего доводы своей жалобы, судья Верховного Суда Республики Мордовия

установил:

постановлением старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Уренкова Ю.П. серии 13 РМ №109029 от 1 июня 2011 г. глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просил его отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь то, что дорога по направлению на молочно-товарную ферму № 1 на балансе сельского поселения не состоит, средства на устройство и содержание уличного освещения в бюджете сельского поселения не заложены.

Решением судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 21 июня 2011 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Хрящикова Ф.С. – без удовлетворения.

Глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на не вступившее в законную силу указанное решение судьи, в которой просил его отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить. Он ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку дорога по Школьному переулку села Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия на балансе Шаверского сельского поселения не состоит.

Проверив дело, судья Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 31 мая 2011 г. старшим инспектором ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Уренковым Ю.П. составлен протокол об административном правонарушении серии 13 АП № 002062 в отношении Главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С. по факту не принятия своевременных мер по устранению помех при содержании дороги около дома <№> Школьного переулка села Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия (не работает уличное внешнее освещение), что создает угрозу безопасности дорожного движения.

В соответствии с указанным протоколом постановлением старшего инспектора ОГИБДД ОВД по Краснослободскому муниципальному району Республики Мордовия Уренкова Ю.П. от 1 июня 2011 г. глава администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящиков Ф.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Оставляя указанное постановление без изменения, судья исходил из того, что вина главы администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Хрящикова Ф.С. выражается в непринятии мер по обеспечению наружного освещения дороги, что создает угрозу безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Следовательно, данной нормой права предусмотрена административная ответственность для должностных лиц, ответственных за содержание дорог, при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает безопасность дорожного движения.

Исходя из требований статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Статьей 12 указанного закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 1.2 «Общие положения» Правил дорожного движения Российской Федерации под «дорогой» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Законодательством Российской Федерации устанавливается классификация автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №767).

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Анализ указанных норм показывает, что дороги в зависимости от расположения, принадлежности, наличия на них защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства, и т.п., являются самостоятельными и обособленными объектами транспортной инфраструктуры, в отношении которых у соответствующих субъектов имеются обязательства по их содержанию.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Пунктом 4.6.1 указанного ГОСТа установлено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

При этом пунктом 4.6.4 указанного ГОСТа предусмотрено, что наружное освещение дорог в ночное время зависит от интенсивности движения пешеходов и транспортных средств.

Из материалов дела видно, что дорога, расположенная по адресу: Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Тенишево, переулок Школьный, ведущая на молочно-товарную ферму № 1, относится к дороге местного значения и находится в границах сельского населенного пункта Шаверского сельского поселения.

Согласно справке Администрации Шаверского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия № 150 от 7 июня 2011 г. указанная дорога на балансе Шаверского сельского поселения не стоит, уличное внешнее освещение на данной дороге отсутствует.

Из справки филиала ОАО «МРСК Волга-Мордовэнерго» № 403 от 20 июня 2011 г. также видно, что наружное освещение по переулку Школьному и по направлению к молочно-товарной ферме №1 в с. Тенишево на балансе Краснослободского ПО не числится.

При таких обстоятельствах, суду следовало выяснить: относиться ли дорога в Школьном переулке села Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия к дорогам общего пользования, предусмотрено ли освещение данной дороги (имеются ли там опоры и источники света), какое именно освещение данной дороги предусмотрено, какова интенсивность движения по данной дороге; каким нормативным актом предусмотрена установка источников света возле дома <№> Школьного переулка села Тенишево Краснослободского района Республики Мордовия.

Между тем данные обстоятельства судом не выяснялись, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 21 июня 2011 г. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия В.И. Литюшкин