ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-68/20 от 25.05.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дело № 7.2-68/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович, рассмотрев 25 мая 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу защитника ООО «Домком-Сервис» Мягкова Е.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г.,

установил:

решением судьи Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г. постановление начальника Управления Государственной жилищной инспекции Минжилкомхоза Республики Мордовия, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Мордовия Сироткина Д.В. от 6 ноября 2019 г. № 95 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении ООО «Домком-Сервис» (далее – постановление от 6 ноября 2019 г.), изменено, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сто двадцать пять тысяч рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «Домком-Сервис» Мягкова Е.А. - без удовлетворения.

Защитник ООО «Домком-Сервис» Мягков Е.А. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой, в которой просил постановление от 6 ноября 2019 г. и указанное решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что согласно протоколу общего собрания членов товарищества собственников жилья № 118 от 10 июля 2019 г. № 1 собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение заключить с 1 сентября 2019 г. договор управления с ООО «Стройкомфорт». 31 июля 2019 г. ООО «Домком-Сервис» направило сведения в Минжилкомхоз Республики Мордовия о выборе назваными собственниками новой управляющей организации. В нарушение требований части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённого приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, министерство в установленный срок не рассмотрело данное обращение, поэтому на дату составления акта проверки от 23 сентября 2019 г. № 1697/К-1052/1 жилой дом по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, д. 36 «а», не должен был находиться под управлением ООО «Домком-Сервис». Таким образом, ООО «Домком-Сервис» были приняты все меры по соблюдению жилищного законодательства, в связи, с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание защитник ООО «Домком-Сервис» Мягков Е.А. не явился.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, Мягков Е.А. представил заявление с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2019 г. при проведении Минжилкомхозом Республики Мордовия выездной внеплановой проверки ООО «Домком-Сервис» на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, д. 36 «а», выявлено нарушение требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённого постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.

Было установлено, что ООО «Домком-Сервис» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 14 апреля 2015 г. № 0022 и осуществляло до 1 ноября 2019 г. управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, д. 36 «а», на основании договора управления многоквартирным домом от 2 августа 2005 г. № 3.

В нарушение вышеуказанных требований ООО «Домком-Сервис» не обеспечило надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, что выразилось в неисправном состоянии лифта (не работает) в подъездах многоквартирного дома.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 23 сентября 2019 г. № 1697/К-1052/1.

Постановлением от 6 ноября 2019 г. ООО «Домком-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двести пятьдесят тысяч рублей.

Изменяя постановление 6 ноября 2019 г., судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины ООО «Домком-Сервис» в совершении вышеуказанного административного правонарушения, приняв в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 1 октября 2019 г. № 1697/К-1052/3, коллективную жалобу на нарушение требований по содержанию общего имущества в многоквартирном доме из которой следует, что лифт в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, д. 36 «а», не функционирует с 6 сентября 2019 г., приказ Минжилкомхоза Республики Мордовия от 20 сентября 2019 г. №1697 о проведении проверки, акт проверки от 23 сентября 2019 г. № 1697/К-1052/1, копию лицензии от 14 апреля 2015 г. № 0022 и иные материалы дела. При этом судья на основании части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уменьшил размер административного штрафа, установив наличие исключительных обстоятельств.

Данный вывод судьи соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.

Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 8 и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, при этом лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу положений пункта 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, в частности, обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов).

Пунктом 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённого постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, предусмотрено, что эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путём организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Разрешая дело, судья районного суда правильно применил нормы материального права, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.

Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом всех заслуживающих внимание обстоятельств.

Доводы жалобы, отклоняются как основанные на неправильном истолковании закона.

В силу части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьёй 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

Согласно приказу Минжилкомхоза Республики Мордовия от 31 октября 2019 г. № 1961 «О внесении изменений реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Мордовия» с 1 ноября 2019 г. внесены изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Республике Мордовия путём исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Лихачева, д. 36 «а», из состава сведений о многоквартирных домах, находящихся под управлением ООО «Домком-Сервис».

При таких обстоятельствах, ООО «Домком-Сервис» обязано было осуществлять управление вышеназванным многоквартирным домом до исключения его из указанного реестра, то есть до 1 ноября 2019 г., поэтому на момент выявления нарушения (23 сентября 2019 г.) оно несло ответственность за соблюдение лицензионных требований.

К тому же доводы жалобы были предметом судебного разбирательства в районном суде, им была дана надлежащая оценка, правильность которой сомнений не вызывает.

Таким образом, обжалуемое решение судьи является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9, 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника Управления Государственной жилищной инспекции Минжилкомхоза Республики Мордовия, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Мордовия от 6 ноября 2019 г. № 95, решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 января 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Домком-Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Домком-Сервис» Мягкова Е.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Ю.П. Тамаров