ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-74/2016 от 11.05.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от 11 мая 2016г. №7.2-74/2016

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Екония Г.К. при секретаре Раскиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саранске Республики Мордовия жалобу руководителя Мордовского УФАС России С.И.Видякина на решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 22марта 2016г.,

установил:

постановлением прокурора Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия А.В.Рябцева от 20 января 2016г. в отношении директора КУг.о.Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» О.И.Комендантова возбуждено дело об административном правонарушении.

В постановлении указано, что прокуратурой проверено исполнение КУг.о.Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» (далее также – Учреждение) Федерального закона от 05 апреля 2013г. №44-ФЗ «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон).

19 мая 2015г. по результатам открытого аукциона в электронной форме (код аукциона <№>) Учреждение заключило с МПг.о.Саранск «Горсвет» муниципальный контракт <№> на строительство наружного освещения на территории городского округа Саранск. Цена контракта составляла 5065159руб.78коп.

30 ноября 2015г. сторонами заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту, которым уменьшены объёмы выполняемых работ и уменьшена цена контракта с 5065159руб.78коп. до 3802554руб.33коп. или на 24,9%. Согласно пункту 1 дополнительного соглашения основанием для его заключения явилось уменьшение ранее доведённых до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Цена муниципального контракта уменьшена более чем на десять процентов.

Кроме того, по информации Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2015г. на 01 января 2015г. доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств составляли 1096141,6тыс.руб. В период с 01 января 2015г. по 23 декабря 2015г. доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств возросли на 1259297,7тыс.руб. и составили 2355439,3тыс.руб.

Директору Учреждения О.И.Комендантову вменено нарушение части 1 статьи 95 Федерального закона и совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАПРоссийской Федерации).

В постановлении отражены следующие объяснения директора Учреждения О.И.Комендантова: «Не согласен. Пояснения будут даны в ФАС» (л.д.58-61).

Письмом от 20 января 2016г. <№> дело об административном правонарушении передано на рассмотрение руководителю Мордовского УФАС России С.И.Видякину (л.д.57).

Постановлением руководителя Мордовского УФАС России С.И.Видякина от 08 февраля 2016г. директор Учреждения О.И.Комендантов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАПРоссийской Федерации, и на него наложен административный штраф в размере <данные изъяты>

Решением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 22марта 2016г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.178-181).

Руководитель Мордовского УФАС России С.И.Видякин подал жалобу на решение судьи районного суда, приведя по существу доводы о том, что оснований для изменения условий муниципального контракта не имелось, и в действиях директора Учреждения О.И.Комендантова имеется состав вменённого административного правонарушения. Просил отменить решение судьи районного суда и направить дело на новое рассмотрение (л.д.187-189).

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Е.П.Шитова доводы жалобы поддержала.

В судебном заседании директор Учреждения О.И.Комендантов и его защитник Т.В.Минеева относительно жалобы возразили.

Необходимости в допросе прокурора Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия А.В.Рябцева, возбудившего дело об административном правонарушении, и руководителя Мордовского УФАС России С.И.Видякина, вынесшего постановление о назначении административного наказания, судья верховного суда республики не усматривает.

Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАПРоссийской Федерации дело в полном объёме, судья верховного суда республики приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 2 статьи 34 Федерального закона при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95 настоящего Федерального закона.

Так, согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объём выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Согласно пункту 6 части 1 настоящей статьи изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведённых до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объёма работы или услуги, предусмотренных контрактом.

Часть 4 статьи 7.32 КоАПРоссийской Федерации предусматривает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей.

Директору Учреждения О.И.Комендантову вменено совершение такого административного правонарушения при обстоятельствах, указанных в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, и в отношении него вынесено постановление о назначении административного наказания.

Директор Учреждения О.И.Комендантов привлечён к административной ответственности в связи с изменением условий контракта при отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1, пунктом 6 части 1 статьи 95 Федерального закона. Обстоятельствами, послужившими основанием для привлечения к административной ответственности, стали уменьшение цены контракта более чем на десять процентов в отсутствие уменьшения ранее доведённых до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В качестве доказательств административного правонарушения были приняты:

муниципальный контракт <№> на строительство наружного освещения на территории городского округа Саранск от 19 мая 2015г., заключённый между Учреждением (муниципальный заказчик) и МПг.о.Саранск «Горсвет» (подрядчик). Цена контракта составляла 5065159руб.78коп. (л.д.68-82);

дополнительное соглашение №1 к муниципальному контракту от 30ноября 2015г., которым уменьшены объёмы выполняемых работ и уменьшена цена контракта с 5065159руб.78коп. до 3802554руб.33коп. Согласно пунктам 1, 3, 5 дополнительного соглашения стороны руководствовались пунктом 6 части 1 статьи 95 Федерального закона и изменили условия контракта в связи с уменьшением ранее доведённых до муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (л.д.83-84);

письмо Администрации городского округа Саранск от 23 декабря 2015г. <№>, которым прокурору сообщено, что на 01 января 2015г. доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств составляли 1096141,6тыс.руб. В период с 01 января 2015г. по 23 декабря 2015г. доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств возросли на 1259297,7тыс.руб. и составили 2355439,3тыс.руб. (л.д.86).

Однако, как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при вынесении постановления о назначении административного наказания не учтено следующее.

Постановлениями Администрации городского округа Саранск от31декабря 2013г. №3631, от 14 января 2014г. №39 утверждены муниципальная целевая программа «Техническое обслуживание и текущий ремонт сетей наружного освещения на 2014 – 2016 годы» и муниципальная целевая программа «Развитие системы наружного освещения городского округа Саранск до 2016 года».

В рамках реализации муниципальной программы Учреждение заключило с МПг.о.Саранск «Горсвет» муниципальный контракт №24-р/14 на строительство линий наружного освещения от 27января 2014г. и муниципальный контракт №155-р/15 на строительство наружного освещения на территории городского округа Саранск от 19 мая 2015г.

Цена первого контракта составляет 2516480руб., первоначальная цена второго контракта составляла 5065159руб.78коп. (л.д.68-82,138-143).

Уведомлением №1 о бюджетных ассигнованиях Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск (главный распорядитель бюджетных средств) довёл до Учреждения как получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на 2015г. в общей сумме 1096141600руб.

При этом доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации Российской Федерации 916.0503.3304080.414.310 (оплата бюджетных обязательств по обеспечению мероприятий в рамках муниципальной целевой программы) составили 8000000руб.

Финансирование муниципальной программы было предусмотрено целевой статьёй 3304080 (л.д.43-45).

Справкой-уведомлением №20 об изменении бюджетных ассигнований от 12 марта 2015г. главный распорядитель бюджетных средств уменьшил Учреждению ранее доведённые лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 3304080 на 2263900руб. (л.д.46).

Последующее финансирование муниципальной программы было предусмотрено целевой статьёй 3304180, и справкой-уведомлением №32 об изменении бюджетных ассигнований от 16 апреля 2015г. главный распорядитель бюджетных средств уведомил Учреждение о передвижке бюджетных ассигнований в сумме 4865600руб. с целевой статьи 3304180 на целевую статью 3304180 (л.д.47-48).

Справкой-уведомлением №50 об изменении бюджетных ассигнований от 02 июля 2015г. главный распорядитель бюджетных средств увеличил Учреждению ранее доведённые лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 3304180 на 1542900руб. (л.д.49).

Справкой-уведомлением №104 об изменении бюджетных ассигнований от 23 ноября 2015г. главный распорядитель бюджетных средств уменьшил Учреждению ранее доведённые лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 3304180 на 1262605,45руб. в связи с передвижкой этих бюджетных ассигнований на другую целевую статью 9904049 (л.д.50).

После этого, доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств по целевой статье 3304180 (оплата бюджетных обязательств по обеспечению мероприятий в рамках муниципальной целевой программы) на 2015г. составили 5145894,55руб., и, таким образом, ранее доведённые до Учреждения лимиты бюджетных обязательств были уменьшены.

Между тем за счёт этих бюджетных ассигнований должны были исполняться бюджетные обязательства Учреждения, вытекающие из двух муниципальных контрактов.

Так, по муниципальному контракту №24-р/14 на строительство линий наружного освещения от 27января 2014г. платёжным поручением №566551 от 03ноября 2015г. подрядчику оплачено 892671,33руб. (л.д.146). При этом согласно справке №6 от 09 ноября 2015г. о стоимости выполненных работ и затрат (по форме №КС-3) подрядчику необходимо было оплатить ещё 369711,71руб. (л.д.147), что в совокупности составляло 1262383,04руб. бюджетных ассигнований (892671,33+369711,71).

С учётом бюджетных обязательств, вытекающих из указанного муниципального контракта, остаток лимитов бюджетных средств должен был составлять 3883511,51руб. (5145894,55–1262383,04).

Первоначальная цена муниципального контракта №155-р/15 на строительство наружного освещения на территории городского округа Саранск от 19 мая 2015г. составляла 5065159руб.78коп., и остатка бюджетных ассигнований было явно недостаточно для исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из последнего муниципального контракта (3883511,51<5065159,78).

Уменьшение Учреждению ранее доведённых лимитов бюджетных обязательств должно было привести к невозможности надлежащего исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из последнего муниципального контракта, и на основании пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации Учреждение должно было обеспечить согласование изменения условий контракта, в том числе по цене контракта.

Применительно к данному случаю возможность изменения условий муниципального контракта была предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 95 Федерального закона, и в действиях директора Учреждения О.И.Комендантова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАПРоссийской Федерации.

При таких обстоятельствах и на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАПРоссийской Федерации постановление о назначении административного наказания подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение судьи районного суда является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о том, что оснований для изменения условий муниципального контракта не имелось, и в действиях директора Учреждения О.И.Комендантова имеется состав вменённого административного правонарушения, отклоняются как несоответствующие обстоятельствам дела.

Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьёй районного суда не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья верховного суда республики

решил:

оставить решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 22марта 2016г. без изменения, жалобу руководителя Мордовского УФАС России С.И.Видякина без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия Г.К.Екония