ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.2-89/2016 от 18.05.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Телушкина Г.Ю. Дело № 7.2-89/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Михеев О.С. при секретаре судебного заседания Яшкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия жалобу Аркайкина С.П. решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г.,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия Иошкина Н.П. от 29 декабря 2015 г. Аркайкин С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Аркайкин С.П. обратился в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия с жалобой на вышеуказанное постановление должностного лица.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия Иошкина Н.П. оставлено без изменения, жалоба Аркайкина С.П. без удовлетворения.

Аркайкин С.П. подал жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания от 29 декабря 2015 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. Полагает, что судьей районного суда не дана надлежащая оценка представленным им доказательствам. Указывает, что построенная им подъездная дорога расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером <№> находящегося в собственности Республики Мордовия и <№>, находящегося в муниципальной собственности городского округа Саранск. Подъездная дорога построена для проезда к производственным объектам недвижимого имущества, находящегося в его собственностии используемогодля предпринимательской деятельности. В процессе производства по данному административному делу им подавалось заявление о выдаче разрешения на использование части земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <№> в Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия. В выдаче разрешения ему было отказано. Полагает, что в данном случае не имеется возможности исполнения требований статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации о порядке использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа, так как указанная статья регламентирует порядок размещения объектов на земельных участках, не предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В судебном заседании Аркайкин С.П. и его защитник Васильева Т.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Росреестра по Республике Мордовия от 27 ноября 2015 г. с целью соблюдения земельного законодательства Российской Федерации установлено, что в период с 10 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин. 22 декабря 2015г. по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Северо-восточное шоссе, д.15 на земельном участке с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты><данные изъяты>., используемым для размещения трубопровода в районе Северо-восточное шоссе, д.15, находящегося в собственности Республики Мордовия, расположен линейный объект капитального строительства - подъездная дорога к складу оборудования с асфальтовым покрытием. Данное сооружение дорожного транспорта имеет кадастровый <№>, протяженностью <данные изъяты>., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 17 августа 2015г. Сооружение принадлежит Аркайкину С.П.

Часть земельного участка площадью <данные изъяты>. для размещения подъездной дороги к складу оборудования, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, Аркайкиным С.П. занята с 2009 г.

В силу частей 1, 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу статьи 7.1 КоАП Российской Федерации (в редакции Федеральногозаконаот08марта2015г.№46-ФЗ, действующей с 20 марта 2015 г.) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются отношения в области охраны собственности.

Субъектами правонарушения являются лица, в силу закона обязанные получить необходимые правоустанавливающие документы. Субъективная сторона характеризуется виной.

Следовательно, к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка может быть привлечено лицо, которое не только пользуется земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, но и не имеет при этом предусмотренное законодательством Российской Федерации право пользования земельным участком. Только в этом случае будет иметь место самовольное занятие земельного участка, за которое статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации указанной нормы Земельного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В Перечень (пункт 12) включены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно обжалуемого постановления о назначении административного наказания от 29 декабря 2015 г., подъездная дорога, построенная Аркайкиным С.П., входит в перечень видов объектов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01 марта 2015 г.) объекты, определенные Правительством Российской Федерации, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (пункт 3), и если такие объекты, в частности, являются проездами, в том числе вдольтрассовыми, и подъездными дорогами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Данная норма Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая гражданские правоотношения, с учетом пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения в действие соответствующей статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из того, что отношения сторон, связанные с принадлежащим Аркайкину С.П. имуществом, возникшие до 01 марта 2015 г, не были урегулированы в судебном порядке вступившим в законную силу судебным решением до вступления в силу статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, оформление прав на размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной подъездной дороги принадлежащей Аркайкину С.П., после 01 марта 2015 г. в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Исходя из этих законоположений, постановление о назначении административного наказания от 29 декабря 2015 г., решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Мордовия по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Мордовия Иошкина Н.П. от 29 декабря 2015 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 18 марта 2016 г. отменить, производство по делу прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия О.С. Михеев