Дело 70RS0001-01-2022-002972-49
Производство №2а-1880/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Порохнюк Е.Н.
при секретаре Сафиулиной И.А., она же является помощником судьи,
с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО2, представителя административного ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности произвести действия,
установил:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Город Томск» (далее – МО «Город Томск») в лице администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в котором просит признать незаконным решение об отказе от 02.06.2022 /________/, возложить на администрацию Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения предварительно согласовать предоставление ей (ФИО1) земельного участка /________/, образование которого предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 16.10.2013 /________/.
В обоснование указано, что 30.04.2022 ФИО1 подано заявление в администрацию Города Томска о предварительном согласовании предоставления земельного участка /________/, образование которого предусмотрено проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 16.10.2013 /________/. Заявление было подано в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 06.05.2016 №368, согласно которому предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Города Томска в лице Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска. К заявлению были приложены все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления истцу направлено решение об отказе от 02.06.2022 /________/, которое незаконно. Образование земельного участка предусмотрено проектом межевания территории, который действует и не отменен. Согласно п.1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ при наличии проекта межевания территории образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. Основание для отказа, указанное в решении, не предусмотрено п.8 ст. 39.15 ЗК РФ и, соответственно, отказ не обоснован.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 ФИО2, действующий на основании доверенности от 29.07.2022 сроком на 5 лет, требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что довод администрации Города Томска о том, что существует наложение земельных участков, несостоятелен, т.к. по проекту планировки и проекту межевания показана красная линия, которая обозначает границы участка, занятого дорогой (/________/). Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Испрашиваемый участок не пересекает этой красной линии, а напротив, сведен с ней. Отказ по ст. 11.9 ЗК РФ допускается только в случаях, когда участок планируется образовать на основании схемы расположения. В случае образования участка по проекту межевания территории отказ может быть обоснован только ссылками на нормы ст. 39.16 ЗК РФ, а такого обоснования в отказе нет. При образовании участка по проекту межевания территории допускается отступление от площади.
Представитель административного ответчика Муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска ФИО3, действующий на основании доверенности от 01.04.2022 сроком на один год, требования не признал, считала отказ законным и обоснованным. Поддержал позицию, изложенную в отзыве. Пояснил, что участок по проекту межевания сформирован по границам красных линий, в то же время в суд предоставлена письменная информация с фактическим наложением на границы испрашиваемого истцом земельного участка. Подтверждено, что имеется наложение с земельным участком, отведенным под дорогу по ул. /________/. Довод представителя административного истца о том, что участок возможно расформировать по площади, несостоятелен, т.к. земельное законодательство предполагает расхождение по площади лишь на 10%. А в данном случае площадь испрашиваемого участка уменьшится не менее чем на 30%. Представление участка по схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляется возможным при наличии проекта межевания территории. В перспективе будут вестись работы по отмене проекта межевания территории участка. Поскольку в данном случае идет спор не о незаконности налагаемости земельного участка на территории, отведенной по проекту межевания территории, который был сформирован после утверждения проекта межевания, считал, что оспариваемый отказ законен и обоснован. В иной площади невозможно предоставить земельный участок ввиду нарушения градостроительных норм. Довод о том, что земельный участок сведен по красным линиям, несостоятелен, поскольку факт наложения участка с кадастровым номером /________/ истцом не оспорен, предметом спора не является.
Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила.
Административный ответчик Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска представителя не направил, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщено.
Определив на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело при настоящей явке, заслушав объяснения явившихся участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства оформлен и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству администрации Города Томска решением от 02.06.2022 /________/. Административное исковое заявление подано в суд 05.07.2022, то есть в установленный законом срок.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), а также судебную защиту его прав и свобод, закрепляя право обжаловать решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в судебном порядке (статья 46).
30.04.2022 ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно проекту межевания территории с целью использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения указанного заявления и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству администрации Города Томска принято решение, оформленное письмом от 02.06.2022 /________/ об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: /________/, со ссылкой на п.6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст. 11.10, пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, пп.3 п. а), п.2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 06.05.2016 №368, и указано, что в случае образования указанного участка, границы такого земельного участка будут пересекать границы учтенного земельного участка с кадастровым номером /________/, предоставленного на праве собственности Муниципальному образованию «Город Томск». Также указано, что в соответствии с требованиями п.6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Одной из задач КАС Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Как видно по делу, 16.10.2013 вынесено постановление администрации Города Томска /________/, которым утвержден проект планировки территории и проект межевания территории /________/.
16.03.2022 консультантом отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельный отношений комитета по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска составлен акт обследования земельного участка к заявлению /________/ от 05.05.2022 с местоположением: /________/, площадью 1068 кв.м. Установлено, что в результате визуального осмотра на испрашиваемой территории объекты капитального строительства отсутствуют, участок не огорожен.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен положениями статей 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагающими заявительный порядок осуществления данной процедуры.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК Российской Федерации, наряду с иными документами, заявитель, обратившись в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, для получения предварительного согласования, должен представить схему расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска 06.05.2022 составлено заключение /________/ на заявление ФИО1, согласно которому в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования т застройки МО «Город Томск», утвержденных Решением Думы Города Томска от 27.11.2007 /________/, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), указанное назначение соответствует основному виду использования для данной территориальной зоны. В случае образования земельного участка согласно Проекту границы такого земельного участка будут пересекать границы учтенного земельного участка с кадастровым номером /________/, предоставленного на праве собственности МО «Город Томск».
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К основным характеристикам, наряду с иными, относятся сведения о местоположении объекта недвижимости.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек описания границ земельного участка и деления их на части.
Как видно из выписки из ЕГРН от 06.05.2022, земельный участок с кадастровым номером /________/, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства /________/, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Город Томск».
На схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копии дежурного плана по адресу: /________/ границы образуемого земельного /________/ пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером /________/, предоставленного на праве собственности Муниципальному образованию «Город Томск». Земельный участок также налагается на красные линии, утвержденные в составе проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона ИЖС «Залесье».
Из п.1 ч.8 ст. 39.15 ЗК Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК Российской Федерации разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п. 6 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из пп.3 (а) п.2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 06.05.2016 N 368, следует, что исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги включает в себя то, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по следующим основаниям: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств прохождения границ земельного участка, на который претендует административный истец, с наложением на границы ранее учтенного земельного участка, принадлежащего административному ответчику, а также по красным линиям, суд приходит к выводу о законности отказа в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка по заявлению ФИО1 от 30.04.2022.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.174, 176-180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований ФИО1 к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконным решения об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности произвести действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк
Решение в окончательной форме изготовлено 22.08.2022.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк
Копия верна.
Председательствующий Е.Н. Порохнюк
Помощник судьи И.А. Сафиулина