ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700002-01-2023-001996-30 от 17.08.2023 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело 70RS0002-01-2023-001996-30

Производство №2а-2243/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2023 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Порохнюк Е.Н.

при секретаре Сафиулиной И.А., которая также является помощником судьи,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело №2а-2243/2023 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Томской области (далее – УФНС России по Томской области) обратилось в Кировский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 11955,05 руб., в том числе:

- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 388,85 руб. за период с 18.08.2021 по 31.03.2022,

- пени по транспортному налогу в размере 11566,20 руб. за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 02.12.2021 по 31.03.2022.

В обоснование указано, что ФИО1 являлся собственником квартир по адресу: /________/, в период с 15.12.1997 по 30.12.2014 и по адресу: <...>, в период с 31.12.2000 по 10.04.2015, соответственно обязан был уплачивать налог на имущество физических лиц. Ему произведено исчисление налога за 2014, 2015 годы в общей сумме 5499 руб., направлены налоговые уведомления от 21.03.2015 /________/, от 27.08.2016 /________/. В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем начислены пени в общей сумме 388,85 руб., из которых 296,36 руб. начислена на недоимку за 2014 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 92,49 руб. – на недоимку за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022.

Кроме того, на имя ФИО1 зарегистрировано транспортное средство: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель TOYOTA CAMRY, VIN: /________/, год выпуска 2006, дата регистрации права 30.08.2006. Соответственно, ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога. Налогоплательщику проведено исчисление транспортного налога за 2014-2020 годы в общей сумме 173893 руб. В связи с неуплатой налога в предусмотренный срок, начислены пени 11566,20 руб., из которых 1442,62 руб. начислена на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1442,62 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1442,62 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1634,98 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 2115,84 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 2115,84 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2019 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1371,68 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022 по требованию /________/ от 01.08.2022.

В установленный срок по требованию (до 26.08.2022) пени уплачены не были.

МИФНС России №7 по Томской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1 Судебный приказ о взыскании спорной суммы вынесен 25.11.2022; отменен 09.12.2022. До настоящего времени сумма недоимки по отмененному судебному приказу не оплачена, следовательно, налоговый орган направил административный иск суд.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС по Томской области не явился, Управление извещено надлежащим образом, в административном иске содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1 извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательств оплаты спорной задолженности не представил.

На основании ст. 150 КАС Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.2 ст.48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Требование /________/ от 01.08.2022 содержит срок уплаты пени до 26.08.2022.

Как видно из определения мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Томска об отмене судебного приказа, судебный приказ о взыскании спорных сумм вынесен 25.11.2022.

Таким образом, срок на обращение с заявлением к мировому судье не пропущен.

Судебный приказ отменен 09.12.2022.

Административный иск направлен в Ленинский районный суд г. Томска 10.05.2023, то есть в пределах 6-ти месячного срока; поступил в суд 10.05.2023.

Таким образом, установленный срок подачи административного иска не пропущен.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.

На основании ч.3, 4 ст. 12 НК Российской Федерации региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

К местным налогам и сборам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (п.1, 2 ст. 15 НК РФ).

Частью 1 ст. 399 НК Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ст.409 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 363 НК Российской Федерации предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога, в соответствии с п.1 которой налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате налога).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта (пункт 3).

По смыслу ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации и ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации для обращения налогового органа в суд о взыскании с физического лица обязательных платежей обязательно необходимо направление налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 57 НК Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ч.1, 3, 4 ст.75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе, налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 являлся и является собственником транспортного средства: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак /________/, марка/модель TOYOTA CAMRY, VIN: /________/, год выпуска 2006, цвет бежевый, дата регистрации права 30.08.2006.

Также он являлся собственником квартир по адресу: /________/, в период с 15.12.1997 по 30.12.2014 и по адресу: <...>, в период с 31.12.2000 по 10.04.2015.

Сведения об имуществе административного ответчика последним не оспорены.

Налоговым органом в адрес ФИО1 направлены следующие налоговые уведомления:

- /________/ от 21.03.2015 (транспортный за 2014 год, налог на имущество за 2014 год),

- /________/ от 27.08.2016 (транспортный за 2015 год, налог на имущество за 2015 год),

- /________/ от 02.07.2017 (транспортный за 2016 год),

- /________/ от 23.06.2018 (транспортный за 2017 год),

- /________/ от 04.07.2019 (транспортный за 2018 год),

- /________/ от 03.08.2020 (транспортный за 2019 год),

- /________/ от 01.09.2021 (транспортный за 2020 год).

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 44 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 1 ст. 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ.

Правила, предусмотренные статьей 45 НК Российской Федерации, применяются также в отношении пеней и штрафов (п. 8 ст. 45 НК Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

Таким образом, если пени начислены на недоимку после выставления требования о ее уплате, требование об уплате задолженности по ним следует направить не позднее одного года со дня уплаты недоимки либо со дня, когда сумма пеней превысила 3 000 руб. (абз. 3 п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации).

Проверяя срок обращения за взысканием пеней, суд приходит к следующему.

Рассмотрев требования о взыскании пеней по каждому налоговому периоду, суд приходит к следующему.

Рассмотрев требование о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, суд приходит к следующему.

ФИО2 произведено исчисление налога за 2014, 2015 годы в общей сумме 5499 руб. (4191 руб. за 2014 год, 1308 руб. за 2015 год), направлены налоговые уведомления от 21.03.2015 /________/, от 27.08.2016 /________/.

В установленный законом срок налог уплачен не был, в связи с чем начислены пени в общей сумме 388,85 руб., из которых 296,36 руб. начислена на недоимку за 2014 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 92,49 руб. – на недоимку за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022.

Как видно из представленного расчета, оплата налога на имущество физических лиц за 2014 и 2015 годы ФИО2 на протяжении всего периода не производилась.

Пени начислены за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, как видно из представленного расчета, в сумме 296,36 руб. начислена на недоимку за 2014 год и 92,49 руб. – на недоимку за 2015 год и включены в требование /________/ от 01.08.2022 с предложением уплатить до 26.08.2022.

Согласно ответу налогового органа, содержащемуся в деле №2а-206/2023, налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 налога на имущество за 2014 год в размере 4191 руб. не предпринималось.

Таким образом, при отсутствии доказательств принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 налога на имущество за 2014 год в размере 4191 руб., непогашения указанной задолженности ФИО1 в добровольном порядке, суд приходит к выводу, что начисление пени по налогу на имущество за 2014 год за период с 18.08.2021 по 31.03.2022 в размере 296,36 руб., необоснованно.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 01.08.2017 с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере 1308 руб., пени за период 02.12.2016 по 15.12.2016 в размере 6,10 руб., транспортному налогу за 2015 год в размере 20400 руб., пени за период с 02.12.2016 по 15.12.2016 в размере 95,20 руб. (административное дело № 2а-1147-1л/2017).

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 22.01.2018 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 01.08.2017 отменен.

Таким образом, при отсутствии в материалах дела доказательств принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 налога на имущество за 2015 год в размере 1308 руб., после отмены судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 01.08.2017, непогашения указанной задолженности ФИО1 в добровольном порядке, начисление пени по налогу на имущество за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022 в сумме 92,49 руб. является необоснованным.

При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ФИО2 в пользу соответствующего бюджета пени по налогу на имущество физических лиц в размере 388,85 руб. за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, из которых 296,36 руб. на недоимку за 2014 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 92,49 руб. – на недоимку за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.202, удовлетворению не подлежит.

Рассмотрев требование о взыскании пени по транспортному налогу, суд приходит к следующему.

Согласно ответу налогового органа, содержащемуся в деле №2а-206/2023, налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 транспортного налога за 2014 год в размере 20400 руб., за 2016 год в размере 20400 руб. не предпринималось.

Как указано выше, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 01.08.2017 с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность, в числе прочего, по транспортному налогу за 2015 год в размере 20400 руб. (административное дело № 2а-1147-1л/2017).

Данный судебный приказ отменен.

Доказательств принятия налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 транспортного налога за 2015 год после отмены судебного приказа мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 01.08.2017 не представлено.

Таким образом, оснований для взыскания пени 1442,62 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1442,62 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 1442,62 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2016 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, не имеется.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Томска от 21.06.2019 с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 23120 руб., пени за период с 04.12.2018 по 22.12.2018 в размере 110,98 руб. (№ 2а-1397-1л/2019).

Пени на данную недоимку начислены за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, как видно из представленного расчета, в сумме 1634,98 руб. и включены в требование /________/ от 01.08.2022 с предложением уплатить до 26.08.2022.

Учитывая, что пени по транспортному налогу за 2017 год не уплачены и сумма пеней не превысила 3 000 руб., в связи с чем срок для обращения за их взысканием не пропущен, а потому они подлежат взысканию.

Решением Кировского районного суда г.Томска от 17.06.2021, вступившим в законную силу 01.10.2021, с ФИО1 в пользу налогового органа взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 29 920 руб., пени за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 140,37 руб.

Пени на недоимку за 2018 год начислены за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, как видно из представленного расчета, в сумме 2115,84 руб. и включены в требование /________/ от 01.08.2022 с предложением уплатить до 26.08.2022.

Учитывая, что пени по транспортному налогу за 2018 год не уплачены и сумма пеней не превысила 3 000 руб., в связи с чем срок для обращения за их взысканием не пропущен, а потому они также подлежат взысканию.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 24.02.2022, вступившим в законную силу 29.04.2022, административные исковые требования налогового органа к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2019 год в размере 29920 руб., пени за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 63,58 руб. оставлены без рассмотрения.

Учитывая отсутствие доказательств о принятии налоговым органом мер к принудительному взысканию с ФИО1 транспортного налога за 2019 год в размере 29 920 руб., пени на данную недоимку за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022 в сумме 2115,84 руб. взысканию не подлежат.

Решением Кировского районного суда г.Томска от 14.03.2023, вступившим в законную силу 16.06.2023, с ФИО1 взыскана задолженность по уплате транспортного налога за 2020 год в сумме 29733 руб.

Пени на недоимку за 220 год начислены за период с 18.08.2021 по 31.03.2022, как видно из представленного расчета, в сумме 1371,68 руб. и включены в требование /________/ от 01.08.2022 с предложением уплатить до 26.08.2022.

Учитывая, что пени по транспортному налогу за 2018 год не уплачены и сумма пеней не превысила 3 000 руб., в связи с чем срок для обращения за их взысканием не пропущен, а потому они также подлежат взысканию.

Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, а именно с ФИО1 в пользу соответствующего бюджета подлежит взысканию задолженность по пене по транспортному налогу в размере 5122,50 руб., в том числе:

- 1634,98 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022,

- 2115,84 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 2115,84 руб.,

- 1371,68 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022.

На основании ч.1 ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, принимая решение о взыскании государственной пошлины в доход федерального бюджета, суд учитывает положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

В связи с частичным удовлетворением административных исковых требований с административного ответчика в бюджет Муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 400 руб. (п.1 ч.1 ст. 333.19 НК Российской Федерации).

Руководствуясь ст.179, 180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать в пользу соответствующего бюджета с ФИО1 сумму задолженности по пене по транспортному налогу в размере 5122,50 руб., в том числе:

- 1634,98 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022,

- 2115,84 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2018 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022, 2115,84 руб.,

- 1371,68 руб. - на недоимку по транспортному налогу за 2020 год за расчетный период с 18.08.2021 по 31.03.2022.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Реквизиты получателя:

УФК по Тульской области, г.Тула Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом),

ИНН /________/,

КПП /________/,

Банк получателя: Отделение Тула Банка России // УФК по Тульской области г.Тула,

Расчетный счет /________/,

Корсчет /________/,

БИК /________/,

КБК /________/.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк

Решение в окончательной форме изготовлено 31.08.2023.

Председательствующий (подпись) Е.Н. Порохнюк