ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700003-01-2020-006465-05 от 29.07.2020 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

УИД № 70RS0003-01-2020-006465-05

№ 2а-1853/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Качесовой Н.Н.,

при секретаре Суразовой А.А.,

помощник судьи Аплина О.Ю.,

с участием помощника прокурора Черновой А.В., представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2 Ё.Ж., представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев с применением средств видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Томской области к ФИО2 Ёкубжону Жураевичу о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,

установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока содержания гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж., ... в специальном учреждении «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области» по адресу: <...>, на срок до 29.10.2020 с целью исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что УМВД России по Томской области, принято решение о депортации за пределы Российской Федерации в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж. на основании п. 11 ст. 31 Федерального Закона от 25.07.2002 года № 115 -ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с учетом Распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации от 04.04.2016 № 1951-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы». Согласно информации изложенной в сообщении ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области, гражданин Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж.., освободился по отбытии срока наказания 20.02.2016. Решение о нежелательности пребывания в РФ гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж., ... принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий Министерства юстиции РФ. Гражданин Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж.. прибыл на территорию РФ 17.03.2013, состоял на миграционном учете по месту пребывания. С заявлением о получении разрешения на работу, патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство, приобретения гражданства РФ не обращался. 25.04.2016 было принято решение о депортации за пределы РФ гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж.., которое было исполнено 27.05.2016, вынесено решение о неразрешении въезда иностранному гражданину в РФ сроком до 26.05.2021, однако гражданин Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж. минуя пункт пограничного контроля, пересек границу РФ и 17.04.2020 был установлен в г. Томске. В настоящее время законных оснований для пребывания на территории РФ гражданин Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж. не имеет. В связи с введением временных ограничительных мер по нераспространению коронавирусной инфекции (2019-nCoV), связанных с выездом и въездом на территорию Российской Федерации, авиакомпании временно не осуществляют чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства до отмены данного ограничения. В связи с чем, с целью исполнения решения о депортации в республику Узбекистан просит продлить срок содержания гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж., ... в специальном учреждении «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области».

В судебном заседании представитель административного истца территориального органа исполнительной власти в сфере миграции, подавшего в суд заявление, ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик ФИО2 Ё.Ж. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020, в соответствии с которым в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года включительно в отношении иностранных граждан не принимаются решения о депортации.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, а также заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Находящиеся в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать законы Российской Федерации, в том числе, и нормативные акты, регламентирующие порядок, сроки их пребывания, порядок осуществления ими трудовой деятельности, а также предвидеть возможность наступления негативных последствий при неисполнении законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.

При этом порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

К таким федеральным органам исполнительной власти отнесено, в том числе, Министерство юстиции Российской Федерации.

Как установлено п.п. 11,12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту Закон от 25.07.2002 № 115) иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона. В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 Закона от 25.07.2002 № 115).

В соответствии с ч. 6. ст. 32.2 Закона от 25.07.2002 № 115 содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

В судебном заседании установлено, что приговором Северского городского суда Томской области от 21.09.2015 ФИО2 Ё.Ж. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере тридцатикратной от взятки 126000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

04.04.2016 Министерством Юстиции Российской Федерации было принято распоряжение № 1951-рн о нежелательности пребывания гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж., ... на территории Российской Федерации.

Решением УФМС по Томской области от 25.04.2016 постановлено депортировать гражданина Узбекистана ФИО2 Ё.Ж. за пределы РФ в страну гражданской принадлежности в Республику Узбекистан.

Согласно справке от 20.02.2016 ФИО2 Ё.Ж. освобожден по отбытию срока наказания 20.02.2016.

Указанное решение было исполнено, что подтверждается актом о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства государственной границы РФ от 26.05.2016, актом о передаче иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу РФ за пределы РФ от 26.05.2016.

Как следует из постановления судьи Ленинского районного суда г. Томска от 18.04.2020, решения судьи Томского областного суда от 30.04.2020 ФИО2 Ё.Ж. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 руб.

Решением УМВД России по Томской области № 25 от 30.04.2020 постановлено депортировать гражданина Республики Узбекистан ФИО2 Ё.Ж., ... за пределы Российской Федерации - в страну гражданской принадлежности Республику ...

ФИО2 Ё.Ж., будучи уведомленным о принятых решениях, в установленном законом порядке их не обжаловал.

Факт отсутствия у ФИО2 Ё.Ж. законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации подтверждается также досье на иностранного гражданина от 18.04.2020, справкой ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области от 20.02.2016 № 020620, справкой от 18.04.2020, копией паспорта ФИО2 Ё.Ж., и не оспаривалось ФИО2 Ё.Ж. в судебном заседании.

Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 07.05.2020 административный ответчик с целью исполнения решения о депортации № 25 от 30.04.2020 помещен в специальное учреждение «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области» по адресу: <...> на срок до 29.07.2020.

В административном исковом заявлении административный истец указывает, что с целью исполнения решения о депортации, административному ответчику необходимо продлить срок содержания в специальном учреждении, поскольку на территории Российской Федерации введены временные ограничительные меры по нераспространению коронавирусной инфекции (2019-nCoV), связанные с выездом и въездом на территорию Российской Федерации, а именно, авиакомпании временно не осуществляют чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства до отмены данного ограничения.

Согласно письму ГУ МВД России по Новосибирской области от 03.04.2020 с авиакомпании Российской Федерации, находящиеся в аэропорту «Толмачево» г.Новосибирска временно не осуществляют чартерные и регулярные рейсы в иностранные государства до отмены данного ограничения.

Учитывая вышеизложенное, исполнить решение УМВД России по Томской области о депортации ФИО2 Ё.Ж. не представляется возможным.

Действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 1830-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО4 на нарушение его конституционных прав положениями статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права.

Конституционный Суд Российской Федерации еще в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина и не может расцениваться как мера наказания.

Поскольку истцом в силу вышеуказанных обстоятельств не может быть исполнено решение о депортации, определить срок депортации ФИО2 Ё.Ж. на момент рассмотрения дела не представляется возможным, оснований для продления срока содержания административного ответчика в специальном учреждении не имеется.

Более того, какие-либо данные, которые с достоверностью указывали на то, что ФИО2 Ё.Ж. может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, в материалах дела отсутствуют. Как следует из пояснений административного ответчика и следует из постановления Ленинского районного суда г. Томска от 18.04.2020, последний официально заключил брак с А., (в настоящее время А.,), с которой проживает одной семьей и ведет совместное хозяйство, установил отцовство над несовершеннолетним ребенком.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления УМВД России по Томской области к ФИО2 Ё.Ж. о продлении срока содержания в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УМВД России по Томской области.

Согласно ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 269 КАС РФ, суд,

решил:

административный иск Управления Министерства внутренних дел России по Томской области к ФИО2 Ёкубжону Жураевичу о продлении срока содержания гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: Н.Н. Качесова

Мотивированный текст решения изготовлен 29 июля 2020 года.

Председательствующий судья: Н.Н. Качесова

Копия верна.

Судья Н.Н. Качесова

Секретарь: А.А. Суразова

«____» ____________ 20______ года

Оригинал находится в деле №2а-1853/2020 Октябрьского районного суда г. Томска.