ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700003-01-2023-005496-50 от 21.11.2023 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД № 70RS0003-01-2023-005496-50

Дело № 2-3229/2023

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2023 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бессоновой М.В.,

при секретаре Клочек Е.Е.,

с участием истца Степаненко М.Д., представителя истца Шкляренко С.В., по иску Степаненко Михаила Валерьевича, Степаненко Майи Дамировны к акционерному обществу «Авиакомпания Смартавиа» о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

установил:

Степаненко М.В., Степаненко М.Д. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Авиакомпания Смартавиа» (далее по тексту – АО «Авиакомпания Смартавиа»»), в котором с учетом последующего уточнения исковых требований просят взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере 85800,00 руб. в качестве убытков, понесенных истцами за приобретение дополнительных авиабилетов по маршруту «Москва-Варадеро», на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», денежные средства в размере 2093,00 руб. в качестве убытков, понесенных истцами за неоказанную услугу по выбору посадочных мест в салоне воздушного судна, на основании ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», денежные средства в размере 7100,00 руб. в качестве убытков, понесенных истцами за проживание в гостинице за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, на основании ст. 29 Закона РФ «Защите прав потребителей», денежные средства в размере 4100,00 в качестве убытков, понесенных истцами на питание за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», денежные средства в размере 5588,56 руб. в качестве компенсации упущенной выгоды в виде частично упущенного отдыха (уменьшения количества ночей на 2) на основании ст. 15 ГК РФ, денежные средства в размере 50000.00 руб., в качестве возмещения морального вреда (по 25000,00 руб. каждому), на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В обоснование заявленных требований истец указал, что между истцами и АО «Авиакомпания Смартавиа» был заключен договор авиаперевозки (заказ № 7017-505459-46954, авиабилеты 3166128119182 и 3166128119182, рейс № 5Т284) по маршруту «Томск-Москва». Вылет должен был состояться 21.05.2023 в 09 часов 30 минут по местному времени г.Томска. Однако вылет был задержан до 06 часов 33 минут 22.05.2023 по причине задержки рейса явились неблагоприятные погодные условия, а затем отдых экипажа в связи с окончанием рабочего времени. Время задержки вылета составила 21 час 03 минуты, при этом неблагоприятные погодные условия, из-за которых произошла задержка вылета, длились около двух часов, а все остальное время задержки связано с отдыхом экипажа. Перелет из г.Томска в г.Москву являлся составной частью перелета в Варадеро Республики Куба через г.Москву. Вылет из г.Москва в г.Варадеро запланирован на 22.05.2023 в 05 часов 10 минут по местному времени. В результате задержки рейса ответчиком вылет истцов из г.Москва не состоялся, стоимость билетов не подлежала возврату. В связи с задержкой рейса из г.Томска в г.Москва истцам пришлось заключить дополнительное соглашение к договору о реализации туристского продукта №TUR508547, в соответствии с которым срок туристского продукта изменился и составил 9 ночей с 24.05.2023 по 02.06.2023, а полная стоимость туристского продукта выросла и составила 290300,00 руб. за счет приобретения дополнительных билетов из г.Москва в г.Варадеро. В связи с чем стоимость туристского продукта составила 85800,00 руб. В период с 22.05.2023 по 24.05.2023 истцы вынуждены были проживать в гостинице и нести убытки в виде расходов на аренду комнаты в размере 7100,00 руб., и питание в размере 4100,00 руб. Кроме того, по вине ответчика истцы получили туристскую услугу не в том объеме, на который рассчитывали, поскольку из-за ненадлежащих действий ответчика истцы не смогли воспользоваться услугой по проживаю и питанию за 2 дня, а исходя из ответа Kreutzer Touristik GB Limited», стоимость проживания (включая питание) на 11 ночей составляет 30737,06 руб., то убытки истцов за 2 дня составляют 5588,56 руб. (30737,06/11х2). Также истцу причинен моральный вред, выражающийся в испытанном стрессе на протяжении двух суток, в связи со сменой планов, необходимости пребывать в стесненных условиях в аэровокзале г.Томска, необходимости нести дополнительные расходы, который истец оценивает в размере 15000,00 руб. за каждого истца.

Истец Степаненко М.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что истцы в назначенное время сели в самолет, и просидели в самолете около 2 часов, после чего их отправили обратно в аэропорт, сообщив, что будет отдых персонала с 09:32 часов до 11:44 часов. В аэропорту истцам сообщили, что вылет отложен из-за бокового ветра, пришло сообщение авиакомпании о том, что вылет состоится ночью, при этом в ночное время аэропорт не работает. Вылет состоялся в 06 утра, поэтому истцы опоздали на следующий рейс в г.Москва, в связи с чем пришлось приобретать дополнительные авиабилеты в г.Варадеро.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала.

Истец Степаненко М.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика АО «Авиакомпания Смартавиа», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, представил письменный отзыв. Согласно отзыву представителя ответчика указано, что авиаперелет по маршруту Томск-Москва являлся составной частью перелета в г.Варадеро Республика Куба через г.Москва, однако указанная авиаперевозка не была оформлена пассажиром как единая. В связи с чем у авиаперевозчика отсутствует обязанность по возврату стоимости дополнительно приобретенных авиабилетов. Для признания перевозки единой необходим один билет с указанием всего маршрута, либо билет с дополнительными билетами, в которых указан номер основного билета. Из представленных истцом авиабилетов сведения о единой перевозки отсутствуют, кА к и отсутствует причинно-следственная связь между понесенными истцом убытками и действиями авиакомпании, поскольку действия перевозчика по задержке рейса носили вынужденный характер. Согласно справке о задержке рейса Томск-Москва причиной задержки явились неблагоприятные метеоусловия а/вылета Томск, ожидание улучшение условий, далее отдых экипажа и ожидание окончания регламента закрытия аэропорта Томск. Оповещения пассажиров о переносе времени вылета рейса осуществлялись в полном объеме информационно-справочной службой аэропорта посредством акустического и визуального объявления.

Третьи лица ИП Пашков В.Э., ООО «Пегас ОВБ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

ИП Пашковым В.Э. представлен отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, пояснил, что согласно условиям договора, общая стоимость туристского продукта, включая агентское вознаграждение турагента за оказанные услуги подбора, бронирования и оплаты туроператору туристского продукта, по договору, составила 204500,00 руб. Туристский продукт был приобретен истцом по направлению Москва-Варадеро-Москва на период с 22.05.2023 по 02.06.2023. Услуга авиаперевозки по направлению Томск-Москва-Томск не входила в состав туристского продукта. Так как истцы проживают в Томске, а туристский продукт был приобретен с вылетом/прилетом из аэропорта г.Москва в аэропорт г.Москвы, авиабилеты по направлению Томск-Москва-Томск приобретались истцом самостоятельно. В соответствии с п. 3.3.10. Договора, в случае принятия заказчиком/туристом решения о вылете из аэропорта другого города, учитывая факт возможного изменения в полётной программе (перенос вылета на более раннее время/день, изменение номера рейса, замена борта, аэропорта вылета) заказчик/турист осознаёт и принимает на себя все риски, связанные с этим решением, в том числе, необходимость добраться в аэропорт самостоятельно, не менее чем за 24 часа до планируемого времени вылета. Неявка или опоздание туристов к отправлению (в том числе на регистрацию в аэропорт отправления) по любым причинам не входит в сферу ответственности Турагента и Туроператора и приравнивается к отказу от путешествия по инициативе заказчика. Опоздавший турист приобретает услуги авиаперевозки в страну временного пребывания/из страны временного пребывания за счёт собственных средств, в том числе заказчик/турист самостоятельно оплачивает услуги трансфера аэропорт-отель/отель-аэропорт. Возникшие у туриста дополнительные расходы в связи с опозданием на рейс не подлежат возмещению Турагентом/Туроператором. На основании поступившего от Истца запроса о возможности изменения периода туристского продукта по причине изменения авиаперевозчиком АО «Смартавиа» полётной программы из Томска в Москву, Турагент направил Туроператор запрос о возможности таких изменений и, в случае наличия такой возможности, стоимости таких изменений. Согласно полученного ответа от Туроператора, Туроператором предлагался новый период туристского продукта: с 24.05.2023г. по 02.06.2023г. с приобретением новых авиабилетов по направлению Москва-Варадеро с датой вылета 24.05.2023г. Стоимость туристского продукта с учётом внесения изменений составляла 290 300,00 рублей. Данная информация была доведена сотрудником Турагента до сведения Истца для принятия решения по заявке. Со своей стороны Турагент предпринял все возможные действия для наиболее лояльной стоимости условий перебронирования заявки Истца. На основании согласия с условиями перебронирования, по инициативе Истца, к Договору 22.05.2023г. было заключено дополнительное соглашение с новыми параметрами туристского продукта (период: с 24.05.2023г. по 02.06.2023г., полная стоимость туристского продукта - 290 300,00 рублей). Таким образом, сумма доплаты для истца в связи с изменениями, вносимыми в туристский продукт по инициативе истца, составила 85 800,00 рублей. Из них, 77 156,93 рублей было перечислено Туроператору, что подтверждается чеком по операции от 22.05.2023г.; сумма в размере 8 643,07 рубля была удержана Турагентом в качестве агентского вознаграждения. В соответствии с п. 4.31. Стандартных условий договора о реализации туристского продукта (далее - Условия), обязанности турагента считаются исполненными с момента исполнения предусмотренных законом, и договором обязанностей турагента - бронирование тура в системе Туроператора, оплата стоимости туристского продукта Туроператору, передача документов по туру заказчику (после получения документов по туру от Туроператора). Обязательства Турагента, предусмотренные Договором, были исполнены Турагентом надлежащим образом и в полном объёме: услуги подбора тура, бронирования и оплаты стоимости туристского продукта, услуги перебронирования заявки а также услуга передачи документов на туристский продукт Истцу Турагентом предоставлены. 06.06.2023г. Турагенту поступил запрос от Туроператора по вопросу предоставления информации о стоимости услуги проживания в забронированном отеле Pgs Varadero 5*. На данный запрос 06.06.2023г. Турагентом был предоставлен Истцу промежуточный ответ, так как Турагент не формирует туристский продукт и не владеет информацией о стоимости отдельных услуг, входящих в его состав, данный вопрос относится к компетенции Туроператора. Также 06.06.2023г. запрос Истца вместе с сопроводительным письмом Турагента был направлен основному исполнителю по Договору - Туроператору. Согласно полученного ответа от Туроператора, предоставление документов о стоимости услуги проживания в отеле возможно на основании официального запроса государственных органов или суда. Информация об ответе Туроператора была доведена Турагентом до сведения Истца. Согласно п. 1.1. Договора, Турагент не является агрегатором товаров и услуг и отвечает по Договору только за бронирование туристского продукта у Туроператора, предоставление заказчику информации по туристскому продукту в соответствии с информацией, размещённой на сайте Туроператора, и передачу денежных средств Туроператор у/агенту Туроператора. Согласно ст. 1 ФЗ «О туристской деятельности», формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). Согласно ст. 9 ФЗ «О туристской деятельности», продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора. Таким образом, обязательства Турагента в рамках заключённого Договора исполнены надлежащим образом и в полном объёме.

Согласно ранее представленным возражениям на исковое заявление третьего лица ООО «Пегас ОВБ» указано, что согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» на территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства, вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным законом. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ООО «ПЕГАС ОВБ» включено в Единый федеральный реестр туроператоров. «Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем» (ст. 1 ФЗ № 132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Таким образом, ООО «ПЕГАС ОВБ» является юридическим лицом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим право на реализацию туристского продукта, сформированного иностранным туроператором. ООО «ПЕГАС ОВБ» самостоятельно не формирует туристский продукт, а лишь реализует на территории Российской Федерации туристский продукт под торговым знаком «PEGAS touristik», сформированный иностранным туроператором - компанией «Kreutzer Touristik GB Limited», юридическим лицом по законодательству Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, на основании агентского соглашения. Бронирование туристского продукта у иностранного туроператора осуществляется на основании заявок туристических фирм. Договоры с туристами, о реализации туристского продукта, ООО «ПЕГАС ОВБ» не заключает и в непосредственные правоотношения не вступает, денежные средства в счет оплаты тура от физических лиц не поступают. Все денежные средства немедленно перечисляются иностранному туроператору в целях подтверждения бронирования турпакета и оплаты заявки авансовыми платежами до начала срока тура. Между ИП Пашков В.Э. и ООО «Пегас ОВБ» заключен агентский договор, в рамках данного договора ИП Пашков В.Э. направила заявку № 7085826 для туристов STEPANENKO MIKHAIL, STEPANENKO МАНА, которая была подтверждена и принята к формированию туроператором в Системе бронирования. В стоимость турпродукта № 7085826 для двух туристов включено: Страховой медицинский полис EUROINS "Full coverage" [Cuba], 661.14 руб.; Чартерный авиаперелет, тариф невозвратный, по маршруту Москва- Варадеро-Москва, 22.05.2023 и 02.06.2023, 4 кресла экономического класса обслуживания, 155 238; Чартерный авиаперелет, тариф невозвратный, по маршруту Москва- Варадеро 24.05.2023 г., 2 кресла экономического класса обслуживания, 75 130.1; Проживание 11 ночей в отёле «Проживание 13 ночей в отеле «Ibis Phuket Patong»," категория номера Superior Room Garden View, тип питания AI, размещение DBL, 30 737.06; Трансфер аэропорт-отель-аэропорт 22.05.2023 и 02.06.2023, 4 кресла 5 304.12; Трансфер аэропорт-отель 24.05.2023, 2 кресла, 2 652.32; Всего услуг по брони № 7085826 на сумму 269 722.74 руб. Вышеуказанная заявка оплачена в полном объеме ИП Пашковым В.Э. в ООО «Пегас ОВБ» в размере 269 722.74 руб. Разница (20 577.26 руб.), которая возникла между суммой, указанной в договоре о реализации туристского продукта, заключенного между ИП Пашковым В.Э. и Истцом (290 300 руб.), и суммой, полученной ООО «Пегас ОВБ» (269 722.74 руб.), это дополнительная выгода и собственность ИП Пашков В.Э. от реализации турпродукта для истца, к которой ООО «Пегас ОВБ» отношения не имеет. Согласно стандартных условий заключаемого договора между Туристом и ИП Пашков В.Э., общая цена тура по договору состоит из сервисного сбора (дохода) бюро и цены туристического продукта. Бюро (ИП Пашков В.Э.) является лицом, которое осуществляет подбор и бронирование тура, сформированного туроператором, и перевод денежных средств, оплаченных туристом-заказчиком за тур, в пользу туроператора. Обязательства бюро по бронированию тура, сформированному туроператором, и переводу денежных средств в пользу туроператора, считается исполненной с момента отправки платёжного поручения по забронированному туру туроператору напрямую или третьих лиц, и подтверждения им бронирования. В случае аннуляции договора о реализации турпродукта, а также в случае невозможности для туриста воспользоваться правом на туристский продукт\оказание услуг по любым причинам, не зависящим от БЮРО, БЮРО вправе удержать с туриста фактически понесенные расходы в пользу Туроператора или БЮРО, а также, сервисный сбор. Денежные средства за оплаченный туристский продукт\туристские услуги возвращаются БЮРО за вычетом фактически понесенных расходов. Таким образом, доход турагента ИП Пашкова В.Э. не включается в стоимость турпродукта и не подлежит возврату Туроператору. Между ООО «Пегас ОВБ» и ИП Пашков В.Э. заключен агентский договор № 227-21. Согласно абз. 2 п. 1.5. агентского договора № 227-21, поручение ТУРОПЕРАТОРА считается выполненным ТУРАГЕНТОМ, если последний исполнил в полном объеме обязательство по оплате ТУРОПЕРАТОРУ туристского продукта/туристской услуги, а также турист (туристы], указанные в договоре о реализации туристского продукта/туристской услуги воспользовались оплаченными услугами согласно условиям договора о реализации туристского продукта/туристской услуги. В соответствии с абз. 1,3,4 п. 4.9 агентского договора №227-21, вознаграждение ТУРАГЕНТА за реализацию туристского продукта/туристской услуги в сфере международного туризма составляет сумму в размере 0,5 % от стоимости туристского продукта/туристской услуги, указанной в счете на оплату, если иная сумма не указана в системе бронирования. Вознаграждение ТУРАГЕНТА выплачивается ТУРОПЕРАТОРОМ в срок не позднее пяти дней после даты утверждения отчета ТУРАГЕНТА, но не чаще одного раза в месяц. Дополнительная выгода является собственностью ТУРАГЕНТА и свободна от прав требования ТУРОПЕРАТОРА. Дополнительная выгода ИП Пашкова В.Э. от реализации турпродукта бронь 7085826 для Истца составила 20 577.26 руб., которая является собственностью ИП Пашков В.Э. и свободна от прав требования ООО «Пегас ОВБ» (абз. 1,3,4 п. 4.9 агентского договора № 227-21). Таким образом, принятые на себя обязательства по данному комплексу туристских услуг туроператором исполнены надлежащим образом - услуги забронированы и оплачены в полном объеме нашим партнерам. Все поступившие денежные средства от ИП Пашкова В.Э. в размере 269 722.74 руб., 18.04.2023 г. и 24.05.2023 г. переведены ООО «Пегас ОВБ» в оплату турпродукта № 7085826 в компанию «Kreutzer Touristik GB Limited», что подтверждается платежным поручением от 18.04.2023 г. № 2341 с счет проформой к нему (страница 1, графа 9, бронь № 7085826, сумма 193 028.75 руб.), платежным поручением от № 3166 с счет проформой к нему (страница 1, графа 15, бронь № 7085826, сумма 76 693.99 руб.). С целью установления всех обстоятельств по исковому заявлению, туроператором запрошена информация у компании «Kreutzer Touristik GB Limited», так как ООО «Пегас ОВБ» не формируют самостоятельно турпродукты, а приобретают их у своего контрагента. Согласно сведении компании «Kreutzer Touristik GB Limited» от 08.11.2023, В компанию «Kreutzer Touristik GB Limited» по агентскому соглашению № 01-ТО-17 30.10.2017 от ООО «ПЕГАС ОВБ» поступили денежные средства в оплату брони № 7085826 для туристов STEPANENKO MIKHAIL, STEPANENKO МАПА в размере 269 722.74 руб. по платежному поручению № 2341 от 18.04.2023 г. с счет-проформой и по платежному поручению № 3166 от 24.05.2023 г. с счет проформой. Денежные средства, поступившие по брони № 7085826 направлены на оплату нашим партнерам (отелю, авиаперевозчику, страховщику и т.д.). В стоимость турпродукта № 7085826 для туристов включено, калькуляция в рублях : Страховой медицинский полис EUROINS ""Full coverage" (Cuba), 661.14;Чартерный авиаперелет, тариф невозвратный, по маршруту Москва- Варадеро-Москва, 22.05.2023 и 02.06.2023, 4 кресла экономического класса обслуживания, 155 238; Чартерный авиаперелет, тариф невозвратный, по маршруту Москва- Варадеро 24.05.2023 г., 2 кресла экономического класса обслуживания, 75 130.1; Проживание 11 ночей в отеле «Проживание 13 ночей в отеле «Ibis Phuket Patong», категория номера Superior Room Garden View, тип питания AI, размещение DBL, 30 737.06; Трансфер аэропорт-отель-аэропорт 22.05.2023 и 02.06.2023, 4 кресла 5 30412; Трансфер аэропорт-отель 24.05.2023, 2 кресла, 2 652.32. Всего услуг по брони № 7085826 на сумму 269 722.74 руб. На неоднократные запросы ООО «Пегас ОВБ» о минимизации и частичном возврате стоимости туристических услуг компания «Kreutzer Touristik GB Limited» ранее неоднократно сообщала ООО «Пегас ОВБ», что комплекс туристских услуг № 7085826 сформирован и оплачен «Kreutzer Touristik GB Limited», фактически понесенные расходы по брони № 7085826 составили 269 722.74 руб. 269 722.74 руб. не поступали в адрес нашей компании от партеров, в связи с этим в возврате ООО «Пегас ОВБ» по брони № 7085826 отказано.Таким образом, все услуги, забронированные и оплаченные услуги по комплексу туристских услуг 7085826 были предоставлены и ожидали своего востребования, фактически понесенные расходы ООО «Пегас ОВБ» по данному турпродукту составили 269 722.74 рубля. Просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Воздушный Кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

В соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Статьей 792 Гражданского кодекса РФ установлено, что перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

В силу п. 2 ст. 105 Воздушного Кодекса РФ, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Таким образом, билет (авиабилет) является подтверждением заключения договора воздушной перевозки.

Согласно п. 1 ст. 100 Воздушного Кодекса РФ, перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного Кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно пункту 3 статьи 105 Воздушного Кодекса РФ, билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

Согласно ст. 102 Воздушного Кодекса РФ перевозчики, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ними Федеральными законами и правовыми актами.

В соответствии с основными понятиями, используемыми в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под продавцом понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором; изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Таким образом, исходя из смысла закона, по общему правилу, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце.

Согласно п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Согласно п. 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозов пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 года N 82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности.

В соответствии со ст. 58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна имеет право принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.

В судебном заседании установлено, что 15.04.2023 между ИП Пашковым В.Э.(турагент) и Степаненко М.В. был заключен договор на оказание туристских услуг TUR-508547 от 15.04.2023, согласно которому Степаненко М.В. оплатил услугу по туристической поездке в Кубу г.Варадеро на 11 ночей в период с 22.05.2023 по 02.06.2023 в размере 204500,00 руб., в том числе стоимость перелета по маршруту "Москва-Варадеро-Москва" пассажиров Степаненко М. и Степаненко М.

Как следует из заявления №TUR-508547 от 15.04.2023 Степаненко М.В., Степаненко М.В. о присоединении к Стандартным условиям договора о реализации туристского продукта, заключенного между Степаненко М.В. и ИП Пашковым В.Э. полная стоимость туристического продукта составила 204500,00 руб., срок туристического продукта 11 ночей в период с 22.05.2023 по 02.06.2023.

Для проезда к месту отдыха в г. Варадеро туроператором на имя Степаненко М. И Степаненко М. были оформлены авиабилеты по маршруту "Москва –Варадеро»" рейсом MS №4-3501, вылетающим из аэропорта "Шереметьево" 22.05.2023 в 05:10 часов.

Также Степаненко М.В. и Степаненко М.Д. для дальнейшей отправки к месту отдыха были приобретены авиабилеты в г. Москву по маршруту "Томск-Москва" рейсом №5№ 284, вылетающим 21.05.2023 года в 09:30 часа, 15.04.2023 между Степаненко М.В., Степаненко М.Д. АО «Авиакомпания Смартавиа» заключен договор авиаперевозки (заказ № 7017-505459-86954, авиабилеты 3166128119182, 3166128119183, рейс № 5№ 284) по маршруту г.Томск-Москва были приобретены авиабилеты в г. Москву по маршруту "Томск-Москва" рейсом №5№ 284, вылетающим 21.05.2023 года в 09:30 часа по местному времени г.Томска, стоимость авиабилетов 35600,00 руб., что подтверждается кассовым чеком АО «Авиакомпания Смартавиа» от 15.04.2023.

09 октября 2022 года между Л.А. и ООО "Вестфилд" был заключен договор на оказание туристских услуг N 7602, согласно которому Л.А. оплатила услугу по туристической поездке в Египет в период с 30 октября 2022 года по 04 ноября 2022 года в размере 146 445 рублей, в том числе стоимость перелета по маршруту "Москва- Хургада-Москва" пассажиров Б. и Л.А. в размере 122 200 рублей.

При посадке в самолет истцам стало известно о задержке рейса.

Согласно справкам о задержке рейса АО «АК Смартавиа» вылет рейса 5№284 был задержан до 06:33 часов 22.05.2023 по причине погодных метеоусловий, отдыха экипажа.

Из представленных стороной ответчика в материалы дела доказательств, справки АО «Авиакомпания Смартавиа» от 25.05.2023 следует, что рейс 5Н284 Томск-Шереметьево по расписанию: отправление из аэропорта Томск в 05 часов 30 минут (мск) 21.05.2023; прибытие в аэропорт Шереметьево в 09 часов 55 минут (мск) 21.05.2023. Фактически рейс 5Н284 Томск-Шереметьево: отправление из аэропорта Томск в 02 часа 25 минут (мск) 22.05.2023, прибытие в аэропорт Шереметьево в 06 часов 39 минут (мск) 22.05.2023. Время задержки рейса 5Н284 Томск – Шереметьево по отправлению составило 20 часов 55 минут. Причина задержки рейса – Метеоусловия аэропорт вылета Томск, ожидание улучшения метеоусловий. Далее отдых экипажа и ожидание окончания регламента закрытия аэропорта Томск.

Из-за допущенной авиаперевозчиком задержки рейса 5Н284 по маршруту "Томск-Москва" 22.05.2023 истцы опоздали на рейс №4-3501 по маршруту "Москва-Варадеро", что повлекло аннулирование билетов и отказ в возврате денежных средств за билеты, в связи с чем истцами были приобретены новые авиабилеты по маршруту "Москва- Варадеро", всего на общую сумму 85800,00 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются дополнительным соглашением № 1 к договору о реализации туристского продукта №TUR-508547 от 15.04.2023, в соответствии с которым срок туристского продукта изменен и составил 9 ночей с 24.05.2023 по 02.06.2023, полная стоимость туристического продукта №TUR-508547 от 15.04.2023 составила 290300,00 руб. (п.2. дополнительного соглашения).

Таким образом, судом установлено, что задержка рейса г.Томск – г. Москва произошла по причине того, что вылет был возможен только улучшения метеоусловий и далее после отдыха экипажа воздушного судна и ожидания окончания регламента закрытия аэропорта Томск.

Вместе с тем, отсутствие в г. Томске сменного экипажа не относится к техническим причинам задержки самолета, в связи, с чем не освобождает перевозчика от обязанности обеспечить выполнение перевозки пассажиров по утвержденного графику полетов.

Доказательств того, что задержка рейса более двух часов вызвана иными причинами, не зависящими от перевозчика, вследствие непреодолимой силы ответчиком суду не представлено.

Согласно п. 15 Приказа Минтранса России от 13.08.2015 N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", заявитель (эксплуатант) для выполнения регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров по планируемой программе полетов (расписанию) владеет воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом необходимого резерва, но не менее трех (с количеством пассажирских мест до 55) или восьми (с количеством пассажирских мест 55 и более).

Как следует из Авиационных правил, бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.

Таким образом, при возникновении ситуации, исключающей возможность своевременного вылета рейса на запланированном для этого судне, перевозчик, в целях исключения задержки рейса, обязан предоставить сменный экипаж, которым должен быть выполнен рейс в соответствии с утвержденным графиком полетов.

При этом причины, по которым рейс на запланированном судне не может быть осуществлен своевременно, существенного правового значения не имеют и не могут повлиять на обязанность перевозчика предоставить сменный экипаж в целях надлежащего исполнения условий договора перевозки, наличие которой обусловлено императивными требованиями Федеральных авиационных правил.

Доводы о том, что истцом самостоятельно было определено время между рейсами разных авиакомпаний, у ответчика отсутствует обязанность организовывать стыковку рейсов разных авиакомпаний, следовательно, случившаяся нестыковка рейсов является риском самого истца, судом также отклоняются.

Перенос вылета рейса, выполнявшегося ответчиком, привел в итоге к тому, что истцы вынужденно опоздали на рейс, вылетающий из г. Москвы в Варадеро, первоначально прибытие указанного рейса в Москву предполагалось 21.05.2023 в 12-30 часов, а вылет рейса из Москвы в Варадеро должен был состояться 22.05.2023 в 05:10 часов, из чего и исходил потребитель планирую свою поездку и приобретая авиабилеты), что говорит о достаточности времени обеспечения стыковки авиационных рейсов, разумности действий истцов, отсутствии в них непредусмотрительности или риска, приведших к возникновению у них убытков либо содействовавших увеличению их размера.

Доказательств того, что вышеуказанного, планируемого потребителем при приобретении стыковочных авиабилетов, промежутка времени в количестве более 12 часов было недостаточно для прохождения необходимых предполетных процедур, ответчиком не представлено. Соответственно, определенное пассажирами стыковочное время с момента прилета и до момента вылета являлось достаточным для прохождения всех необходимых процедур для последующего полета.

Таким образом, ответчик АО «Авиакомпания Смартавиа» надлежащим образом не исполнил взятые на себя обязательства осуществить рейс в соответствии с расписанием в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажиров, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, в связи, с чем суд приходит к выводу о нарушении прав истцов, как потребителей.

В соответствии с требованиями абз. 8 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Поскольку истцы были вынуждены приобрести авиабилеты на другой рейс г.Москва – г. Ваардеро за собственный счет, стоимость за указанный перелет истцов составила в размере 85 800,00 руб., стоимость вынужденного проживания в гостинице на период ожидания следующего ближайшего рейса в размере 7100,00 руб., стоимость питания в период ожидания следующего рейса в размере 4100,00 руб., стоимость неоказанной услуги по выбору посадочных в размере 2093,00 руб.

В подтверждение данных убытков истцом представлены подтверждающие доказательства: информационный счет ООО «Макси» от 24.05.2023 на сумму 7100,00 руб., чеки от 23.05.2023, кассовый чек ИП Пашков В.Э. от 22.05.2023 на сумму 85800,00 руб. маршрутная квитанция кассовый чек ИП Пашков В.Э.

На основании изложенного, суд полагает, что требования истца о взыскании убытков в размере 104 681,56 руб. подлежат удовлетворению.

Поскольку истцы являются супругами, суд полагает, что указанные услуги были оплачены ими из общих совместных средств, а потому считает возможным взыскать в пользу истцов по 52340,78 каждому.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий истца, связанных с индивидуальными особенностями лиц, которым причинен вред, степень вины причинителя вреда.

Факт нарушения прав истцов как потребителей нашел свое подтверждение в судебном заседании.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с АО Авиакомпания Смартавиа в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб., по 2500 рублей каждому.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя услуги за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с АО Авиакомпания Смартавиа» в пользу истцов с учетом подлежит взысканию штраф в размере 54840,78 руб. (109 681,56/2), по 27420,39 руб. каждому.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

С учетом требований ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "Город Томск" в размере 3593,63 руб. (3293,63 +300).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Степаненко Михаила Валерьевича, Степаненко Майи Дамировны к акционерному обществу «Авиакомпания Смартавиа» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания Смартавиа» (ИНН 2901126323) в пользу Степаненко Михаила Валерьевича ... в качестве убытков, понесенных за приобретение дополнительных авиабилетов по маршруту «Москва-Варадеро» 42900, денежные средства в размере 1046,50 руб. в качестве убытков, понесенных за неоказанную услугу по выбору посадочных мест в салоне воздушного судна, денежные средства в размере 3550 руб. в качестве убытков, понесенных истцами за проживание в гостинице за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, денежные средства в размере 2050,00 руб. в качестве убытков, понесенных истцами на питание за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, денежные средства в размере 2 794,28 руб. в качестве компенсации упущенной выгоды в виде частично упущенного отдыха, компенсацию морального вреда 2 500,00 руб., штраф за нарушение прав потребителей в размере 27420,39 руб.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания Смартавиа» (ИНН 2901126323) в пользу Степаненко Майи Дамировны ... в качестве убытков, понесенных за приобретение дополнительных авиабилетов по маршруту «Москва-Варадеро» 42900, денежные средства в размере 1046,50 руб. в качестве убытков, понесенных за неоказанную услугу по выбору посадочных мест в салоне воздушного судна, денежные средства в размере 3550 руб. в качестве убытков, понесенных истцами за проживание в гостинице за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, денежные средства в размере 2050,00 руб. в качестве убытков, понесенных истцами на питание за период с 22.05.2023 по 24.05.2023, денежные средства в размере 2 794,28 руб. в качестве компенсации упущенной выгоды в виде частично упущенного отдыха, компенсацию морального вреда 2 500,00 руб., штраф за нарушение прав потребителей в размере 27420,39 руб.

В остальной части требований Степаненко Михаила Валерьевича, Степаненко Майи Дамировны к акционерному обществу «Авиакомпания Смартавиа», отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью акционерного общества «Авиакомпания Смартавиа» в доход бюджета муниципального образования "Город Томск" государственную пошлину в размере 3593,63 руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томск.

Председательствующий судья: /подпись/ М.В. Бессонова

Мотивированный текст решения изготовлен 28 ноября 2023 года.

Подлинный документ подшит в деле 2-3229/2023 Октябрьского районного суда г. Томска

УИД: 70RS0003-01-2023-005496-50