УИД № 70RS0003-01-2023-006740-04
№ 2-3793/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2023 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Рукавишниковой Т.С.,
при секретаре Сбоевой В.А.,
с участием представителя ответчика Мироновой Н.Н., действующей на основании доверенности от 25.02.2022 сроком на три года без права передоверия полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Горельской Юлии Анатольевны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» о признании незаконным отказа в государственной социальной помощи,
установил:
Горельская Ю.А. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» (далее по тексту – ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска»), в котором просит признать незаконным отказ ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» в предоставлении Горельской Ю.А. государственной социальной помощи. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 4 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 27.07.2023 ей было отказано в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности по бизнес-плану: «ЛамиРесниц&ШугарингТомск». Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. Если исходить из условий Порядка оказания государственной социальной помощи в Томской области, утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 03.03.2021 № 7, то ответчик был не вправе оценивать бизнес-план по содержанию, и на этом основании отказывать в государственной социальной помощи. Развитая конкуренция, якобы небольшой опыт, вероятность потока клиентов и получения дохода - этим ошибочно руководствовался ответчик, отказывая истцу в социальной помощи. Но все перечисленное как раз и характеризует любую предпринимательскую деятельность, финансовую помощь в осуществлении которой предоставляет ответчик. Экономическая составляющая бизнес-плана была обоснована, подтверждена графиками и формулами. Истец исполнила условие подп. 15 п. 13 Порядка и предоставила ответчику проект создания (развития) собственного дела (бизнеса) для реализации мероприятия, указанного в подп. 2 п. 3 Порядка. Иных требований к бизнес-плану Порядок не содержит. Вопреки доводу ответчика нормативные акты в сфере оказания социальной помощи не содержат положений о том, что в бизнес-плане не могут быть заложены расходы на обучение шугарингу, видеосвет и лампу для рекламы и др. Напротив, без данных расходов невозможно осуществление предпринимательской деятельности. Истец также исполнила все иные положения Порядка, предоставила все необходимые документы для принятия положительного решения. Тот факт, что не имелось оснований для отказа в предоставлении помощи, также подтвердил Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Таким образом, Горельская Ю.А. имела право на предоставление услуги, оснований для отказа в предоставлении помощи не имелось. Таким образом, отказ ответчика в предоставлении услуги нарушает права и интересы истца использовать предоставленную государством возможность получить социальную помощь при наличии оснований.
Истец Горельская Ю.А., будучи уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ходе судебного заседания представитель ответчика Миронова Н.Н. исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому, основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи является отсутствие оснований, дающих право на получение государственной социальной помощи. Бизнес-план, представленный Горельской Ю.А. имеет недостатки, а именно есть статьи расходов, которые не попадают под п. 37 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.08.2021 № 536 (обучение и реклама), а также необоснованно завышены затраты на приобретение мебели (шкаф и пенал) вынесено решение об отказе № 334 от 27.07.2023. Истец в своем бизнес-плане согласно п. 1.2 указывает, что для организации кабинета выбрано и приспособлено помещение в своем стиле на утепленном балконе площадью 9 кв.м., однако в п. 1.3 (последний абзац) излагает, что место для организации кабинета требует ремонта, что вызывает сомнения у членов комиссии ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» в достоверности представленных истцом сведений.
Заслушав пояснения представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой ст. 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (ч.1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Исходя из п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абц. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (ст. 8.1 п. п. 2, 3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Томской области назначается в соответствии с Законом Томской области от 06.03.2023 N 1-ОЗ "О государственной социальной помощи в Томской области" которым определяются размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи.
Получателями государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом являются проживающие на территории Томской области малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной постановлением Администрации Томской области на душу населения в Томской области на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи (ст. 1 Закона Томской области от 06.03.2023 N 1-ОЗ "О государственной социальной помощи в Томской области").
В силу абз. 1 ст. 3 Закона Томской области от 06.03.2023 N 1-ОЗ "О государственной социальной помощи в Томской области" размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, случаи прекращения оказания государственной социальной помощи, основания продления срока оказания государственной социальной помощи и порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также перечень мероприятий, на которые направлена государственная социальная помощь, форма социального контракта устанавливаются приказом Департамента социальной защиты населения Томской области.
Согласно п.п. 1, 2 Порядка оказания государственной социальной помощи в Томской области, утвержденного Приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 03.03.2021 N 7 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи в Томской области" (далее по тексту – Порядок) настоящий Порядок определяет размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, случаи прекращения оказания государственной социальной помощи, основания продления срока оказания государственной социальной помощи и порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также перечень мероприятий, на которые направлена государственная социальная помощь. Государственная социальная помощь предоставляется лицам, указанным в статье 1 Закона Томской области от 6.03.2023 N 1-ОЗ "О государственной социальной помощи в Томской области".
В силу пп. 2 п. 3 Порядка государственная социальная помощь оказывается в виде социального пособия или денежной выплаты на основании социального контракта. Социальный контракт предусматривает обязательные для реализации получателем одно или несколько мероприятий, включенных в программу социальной адаптации: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Размер денежной выплаты для реализации мероприятия (мероприятий), указанного в пп. 2 п. 3 настоящего Порядка, определяется в размере не более 350 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест (пп. 2 п. 5 Порядка).
Оплата стоимости курса обучения в целях содействия в реализации мероприятий, указанных в подпунктах 1), 2), 4) пункта 3 настоящего Порядка, определяется в размере фактической потребности, но не более 30 000 рублей за курс обучения, при отсутствии в органах занятости населения возможности или оснований предоставления заявителю образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения (абз. 1 п. 6 Порядка).
Абз. 3, 5, 6 п. 9 Порядка установлено, что денежная выплата для реализации мероприятий, указанных в подп. 2, 4 п. 3 настоящего Порядка, предоставляется единовременно в период действия социального контракта от трех до двенадцати месяцев. Условием заключения социального контракта с заявителем является наличие у него по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленной постановлением Администрации Томской области на душу населения. Расчет среднедушевого дохода заявителя производится в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
В соответствии с п. 12 Порядка государственная социальная помощь назначается областными государственными казенными учреждениями "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства (пребывания) заявителя. Для назначения государственной социальной помощи заявитель представляет документы, указанные в п.п. 13, 14 Порядка, в том числе заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; анкета о семейном и материально-бытовом положении - лист собеседования по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копии свидетельств о рождении детей (при наличии в семье несовершеннолетних детей); документ, содержащий сведения о доходах членов семьи заявителя за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи; и др.
Для реализации мероприятия, указанного в подпункте 2) пункта 3 настоящего Порядка заявителю необходимо представить проект создания (развития) собственного дела (бизнеса).
Согласно пп. 2 п. 20 Порядка на основании заявления, анкеты и представленных документов, предусмотренных п.п. 13, 14 настоящего Порядка, специалисты центра разрабатывают программу социальной адаптации заявителя (малоимущей многодетной семьи), содержащую план мероприятий (условия социального контракта) и сроки их исполнения, на период действия социального контракта по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку совместно с заявителем и следующими органами: уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, в сфере сельского хозяйства, а также органы занятости населения и органы местного самоуправления - по мероприятию, указанному в подп. 2) п. 3 настоящего Порядка.
Центр не позднее чем через десять рабочих дней после дня обращения заявителя со всеми необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, принимает решение о назначении государственной социальной помощи либо решение об отказе в назначении государственной социальной помощи и уведомляет об этом заявителя способом, указанным в заявлении.
В силу п. 26 Порядка основаниями для отказа в назначении государственной социальной помощи являются: отсутствие оснований, дающих право на получение государственной социальной помощи; несоответствие заполненных заявителем документов требованиям, установленным п. 17 настоящего Порядка; основание, установленное ст. 9 Федерального закона от 17.07. 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; отказ от заключения социального контракта; получение ранее малоимущей многодетной семьей государственной социальной помощи для ведения личного подсобного хозяйства на одни и те же мероприятия; получение заявителем выплаты, установленной в соответствии с Законом Томской области от 8.10.2014 N 130-ОЗ "Об оказании материальной помощи в Томской области"; наличие в отношении заявителя по мероприятию, указанному в подп.2) п. 3 настоящего Порядка, принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов; смерть заявителя.
В судебном заседании установлено, что 27.06.2023 Горельская Ю.А. обратилась в ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, приложив все необходимые документы для назначения государственной социальной помощи, установленные п. 13 Порядка.
27.07.2023 комиссией по предоставлению материальной и государственной социальной помощи па основании социального контракта рассмотрено заявление Горельской Ю.А., о чем свидетельствует протокол заседания. Постановлено отказать. Признано, что в настоящее время принять положительное решение не представляется возможным. Основным недостатком проекта является развитая конкуренция, в связи с чем выход на рынок может быть затруднен. Также негативным фактором является отсутствие надлежаще подтвержденной информации об опыте работы. При этом даже заявленный в бизнес-плане стаж является небольшим для организации самостоятельного проекта. План продаж и финансовый план содержат завышенные объемы, так как постоянный поток клиентов в первые месяцы будет только формироваться и будет очень зависим от вложений в рекламу. При этом рекламный бюджет является заниженным с учетом нескольких профилей деятельности. В бизнес-плане имеются статьи расходов, которые не могут быть профинансированы в рамках реализации социального контракта (обучение шугарингу, видеосвет и лампа для рекламы). Кроме того, не обосновано завышены затраты на приобретение мебели (шкаф за 45 000 руб., пенал за 25 000 руб.).
Решением об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» № 334 от 27.07.2023 Горельской Ю.А. отказано в предоставлении денежной выплате на основании социального контракта – единовременно (№1-ОЗ) ФБ осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в связи с тем, что отсутствуют основания, дающие право на получение государственной социальной помощи, так как в бизнес-плане имеются недостатки.
Ответом № 5499 от 27.07.2023 Горельская Ю.А. уведомлена о принятом решении об отказе с описанием доводов, изложенных в протоколе заседания комиссии по предоставлению материальной и государственной социальной помощи па основании социального контракта, решению спорных вопросов по предоставлению социальных услуг населению ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» от 27.07.2023 № 334.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ПОВ показала, что являлась членом комиссии при принятии спорного решения. Основанием для отказа послужили указанные в решении комиссии причины. С Горельской Ю.А. проведена разъяснительная беседа, даны рекомендации. Она обратилась с заявлением повторно в октябре. 19.10.2023 с согласия заявительницы было проведено обследование по месту фактического проживания заявительницы — ...144. Установлено, что Горельская Ю.А. намеревалась оказывать услуги по месту жительства, для чего переоборудовала лоджию. Сейчас в квартире ведутся строительные работы. Документы об узаконивании помещения в переустроенном и (или) перепланированном виде Горельской Ю.А. не представлены. Также пояснила, что в своей работе руководствуются Порядком оказания государственной социальной помощи в Томской области, утвержденного Приказом Департамента социальной защиты населения Томской области от 03.03.2021 N 7 "Об утверждении Порядка оказания государственной социальной помощи в Томской области". Иных руководящих нормативно – правовых актов нет. Повторное обращение Горельской Ю.А. о предоставлении государственной помощи оставлено также без удовлетворения.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Действующее правовое регулирование по утверждению программы социальной адаптации не предполагает произвольного решения данного вопроса уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки.
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления мер социальной поддержки уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки.
В связи с этим необходимо проверять, исполнена ли органом при принятии оспариваемого решения, обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности). В частности, проверяя законность решения, выяснению подлежит его обоснованность, разумность и необходимость для достижения законной цели.
Отказ комиссии ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта обусловлен развитой конкуренцией, отсутствием надлежаще подтвержденной информации об опыте работы, а также завышенным объемом плана продаж и финансовым планом.
В самом решении ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» № 334 от 27.07.2023 указано на отсутствие оснований для предоставления социальной помощи ввиду наличия недостатков в бизнес-плане.
Вместе с тем, данные формулировки носят субъективный характер, объективные критерии оценки бизнес – план отсутствуют.
Само по себе наличие высокой конкуренции не может с достоверностью свидетельствовать о неисполнения мероприятий программы социальной адаптации.
Что касается завышенных показателей доходности в бизнес-плане, то получение дохода в меньшем размере, чем это предполагает бизнес-план, не свидетельствует о том, что не будет достигнут конечный результат оказания государственной социальной помощи, а именно, повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Приказом Минтруда России от 03.08.2021 N 536 утверждены "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта". Настоящие Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методологической помощи при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Правила предоставления субсидий): органам социальной защиты населения, уполномоченным принимать решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ); иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В силу п. 5 мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с п. 3 ст. 8.1. Федерального закона N 178-ФЗ (далее - основные мероприятия), а также в соответствии с Правилами предоставления субсидий являются: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно п. 7 конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности": регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания заявителя (п. 8).
24. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства: по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности":
а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;
б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
г) наличие опыта в выбранной сфере;
д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) наличие бизнес-плана (единые требования к бизнес-плану устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации).
и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;
к) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" привлекаются: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления.
Приказом Департамента труда и занятости населения Томской области от 14.03.2023 N 11
(ред. от 13.04.2023) "Об утверждении порядка и условий предоставления гражданам единовременной финансовой помощи и финансовой поддержки" установлены основные требования, предъявляемым к структуре и содержанию бизнес-плана, а также критерии его оценки.
Так, согласно п. 13 оценка бизнес-планов осуществляется по следующим критериям путем суммирования баллов отдельно по каждому критерию:
1) соответствие избранного гражданином вида экономической деятельности приоритетным направлениям социально-экономического развития территории;
2) социальная значимость предпринимательского проекта;
3) новизна предпринимательского проекта;
4) обоснование конкурентных преимуществ представленного проекта по сравнению с аналогами;
5) степень готовности бизнес-плана к внедрению (наличие места размещения, материально-технических ресурсов);
6) наличие опыта работы в выбранной сфере, образования и квалификации или документа, подтверждающего прохождение обучения основам предпринимательской деятельности;
7) вложение собственных финансовых средств в реализацию предпринимательского проекта, в том числе привлечение дополнительных источников финансирования;
8) наличие сведений об объеме планируемой прибыли в течение первого года реализации предпринимательского проекта;
9) наличие сведений об объеме планируемой прибыли в течение второго года реализации предпринимательского проекта;
10) наличие рынка сбыта, маркетинговых исследований;
11) наличие в бизнес-плане анализа возможных рисков, выбранного гражданином вида экономической деятельности, а также мероприятий по их снижению;
12) наличие в бизнес-плане описания производственных процессов, процессов предоставления услуг и (или) технологических схем;
13) предусмотрено расширение ассортимента товаров, территории предоставления услуг.
14. Критерий оценивается в 1 балл при показателе критерия - "соответствует", "присутствует", "наличие".
Критерий оценивается в 0 баллов при показателе критерия - "не соответствует", "отсутствует", "отсутствие".
Окончательный балл по каждому критерию выставляется по результатам голосования и фиксируется в протоколе Комиссии. При выставлении по критерию 0 баллов в протоколе фиксируется замечание Комиссии.
В силу п. 15 по результатам оценки бизнес-плана Комиссия принимает одно из следующих решений:
1) о необходимости доработки бизнес-плана при совокупности следующих условий:
если хотя бы по одному из критериев, указанных в подп. 4, 8, 10, 11 п. 13 итоговый балл составил 0;
если общий итоговый балл составил менее 8;
2) о согласовании бизнес-плана при совокупности следующих условий:
если по всем критериям, указанным в подп. 4, 8, 10, 11 п. 13 итоговый балл составил 1;
если общий итоговый балл составил от 8 до 13.
П.19 содержит в качестве основания принятия центром занятости населения решения об отказе в оказании единовременной финансовой помощи является решение Комиссии о необходимости доработки бизнес-плана.
Вместе с тем, как следует из п. 1 Приказа Департамента труда и занятости населения Томской области от 14.03.2023 N 11 (ред. от 13.04.2023) настоящий Порядок устанавливает правила предоставления гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (далее - единовременная финансовая помощь).
Нормативно-правовой акт, который бы содержал единые требования к бизнес-плану в Томской области, как на это указано в Приказе Минтруда России от 03.08.2021 N 536 "Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта" отсутствует.
Таким образом, отказ истцу Горельской Ю.А. в назначении социальной помощи на основании субъективной оценки представленного бизнес-плана является недопустимым, исходя из гарантированности государством такого вида социальной помощи.
Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о нарушении ответчиком прав истца и является основанием для удовлетворения исковых требований.
Ввиду изложенного требования Горельской Ю.А. о признании незаконным отказа в государственной социальной помощи, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылки ответчика на иные нарушения, которые выявлены при повторном рассмотрении заявления Горельской Ю.А., судом признаны необоснованными, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства является отказ, выраженный в решении об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» № 334 от 27.07.2023 и в ответе Горельской Ю.А. №5499 от 27.07.2023.
Как следует из сообщения ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области БИН от 10.11.2023, Горельская Ю.А. 09.10.2023 предоставила в центр документы для рассмотрения вопроса оказания государственной социальной помощи на условиях заключения социального контракта по направлению — осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по бизнес-плану «ЛамиРесниц&Шугаринг Томск». Комиссией было рассмотрено обращение Горельской Ю.А. Принято решение, согласно которому оказать государственную социальную помощь на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности возможно при предоставлении следующих документов: документов о том, что помещение, в котором планируется осуществлять предпринимательскую деятельность (лоджия и ниша), на обустройство которых будут выделяются денежные средства государственной социальной помощи, находится в собственности заявительницы и узаконено в соответствии с нормативными актами Российской Федерации; сведений о доходах от трудовой деятельности (получаемых в виде %) в салоне «Вуаля».
Поскольку решение ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» по заявлению истца от 09.10.2023 содержит иные основания для отказа, истцом не обжаловано, суд не усматривает оснований для обязания ответчика повторно рассмотреть обращение Горельской Ю.А. от 27.06.2023, поскольку в настоящее время нарушенное право истца восстановлено путем повторного рассмотрения ее заявления.
В силу положений ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Истом при подаче настоящего иска не была оплачена государственная пошлина.
Поскольку в ходе разбирательства по делу суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «Город Томск» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Часть 1 ст. 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Как следует из договора оказания юридических услуг от 15.09.2023 между истцом Горельской Ю.А. (заказчик) и Борухиным В.С. (исполнитель) был заключен вышеуказанный договор, предметом которого является, что исполнитель обязуется оказать заказчику, а заказчик обязуется оплатить юридические услуги в объеме и на условиях, предусмотренных приложениями к настоящему договору.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.3 договора оказания юридических услуг от 15.09.2023 стоимость конкретной юридической услуги согласовывается сторонами в приложении к настоящему договору. Заказчик также возмещает исполнителю документально подтвержденные расходы (издержки), связанные с оказанием услуг, в том числе, но не исключительно: расходы на проезд и проживание, почтовые расходы, расходы на копировальные услуги. Заказчик оплачивает услуги путем предоплаты не позднее 3 календарных дней до окончания срока оказания конкретной услуги (при представлении интересов в суде - не позднее 3 календарных дней до даты судебного заседания). Факт оплаты услуги подтверждается сторонами в акте оказания услуг (п. 3.1 договора).
Как следует из приложения № 1 к договору оказания юридических услуг от 15.09.2023, акта оказания юридических услуг № 1 от 18.09.2023 была оказана следующая услуга: составление и подача (информационная помощь в подаче через ГАС - Правосудие) искового заявления к ОГКУ Центр социальной поддержки Октябрьского района г. Томска (отказ по письму от 27.07.2023 №5499 (с изучением и анализом документов), с ходатайством о взыскании судебных расходов на сумму 4000 рублей.
Указанная сума была передана Горельской Ю.А. Борухину В.С., что подтверждается актом оказания юридических услуг № 1 от 18.09.2023.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец подтвердил факт несения им расходов на оплату услуг представителя в указанном выше размере.
При определении размера расходов, подлежащих взысканию на оплату услуг представителя, оказанных при рассмотрении дела судом первой инстанции, суд учитывает требования о разумности, степени сложности гражданского дела по вышеуказанному иску, характера рассмотренного спора, количества судебных заседаний, участия в них представителя.
Так, из материалов дела видно, что представителем Борухиным В.С. было подготовлено настоящее исковое заявление. При таких данных суд полагает разумным размером расходов на оплату услуг представителя сумму в размере 2500 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Горельской Юлии Анатольевны, 10...) к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» (ОГРН:1037000114898, Дата присвоения ОГРН:07.03.2003, ИНН:7017068458) о признании незаконным отказа в государственной социальной помощи удовлетворить.
Признать незаконным отказ областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» в предоставлении Горельской Юлии Анатольевне государственной социальной помощи, оформленный в виде решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки ОГКУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» № 334 от 27.07.2023.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» в пользу Горельской Юлии Анатольевны судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 2500 рублей.
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» в пользу бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Мотивированный текст решения изготовлен 20 ноября 2023 года.
Председательствующий судья Т.С. Рукавишникова
Подлинник находится в материалах дела № 2-3793/2023 Октябрьского судебного района г. Томска