ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700003-01-2023-009947-83 от 02.02.2024 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД №70RS0003-01-2023-009947-83

№2-641/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.02.2024 Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Копанчука Я.С.,

при секретаре Станиславенко Н.Н.,

помощник судьи Кипреев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Комитета по охране культурного наследия Томской области к Карташовой Елене Павловне об изъятии объекта культурного наследия,

установил:

Комитет по охране культурного наследия Томской области обратился в суд с иском к Карташовой Е.П., в котором просит изъять жилое здание общей площадью 101,6 кв.м с кадастровым номером ..., являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., с последующей продажей указанного здания с публичных торгов в установленном законом порядке, а также изъять земельный участок площадью 250 кв.м с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: ..., с последующей продажей указанного земельного участка с публичных торгов в установленном законом порядке.

В обоснование заявленных требований указано, что здание, расположенное по адресу: ..., отнесено к объекту культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», который включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации распоряжением Администрации Томской области от 29.04.2014 №255-ра «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Томска». Приказом Минкультуры России от 09.11.2016 №25907-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.» в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации» объект культурного наследия зарегистрирован в реестре с присвоением ему регистрационного номера ....

Объект культурного наследия отнесен к жилому дому, собственником которого с 2020 года является Карташова Е.П. Также Карташовой Е.П. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 250 кв.м с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: ....

До момента передачи права собственности Карташовой Е.П. на объект культурного наследия, здание находилось в собственности Семенова М.А. и Безруковой А.А. Во время владения объектом собственников Семенова М.А. и Безрукову А.А. в Ленинском районном суде г.Томска было рассмотрено дело №2-37/2020, которым исковые требования Комитета были удовлетворены, на Семенова М.А. и Безрукову А.А. возложена обязанность произвести консервацию объекта в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Семенову М.А. и Безруковой А.А. было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта от 21.12.2020 ... и от 21.12.2020 .... В 2020 году объект перешел в собственность Карташовой Е.П. На основании заявления ТГАСУ от 28.09.2022 ... Комитетом выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта от 17.10.20222 ..., заказчиком выступает Карташова Е.П.

В результате осмотров объекта культурного наследия от 26.12.2018, 17.08.2022, а также в рамках проведенных контрольных (надзорных) мероприятий от 09.09.2022 акт ... и от 22.06.2023 акт ... состояние здания ухудшается в связи с тем, что стоит открытым, не эксплуатируется и не охраняется, подвергается постоянным воздействиям атмосферных осадков, является аварийным и пожароопасным. Собственником здания Карташовой Е.П. не предпринималось ни каких мер против ухудшения состояния объектов культурного наследия, чем нарушены обязательные требования установленные действующим законодательством.

В результате такого бесхозяйственного содержания объекту грозит утрата, что в соответствии со ст.54 ФЗ №73-ФЗ является основанием для изъятия у собственника объекта культурного наследия с последующей продажей с публичных торгов.

Истец, ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительности не явки суду не сообщили.

Суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области, утвержденным постановлением Постановление Губернатора Томской области от 29.04.2016 №37 Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области (далее - Орган) является исполнительным органом Томской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, входящим в систему исполнительных органов Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области, в том числе осуществляет государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти Томской области и органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Комитет обладает правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, лицевые счета получателя бюджетных средств.

В силу частей 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

На основании ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», включенным в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зарегистрирован в реестре с присвоением регистрационного номера ..., что подтверждается распоряжением администрации Томской области от 29.04.2014 №255-ра и приложением к нему, приказом Минкультуры России от 04.12.2015 № 25907-р.

Как следует из представленной выписке из ЕГРН, указанный объект культурного наследия находится в собственности ответчика, Карташовой Е.П. Земельный участок, на котором расположен указанный объект также находится в собственности ответчика, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Приказом Департамента по культуре и туризму Томской области №473/01-09 от 08.12.2014 утверждены границы территории, правовой режим использования земель в границах территорий и предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», по адресу: ....

Приказом Комитета по охране культурного наследия Томской области от 08.07.2020 утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры» регионального значения «Дом жилой», сер. XIX в.

Приказом Комитета по охране культурного наследия Томской области №0096/01-07 от 29.06.2020 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», сер. XIX в.», по адресу: ....

Решением Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 удовлетворены исковые требования Комитет по охране культурного наследия Томской области, постановлено обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в течение двадцати двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. обратиться в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ...; обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. заключить договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации; обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта, в случае необходимости получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя независимыми экспертами, а также государственной экспертизы проектной документации; обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. заключить договор на выполнение консервации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации; обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с разработанной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; обязать собственников Семенова М.А., Безрукову (Файт) А.А. представить в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области отчетную документацию о выполнении консервации на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: .... Взыскать с Семенова М.А., Безруковой (Файт) А.А. в доход бюджета муниципального образования «...» государственную пошлину в размере 300 руб., по 150 руб. с каждого.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15.09.2020 решение Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 в части удовлетворения исковых требований Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области об обязании собственников Семенова Максима Александровича, Безрукову (Файт) Анну Александровну осуществить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в течение двадцати двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: заключить договор на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта, с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Р. Федерации; представить на согласование в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., посредством консервации объекта, в случае необходимости получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной тремя независимыми экспертами, а также государственной экспертизы проектной документации; заключить договор на выполнение консервации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., с лицом, имеющим лицензию Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации; провести консервацию объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., в соответствии с разработанной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; представить в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области отчетную документацию о выполнении консервации на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., отменено.

В указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Комитета по охране объектов культурного наследия Томской области к Семенову Максиму Александровичу, Безруковой (Файт) Анне Александровне отказано.

Изменить решение Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 в части установления срока Семенову Максиму Александровичу, Безруковой (Файт) Анне Александровне для обращения в Комитет по охране объектов культурного наследия Томской области за получением задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ..., с 22 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалобы ответчика Безруковой А.А. – без удовлетворения.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15.09.2020 не исполнено.

Семенову М.А. и Безруковой А.А. было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта от 21.12.2020 ... и от 21.12.2020 .... В 2020 году объект перешел в собственность Карташовой Е.П. На основании заявления ТГАСУ от 28.09.2022 ... Комитетом выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта от 17.10.20222 ..., заказчиком выступает Карташова Е.П.

В результате осмотров объекта культурного наследия от 26.12.2018, 17.08.2022, а также в рамках проведенных контрольных (надзорных) мероприятий от 09.09.2022 акт ... и от 22.06.2023 акт ... состояние здания ухудшается в связи с тем, что стоит открытым, не эксплуатируется и не охраняется, подвергается постоянным воздействиям атмосферных осадков, является аварийным и пожароопасным. Собственником здания Карташовой Е.П. не предпринималось ни каких мер против ухудшения состояния объектов культурного наследия, чем нарушены обязательные требования установленные действующим законодательством.

Кроме того, установлено, что 17.10.2022 специализированной организацией ФГБОУ ВО «ТГАСУ», Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области выдано разрешение ... на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: ..., на основании которого был подготовлено техническое заключение по результатам визуального обследования основных строительных конструкций и инженерных систем объекта культурного наследия, по результатам которого сделаны следующие выводы: фундаменты, цоколь, декоративные элементы, карниз, кровля и желоба, цокольные и междуэтажные перекрытия в недопустимом состоянии; стены внешние и внутренние, колонны и столбы, крыша, чердачное перекрытие, ворота в аварийном состоянии, водосточные трубы, воронки утрачены.

23.06.2023 представителями Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области составлен акт ... о признании находящимся в ненадлежащем состоянии объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.».

В результате визуального осмотра объекта культурного наследия установлено следующее: объект находится в аварийном состоянии, не эксплуатируется, доступ в здание свободный; наружные стены бревенчатые, происходит уклон здания от вертикальной оси в сторону юго-запада, на поверхности бревен видны следы замоканий, очаги гнили, локальные утраты, на бревнах глубокие усушечные трещины, наблюдается значительная деформация и потеря устойчивости стен здания; часть стропильных ног и большая часть обрешетки и крыши отсутствует, кровля и водосточные трубы, воронки отсутствуют; существует угроза обрушения объекта на здание по адресу: ....

В свою очередь, данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства не оспаривались ответчиком, доказательств обратного представлено не было.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты, а поэтому не вызывают у суда сомнений.

В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия обращаются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения - региональный орган охраны объектов культурного наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

Таким образом, бесспорно установлено в ходе судебного заседания, а также усматривается из материалов фотофиксации и актов осмотра, объект культурного наследия не эксплуатируется, ремонтные работы не ведутся, здание находится в крайне неудовлетворительном, аварийном, бесхозном состоянии, здание разрушается, утрачиваются его особенности, ценные элементы.

Дальнейшее бесхозное состояние объекта, несмотря на наличие у него собственников (ответчиков), может привести к его утрате.

Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик, владея объектом культурного наследия, имея представление о значимости данного объекта, осознавая наличие обременения владения охранными обязательствами, не предпринял мер по сохранности объекта культурного наследия.

Исходя из особого статуса и ценности объектов культурного наследия, порядок их вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ, в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, не были оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, даже отсутствие охранных обязательств с собственниками помещений, не может служить основанием для освобождения от обязанности сохранения объекта культурного наследия в надлежащем состоянии.

На основании статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ владельцы объекта культурного наследия обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 240 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42 Закона № 73-ФЗ).

Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43 Закона № 73-ФЗ).

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия установлен ст. 45 Закона № 73-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 54 Закона № 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень; региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона (пункт 1).

Таким образом, в силу статьи 54 Закона № 73-ФЗ основанием для изъятия у собственника объекта культурного наследия являются: 1) не выполнение требований к сохранению такого объекта либо 2) совершение действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения.

При этом, для изъятия объекта культурного наследия действия либо бездействие собственника должно носить системный, длящийся и виновный характер.

Из материалов дела усматривается, что на протяжении длительного периода времени ответчиком не исполняются требования законодательства Российской Федерации по содержанию и сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ....

Данный вывод суда подтверждается результатами осмотров, осуществляемых в течение длительного периода времени уполномоченными органами и учреждениями в области охраны объектов культурного наследия; решением Ленинского районного суда г.Томска от 29.06.2020 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15.09.2020),

Доказательств того, что ответчик, действуя добросовестно и разумно, предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение принятых на себя охранных обязательств по сохранению объекта культурного наследия, а также выполнял срочные противоаварийные мероприятия, восстановительные и реставрационные работы, в материалах дела не имеется.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчиком, как собственником помещения, не проводились мероприятия, направленные на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ....

При таких обстоятельствах, суд изымает у собственника Карташовой Е.П. объект культурного наследия Дом жилой, сер. XIX в.», а также земельный участок на котором он расположен для организации продажи указанных объектов с публичных торгов в порядке, установленном ст. 54 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и передачи ответчику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Комитета по охране культурного наследия Томской области к Карташовой Елене Павловне об изъятии объекта культурного наследия удовлетворить.

Изъять из собственности Карташовой Елены Павловны, ... года рождения (паспорт РФ: ...) жилое здание общей площадью 101,6 кв.м с кадастровым номером ..., являющееся объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой, сер. XIX в.», расположенного по адресу: ... и занимаемый им земельный участок площадью 250 кв.м с кадастровым номером ..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: ..., для организации продажи указанного объекта с публичных торгов в порядке, установленном ст. 54 Федерального Закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и передачи ответчику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Томска.

Судья Копанчук Я.С.

Решение составлено в окончательной форме 09.02.2024.

Судья Копанчук Я.С.