копия
№70RS0004-01-2021-003537-22
№ 2-3133/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Мацкевич Р.Н.,
при секретаре Собакиной А.Д.,
представителя ответчика ФИО1, действующего по доверенности от 25.12.2020 сроком действия до 24.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к акционерном обществу «ТомскРТС» о признании действий незаконными, возложении обязанности возвратить денежные средства, произвести перерасчет, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «ТомскРТС» (АО «ТомскРТС») о признании действия по начислению платы за отопление незаконным, возложении обязанности возвратить денежные средства в размере 5690 руб. 41 коп., произвести перерасчет по оплате за отопление за 2020-2021 годы, компенсации морального вреда в размере 200000 руб.
В обоснование требования указал, что ФИО7 является собственником жилого помещения квартиры № по <адрес>, управление многоквартирным домом осуществляет ЖК «Киевская 98», услуги по горячему водоснабжению и отоплению оказывает АО «ТомскРТС». Услуги по горячему водоснабжению (ГВС) и отоплению истец оплачивал по 1/12, задолженности по оплате коммунальных услуг не имел, поскольку получает субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). По состоянию на 27.04.2021 задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствовала. 28.04.2021 истцом было подано заявление в АО «ТомскРТС» с просьбой передать в Областное государственное казённое учреждение «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (ОГКУ «ЦСН по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» сведения об уплате коммунальных услуг по 1/12. ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ») сообщило истцу, что согласно сведениям АО «ТомскРТС» у истца имеется задолженность за отопление за 8 месяцев. 29.04.2021 истцом была оплачена задолженность за отопление и ГВС в размере 16322 руб. В феврале 2021 ответчиком была проведена корректировка по начислению отопления за 9 месяцев 2020 и выставлено к оплате 17127 руб. 23 коп. За май 2020 года за отопление истцом было уплачено 2228 руб. 96 коп., за сентябрь 2020 было уплачено 3461 руб. 45 коп. В связи с тем, что истец в данные периоды времени не пользовался ГВС считает, излишне уплаченная сумма в размере 5690 руб. 41 коп. подлежит возврату ситцу. Действиями ответчика истцу причинены моральные и нравственные страдания, которые он оценивает в 200000 руб.
Истец в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» в судебное заседание не явилось о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо ЖК «Киевская 98» в судебное заседание не направило своего представителя о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве суть которых сводится к следующему. Истцом за май 020 года было оплачено 1474 руб. 07 коп., за сентябрь 2020 года истцом оплачено 1580 руб. 41 коп., всего 3054 руб. 48 коп. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ выведен из эксплуатации с 08.06.2019 в связи с выходом из строя расходометра ..., ОДПУ в эксплуатацию введен не был), в связи, с чем размере платы за отопление за май и сентябрь 2020 года определялась на основании пункта 42(1) Правил № 354. Действующие нормативы по отоплению утверждены приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО от 29.11.2019 № 71. В указанном многоквартирном доме, закрытая система горячего водоснабжения, производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению происходит с использованием оборудования входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к Правилам № 354, в связи с чем оснований для проведения перерасчета за 2020-2021 годы не имеется. Размер компенсации заявленный истцом является необоснованным и завышенным.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Принимая во внимание, что тепловая энергия поставлялась ответчику не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, отношения сторон в спорный период регулировались положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
Система теплоснабжения - совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, использующих теплоту для отопления и горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха и тепловых нужд, а под тепловой сетью - совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии (потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно п. 1 ст. 15 названного Закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В силу пунктов 2, 6, 7 Правил № 354 «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
В судебном заседании установлено, что ФИО8 является собственником квартиры № расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 59,2 кв.м.
Из справки ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» серии №№ от 09.07.2019 следует, что ФИО9 установлена инвалидность второй группы.
Как следует из предупреждения от 02.03.2021 № по состоянию на 28.02.2021 у истца ФИО10 не оплачена задолженность за отопление и горячее водоснабжение в размере 17127 руб. 23 коп.
ФИО11 обращался с заявлением в АО «ТомскРТС» о разъяснении размера задолженность за отопление и ГВС.
В ответ на указанное заявление АО «ТомскРТС» направило истцу ответ в соответствии с котором многоквартирный дом по адресу: <адрес> не оборудован общедомовым прибором учета, в связи с чем размер платы за услугу по отоплению, оказываемую собственникам соответствующих помещений определяется на основании п. 2(3) приложения 2 к Правилам № 354, то есть исходя из нормативов потребления тепловой энергии. Нормативы утверждены Приказом департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО от 03.11.2012 № 47, были рассчитаны исходя из продолжительности отопительного сезона, равным 9 месяцам. С учетом корректировки за отопление за период с января по декабрь 2020 года размер задолженности за отопление составил 16264 руб. 74 коп.
При обращении в ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» истцу отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам в виду наличия задолженности за коммунальные услуги.
Согласно чек-ордеру от 29.04.2021 задолженность в размере 16322 рубля за тепловую энергию оплачена истцом.
В соответствии с Соглашением от 01.07.2017 к Договору энергоснабжения № от 01.10.2014 между АО «ТомскРТС» и ЖК «Киевская 98» АО «ТомскРТС» самостоятельно производит начисление платы за тепловую энергию и горячую воду собственникам многоквартирного дома – <адрес> Расчет платы за потребленную тепловую энергию и горячую воду осуществляется для жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ( далее Правила № 354).
Согласно п. 52 (2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 86 Правил № 354 если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Как следует из акта вывода приборов узла учета тепловой энергии из эксплуатации от 22.08.2019 общедомовой прибор учёта (ОДПУ) тепловой энергии ЖК «Киевская,98» выведен из эксплуатации с 08.06.2019 в связи с выходом из строя расходометра ПРЭМ-32.
Из акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя у потребителя ЖК «Киевская 98» от 14.09.2021 в многоквартирном доме по ул. Киевской, 98 установлен прибор учета.
В связи с вышеизложенным суд приходит к вводу, что в период времени с 08.06.2019 по 14.09.2021 в многоквартирном доме № по <адрес> отсутствовал общедомовой прибор учета.
В соответствии с п. 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Согласно 2(1) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(1):
Pi = Si x (NT x K) x TT,
где:
Si - общая площадь жилого дома (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708);
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", к количеству месяцев в календарном году (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708);
TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637).
Как следует из представленных в материалы дела счета за май 2020 истцу начислена плата за отопление 1/12 и ГВС в размере 1474 руб. 07 коп., за сентябрь 2020 года в размере 1580 руб. 41 коп.
Таким образом, оплата предоставляемой истцу тепловой энергии осуществлялась в виде равномерной оплаты ежемесячно по 1/12 от годовой оплаты с последующей корректировкой от фактического потребления, а не по фактическому потребление в течение отопительного сезона продолжительностью 9 месяцев.
Задолженность, указанная истцом, образована разностью между фактически осуществленной оплатой при равномерной ежемесячной оплатой в течение года и фактически начисленной за отопительный (9 месяцев) оплатой за тепловую энергию за год в соответствии с тарифами, установленными по нормативу для г.Томска с учетом площади помещения, даты постройки дома, этажности и материала ( 5-ти этажный дом год постройки до 1999 г.).
Согласно Приложению № 6 к Приказу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 N 47 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области" (с изменениями, внесенными п. 2 приказа Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО от 29.11.2019 № 71 продолжительность отопительного сезона равна девяти месяцам (январь, февраль, март, апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), к оплате предъявляется одинаковый объем тепловой энергии, сумма к оплате зависит от площади квартиры и не корректируется на среднюю температуру наружного воздуха и количество часов наличия услуги.
Как следует из пояснений ответчика и не оспорено истцом в многоквартирном доме по адресу: <адрес> закрытая система горячего водоснабжения. Производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению происходит с использованием оборудования входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (теплообменника).
В соответствии с п.88 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
вправе принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации.
Органы регулирования тарифов во исполнение указанного решения устанавливают однокомпонентный или двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В силу п. 93 (1) "Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденных Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 22.05.2020) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов.
Компонент на холодную воду определяет орган регулирования тарифов в соответствии с пунктами 90 и 91 настоящего документа, компонент на тепловую энергию определяется равным цене на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, в соответствии с частью 2 статьи 23.4 Федерального закона "О теплоснабжении".
При этом, "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочной или двухставочной) на тепловую энергию (п.2 данных «Основ…»)
В соответствии с п.54 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам № 354 как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду, а также произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
АО «ТомскРТС» обоснованно производит расчет за горячее водоснабжение в части объема коммунального ресурса (тепловой энергии) использованной для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с применением установленных тарифов, что отражено, в частности, в справке Единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В связи с вышеизложенным суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконными действий АО «ТомскРТС» по начислению платы за отопление в 2020 году в размере 5690 руб. 41 коп.
Истцом представлен счет на оплату услуг ГВС, отопления за май 2020 истцу начислена плата за отопление 1/12 и ГВС в размере 1474 руб. 07 коп., с приложением, как предполагает истец, квитанции об оплате. При этом, истец указывает на факт оплаты за потребленную тепловую энергию в размере 2228 руб. 96 копеек. Однако, представленный платежный документ является не информативным, поскольку не сохранен текст данного документа и суд не может в данном виде принять документ как письменное доказательство понесенных расходов по оплате. Вместе с тем, стороной ответчика не оспаривается факт внесения платежа за указанный период в размере 1474руб.07 коп.
Из единого платежного документа на оплату ЖКУ за сентябрь 2020 года следует, что истцу начислена плата за тепловую энергию по 1/12 в размере 1580 руб. 41 коп., по которой оплачено 19.10.2021 – 1800 руб. 57 коп., что подтверждается чек-ордером от 19.10.2020. Истцом в исковом заявлении оплата по данному платежному документу указана в размере 3461 руб. 45 коп.
Доказательств, подтверждающих оплату за сентябрь 2020 года тепловой энергии в размере, превышающим 1800 руб.57 коп., истцом не представлено (указанный выше чек-ордер содержит информацию о начислении оплаты 220 руб.16 копеек за электрическую энергию, 1580 руб. 41 коп. за тепловую энергию, что в сумме составило 1800 руб. 57 копеек, и указанная сумма внесена и принята к оплате).
Таким образом, истцом не представлено доказательств излишней оплаты ответчику за предоставленную тепловую энергию, в связи с чем в удовлетворении искового требования о возложении обязанности на ответчика осуществить перерасчет и обязать вернуть излишне оплаченную сумму, следует отказать.
Истцом заявлено исковое требование о компенсации морального вреда в соответствии со ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» вследствие нарушения ответчиком его прав незаконным начислением излишней оплаты за услуги по предоставлению тепловой энергии.
В соответствии со ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Суд пришел к выводу об отсутствии нарушения ответчиком прав истца при предоставлении тепловой энергии, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО12 к акционерному обществу «Томск РТС» о признании действий по начислению оплаты за отопление за 2020 год незаконными, возложении на АО «ТомскРТС» обязанности возвратить денежные средства в размере 5690 рублей 41 копейка, произвести перерасчет оплаты за отопление за 2020 и 2021 годы путем исключения оплаты за горячее водоснабжение, о компенсации морального вреда в размере 200000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
судья: Р.Н. Мацкевич
секретарь: А.Д. Собакина
Оригинал находится в гражданском деле № 2-3133/2021 (70RS0004-01-2021-003537-22) Советского районного суда г.Томска.