Дело № 70RS0006-01-2020-000485-35
№ 12-23/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Асино 03 августа 2020 года
Судья Асиновского городского суда Томской области Аузяк Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью (иные данные) на постановление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области А № 129/2020 от 30.04.2020 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ,
установила:
Постановлением должностного лица от 30.04.2020 (иные данные) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах, с назначением обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.
Из постановления следует, что 25.09.2013 между Департаментом лесного хозяйства Томской области и (иные данные) заключен договор аренды № 28/04/13, согласно которому обществу для заготовки древесины с ведением лесного хозяйства предоставляется часть лесного участка площадью (адрес). 03.02.2020 сотрудниками Мало-Юксинского лесничества с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства проведены освидетельствования мест рубок участков лесного фонда этого лесничества. В ходе осмотра лесного участка в квартале (адрес) установлено, что (иные данные) на данном участке работы по заготовке, трелевке и вывозке древесины завершило полностью, но очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 5,0 га не произвело – ветви, сучья и вершины деревьев длиной более трех метров не сложены в кучи и валы, а беспорядочно разбросаны.
Считая постановление незаконным и необоснованным, защитник (иные данные)У обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить его и прекратить производству по делу, поскольку доказательства при производстве по делу об административном правонарушении получены с нарушением закона, а при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого решения допущены существенные нарушения порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Так, освидетельствование мест рубок участков лесного фонда проведено с нарушением порядка его проведения, а именно: в нарушение «Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 № 130 (далее – Приказ), действующим по настоящее время, административный орган неправомерно провел процедуру выявления, фиксации и дальнейшего использования доказательств, поскольку административным органом не указаны цель и основание для проведения освидетельствования мест рубок: приказ по лесхозу, в котором указываются объемы и сроки проведения работ, лица, ответственные за их исполнение, а также сроки представления материалов освидетельствования; освидетельствование проведено 03.02.2020, то есть до завершения работ, так как, согласно поданной обществом лесной декларацией, ответу (иные данные) от 29.11.2019 на декларацию и Технологической карте лесосечных работ № 1 от 15.01.2020, лесосечные работы (период рубки) в квартале (адрес) обществом будут производиться с 15.01.2020 по 15.02.2020; освидетельствование проходило в снежный период времени и без уведомления (иные данные); акт о лесонарушении не составлялся; не установлено соответствие примененных способов очистки лесосек способам, указанным в лесорубочном билете (ордере), качество и своевременность очистки мест рубок от порубочных остатков, не указано, каким образом фиксировалось нарушение, какими приборами измерялась площадь лесного участка, не очищенного от порубочных остатков. Кроме того, административный орган не представлял и не направлял обществу акт освидетельствования мест рубок, в связи с чем (иные данные) фактически было лишено права на защиту, так как не могло представить на него возражения. При рассмотрении дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Так, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения и вину общества в его совершении, поскольку административный орган в постановлении лишь констатировал факт выявленного нарушения, описав объективную сторону административного правонарушения, а ссылку на доказательства, подтверждающие, каким образом были установлены указанные нарушения, обжалуемое решение не содержит; вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался, так как в тексте постановления отсутствует указание на вину, как субъективную сторону правонарушения, точнее, в нем вообще не указано, в чем конкретно состоит вина (иные данные). При таких обстоятельствах, учитывая, что представленные доказательства в отдельности либо в их совокупности не подтверждают объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения, и его вина не доказана, отсутствуют основания для привлечения (иные данные) к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Также, материалы дела не содержат сведений о надлежащем уведомлении общества о дате и времени его рассмотрения, поскольку об отложении рассмотрения дела на 30.04.2020 (иные данные) уведомлено не было, и, следовательно, административным органом была нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, (иные данные) и его защитник У, а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, А, будучи надлежащим образом извещены о дне, времени и месте, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судья в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрел жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, судья полагает необходимым оставить жалобу без удовлетворения по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, с разрешением его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
В силу ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных, в том числе статьями главы 8 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собою предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (в редакции от 17.04.2019) «Правила пожарной безопасности в лесах» (далее Правила) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу подп. Б п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Томской области (арендодатель) и (иные данные)арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.09.2013 № 28/04/13, согласно которому этому обществу с целью заготовки древесины с ведением лесного хозяйства передана в аренду часть лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 6450 га – кварталы (адрес)
В соответствии с лесной декларацией № 1 от 29.11.2019 (иные данные) заявило об использовании в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 леса для заготовки древесины на лесном участке, предоставленном обществу в аренду, в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области № 967 от 20.08.2018.
Согласно технологической карте лесосечных работ (иные данные) к лесной декларации № 1 от 29.11.2019, лесосечные работы в квартале (адрес), будут производиться в период с 15.01.2020 по 15.02.2020. При этом очистка делян производится во время заготовительных работ путем обрезания веток и макушек на волока. По завершению работ производится доочистка делян путем собирания порубочных остатков в кучи и разбрасыванием комбинированным методом.
03.02.2020 в ходе патрулирования по установленному маршруту участковым лесничим (иные данные)Л в квартале (адрес) выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, которые зафиксированы в акте осмотра лесных участков.
16.03.2020 должностным лицом – главным лесничим (иные данные)(иные данные) в отношении (иные данные) составлен протокол № 2-2020/2-01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события данного административного правонарушения и виновность общества в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 2-2020/2-01 от 16.03.2020; актом осмотра лесного участка от 03.02.2020; копией технологичной карты лесосечных работ (иные данные) № 1 от 15.01.2020; копией устава (иные данные); копией договора аренды лесного участка № 28/04/13 от 25.09.2013; лесной декларацией № 1 от 29.11.2019; копией схемы размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры в 2020 году; а также иными, имеющимися в материалах дела доказательствами.
Факт использования (иные данные) арендованных лесных участков в целях вырубки заявителем жалобы не оспаривается.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, председатель комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области, вопреки доводам защитника (иные данные), пришел к обоснованному выводу о доказанности виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Объективных обстоятельств, препятствовавших (иные данные) выполнить Правила пожарной безопасности в лесах, установленные законодательством Российской Федерации, при осуществлении вырубки на лесных участках, не установлено.
Доводы жалобы о незаконности осмотра лесного участка, в виду нарушения порядка освидетельствования мест рубок лесного фонда и без участия представителя (иные данные), подлежат отклонению.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения содержатся и в подп. Б п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (в редакции от 02.03.2019).
Из материалов дела следует, что правонарушение выявлено в результате мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах.
Так, распоряжением начальника Департамента лесного хозяйства Томской области № 0023 от 13.01.2020, изданным в соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства и приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», Комитету государственного лесного и пожарного надзора (А, (иные данные)Ю поручено обеспечить в 2020 году патрулирование участков лесного фонда на территории Томской области в соответствии с разработанными и утвержденными графиками патрулирования с указанием его маршрутов.
Распоряжением главного лесничего Асиновского лесничества – филиала ОГКУ «Томское управление лесами» Департамента лесного хозяйства Томской области № 1 от 13.01.2020 участковым лесничим этого лесничества поручено проводить в 2020 году рейдовое патрулирование лесного фонда на территории Асиновского лесничества для пресечения и выявления нарушений лесного законодательства, а 31.01.2020 главным лесничим утвержден план ежемесячных рейдов-осмотров на февраль 2020 года, согласно которому участковый лесничий (иные данные) должен провести патрулирование находящихся на территории этого участкового лесничества урочищ по определенным маршрутам (в определенных кварталах), в том числе 03.02.2020 в (иные данные) по маршруту – кварталы (иные данные).
Действуя в соответствии с указанным графиком, участковый (иные данные)Л при патрулировании 03.02.2020 (иные данные) по установленному маршруту обнаружил в квартале (иные данные), где рубкой пройдено 9 га, факт неочистки лесосеки на площади 5 га, о чем составил соответствующий акт.
Непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным ссылка заявителя на нарушение административным органом «Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов», утвержденных приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 № 130 (действовавшим на момент выявления нарушения), не состоятельны, поскольку они регламентируют лишь порядок и содержание работ по освидетельствованию мест рубок, заготовленной древесины, а не предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации и подп. Б п. 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 (в редакции от 02.03.2019) полномочия уполномоченных должностных лиц по патрулированию лесов.
Не состоятельны и доводы заявителя о необходимости предварительного предупреждения представителя (иные данные) о проведении осмотра лесосек, поскольку положений, предусматривающих обязанность лица, уполномоченного проводить мероприятия по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах, уведомлять арендатора лесного участка о планирующемся патрулировании лесного участка действующее законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что акт осмотра земельного участка лесного фонда от 03.02.2020, является ненадлежащим доказательством, не имеется.
Проверялись и не нашли своего подтверждения доводы жалобы о нарушении права общества на защиту в виду ненаправления и неполучения (иные данные) акта освидетельствования мест рубок (акта осмотра лесных участков) и нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности в виду неуведомления об отложении рассмотрения дела на 30.04.2020.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
При этом согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «административное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343.
Из материалов дела следует, что определение должностного лица об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 30.04.2020 было направлено директору (иные данные) по месту нахождения общества, определенному на основании выписки из ЕГРЮЛ от 18.03.2020, заказным письмом с уведомлением 06.04.2020, что согласуется с положениями ст. 25.15 КоАП РФ.
Согласно данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (иные данные), 08.04.2020 в 08 часов 41 минуту почтовое отправление было передано в отделение почтовой связи, 09.04.2010 в 06 часов 56 минут прибыло в место вручения, и в 08 часов 51 минуту следующего дня имела место неудачная попытка вручения, адресату было оставлено извещение о поступлении в его адрес почтового отправления разряда «административное». Почтовое отправление хранилось в объекте почтовой связи и было возвращено адресату по истечении срока хранения.
Таким образом, должностным лицом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.
(иные данные), будучи осведомленным о том, что в производстве Департамента лесного хозяйства Томской области находится возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку директором этого общества были получены: 20.02.2020 акт осмотра лесных участков от 03.02.2020, 24.03.2020 протокол об административном правонарушении № 2-2020/2-01 от 16.03.2020, 08.04.2020 определение должностного лица от 24.03.2020, при должной степени контроля поступающей в его адрес корреспонденции имело возможность своевременно получить направленное ему извещение.
Нарушений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, которые могли бы повлечь признание извещения ненадлежащим, не допущено.
Порядок привлечения (иные данные) к административной ответственности соблюден.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении (иные данные) вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом административного органа всесторонне, полно, объективно.
Административное наказание назначено (иные данные) в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу постановления, не установлено.
Таким образом, оспариваемое постановление должностного лица соответствует требованиям законности и обоснованности, фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, существенных нарушений процессуальных требований не допущено, в связи с чем, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
Постановление председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области А № 129/2020 от 30.04.2020 о назначении (иные данные) административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья (подписано) Е.М. Аузяк