ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 700016-01-2022-000041-93 от 21.07.2022 Стрежевской городского суда (Томская область)

КОПИЯ

УИД № 70RS0016-01-2022-000041-93

Дело № 12 – 50/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Стрежевой Томской области 21 июля 2022 года

Судья Стрежевского городского суда Томской области Кириллова Ю.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «» Сидорова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «» (далее - ООО «») Сидорова Е.А. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «Энергонефть Томск» Сидорова Е.А.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора С. от ДД.ММ.ГГГГ заместитель генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидоров Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере рублей.

Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что заместитель генерального директора ООО «» Сидоров Е.А. при исполнении своих должностных обязанностей, допустил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непредставление декларации о воздействии на окружающую среду для указанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) - , расположенного в п. Игол Каргасокского района Томской области.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель генерального директора ООО «» Сидоров Е.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить. В качестве доводов указывает, что срок представления декларации о воздействии на окружающую среду указан в ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». У Общества на ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта действовало только одно разрешение – разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была направлена декларация в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, в связи с чем Сидоров Е.А. надлежащим образом исполнил свою обязанность по направлению декларации, в связи с чем считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения.

Представитель Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании заместитель генерального директора ООО «» Сидоров Е.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, отметив также допущенные процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, в связи с чем просил жалобу удовлетворить, обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить.

Заслушав заместителя генерального директора ООО «» Сидорова Е.А., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2, ч. 3 и 4 ст. 8.50, ст. 8.51 настоящего Кодекса.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ составляют действия или бездействие, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии, она может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программных методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

В соответствии с п.п.1,2 ст. 31.2 ФЗ РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

По смыслу п. 1, 1.2 ст. 11 ФЗ РФ № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, полученные юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с ФЗ РФ от10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, не предоставление декларации о воздействии на окружающую среду образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Как установлено судом следует из материалов дела, основанием для привлечения заместителя генерального директора ООО «» Сидорова Е.А. к административной ответственности послужил протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Однако, данное требование о необходимости указания места совершения и описания события административного правонарушения, предусмотренное ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора не выполнено.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении заместителю генерального директора ООО «» Сидорову Е.А. вменено то, что он при исполнении своих должностных обязанностей, допустил в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ непредставление декларации о ВОС для объекта , расположенного в п. Игол Каргасокского района Томской области,

Анализ объективной стороны данного административного правонарушения свидетельствует о том, что оно совершается в форме бездействия, то есть в неисполнении установленной правовым актом обязанности по предоставлению, в том числе полной и достоверной декларации о воздействии на окружающую среду.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.п. «з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

Из материалов дела не следует, что дело было возбуждено в отношении должностного лица филиала, а именно заместителя генерального директора ООО «» Сидорова Е.А., ввиду непредставления им декларации о ВОС по обьекту (НВОС производственной площадки № 1 (КОС), код объекта ) расположенному в п. Игол Каргасокского района Томской области. У ООО «» филиалов нет, в том числе по указанному адресу, а местом его расположения, как и исполнения должностным лицом своих обязанностей, является г. Стрежевой, ., а в п. Игол находится лишь производственная площадка.

Таким образом, заместителю генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорову Е.А. как должностному лицу, могло быть вменено совершение указанного правонарушения по месту исполнения им своих должностных обязанностей, т..е по месту нахождения Общества, чего должностным лицом сделано не было.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении, как и в постановлении, указания места совершения правонарушения свидетельствует об отсутствии надлежащего описания вмененного события административного правонарушения, что свидетельствует о составлении протокола об административном правонарушении в отношении заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорова Е.А. с нарушением положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, ввиду чего указанный протокол надлежащим доказательством по делу являться не может, в связи с чем подлежит исключению из числа доказательств по делу.

Протокол об административном правонарушении представляет собой основной процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, является необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.

Иные доказательства по делу могут лишь дополнять протокол, но не могут его заменять.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении заместителя генерального директора ООО «» Сидорова Е.А. утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Допущенные по данному делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено при отсутствии надлежащих доказательств вины заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорова Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ввиду чего оно подлежит отмене.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом отсутствия надлежащих доказательств по делу иные доводы жалобы оценке не подлежат.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора С от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорова Е.А. подлежит отмене, а производство по делу в отношении заместителя генерального директора ООО «» Сидорова Е.А. прекращению в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора С от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорова Е.А., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора по ПБОТОС ООО «» Сидорова Е.А., прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения.

Судья (подпись) Ю.В. Кириллова

Верно

Судья Ю.В. Кириллова