Дело №3а-183/2021
УИД №70OS0000-01-2021-000086-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 г. Томский областной суд в составе
председательствующего Петровского М.В.
при секретаре Степановой А.В.,
помощнике судьи Ш.
с участием
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика
департамента финансов администрации Города Томска ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Томской области в защиту интересов ФИО3 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд в защиту интересов ФИО3 с административным иском к администрации Города Томска, департаменту финансов администрации Города Томска о присуждении ФИО3 50000рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда г.Томска от 29 января 2020г., которым удовлетворен иск прокурора Советского района г.Томска к администрации Города Томска об обязании к предоставлению А.Е.ЮБ. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Томска по факту обращения ФИО3 к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации проведена проверка исполнения вышеуказанного решения, вступившего в законную силу 6 марта 2020г.; в ходе проверки установлено, что 26 марта 2020г. возбуждено исполнительное производство; продолжительность неисполнения судебного акта с момента вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства до подачи административного иска в суд составила 1 год 2 месяца; по мнению администрации Города Томска, обстоятельствами, препятствующими исполнению судебного акта, являются отсутствие на рынке недвижимости необходимого количества жилых помещений площадью 25 кв.м, наличие предусмотренного законом ограничения количества квартир, которые могут быть представлены для детей-сирот в многоквартирном доме (не более 25 %); неисполнение решения суда влечет негативные последствия для ФИО3 в виде длительного нарушения ее права на жилище; жилого помещения в собственности, как и возможности арендовать жилье, ФИО3 не имеет; она не работает, учится; общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника по исполнению решения суда не являются достаточными и эффективными.
Определением судьи от 1 июля 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов (сокращенное наименование– УФССП) по Томской области.
Административное дело рассмотрено в отсутствие материального административного истца ФИО3, представителей административного ответчика администрации Города Томска и заинтересованных лиц Администрации Томской области, УФССП по Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; при этом представитель Администрации Томской области заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; представитель административного ответчика департамента финансов администрации Города Томска ФИО2 с административным иском не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на административный иск, согласно которым администрация Города Томска и департамент финансов администрации Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками по настоящему делу, поскольку административный иск должен быть предъявлен к муниципальному образованию «Город Томск», а в случае удовлетворения административного иска резолютивная часть решения должна содержать указание на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа; порядок и сроки исполнения судебного акта установлены бюджетным законодательством; общий срок задержки исполнения решения суда составляет 1 год 4месяца и не является неразумным; действия администрации Города Томска по исполнению решения суда являются полными, достаточными, своевременными и эффективными; сложность исполнения судебного акта связана с тем, что администрация Города Томска, выполняя мероприятия по обеспечению детей-сирот жильем, решает в рамках переданного ей государственного полномочия вопрос, отнесенный к ведению Томской области, и в вопросах исполнения судебного акта зависит от Администрации Томской области, поскольку приобрести жилое помещение возможно только за счет средств бюджета Томской области; кроме того, приобретение жилого помещения производится посредством реализации процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым общий срок проведения электронного аукциона составляет 70-80 дней; первый аукцион проведен уже в апреле 2020года; аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них, что не может быть поставлено в вину администрации Города Томска; административным истцом не указано, какие администрация Города Томска могла предпринять меры по исполнению решения суда; кроме того, заявленная к взысканию сумма является необоснованной.
В письменных отзывах на административный иск представитель Администрации Томской области ФИО4 указала, что принятие судебного акта по настоящему делу не повлияет на права и обязанности Администрации Томской области; представитель административного ответчика администрации Города Томска ФИО5 указала, что исполнение решения суда поставлено в зависимость от поступления денежных средств из бюджета вышестоящего уровня; материалами дела подтверждается планомерный характер действий органа местного самоуправления, совершенных во исполнение решения суда; установленная законом процедура приобретения жилья не может быть изменена либо совершена в упрощенном порядке; электронные аукционы на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для ФИО3 признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них; заявленная сумма компенсации не обоснована; кроме того, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения во II квартале 2021г. администрация Города Томска совершает действия, направленные на заключение с лицами из категории детей-сирот мировых соглашений на стадии исполнительного производства о предоставлении жилья на более выгодных условиях – 30 кв.м, вместо 25 кв.м.
Заслушав объяснения участников судебного разбирательства, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-472/2020, рассмотренного 29 января 2020г. Советским районным судом г.Томска, материалы исполнительного производства №23274/20/70024-ИП, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Советского районного суда г.Томска от 29 января 2020г., удовлетворен иск прокурора Советского района г.Томска– на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить ФИО3 по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.
Решение суда в апелляционном порядке не обжаловано, вступило в законную силу 6 марта 2020г.
Из материалов исполнительного производства следует, что оно возбуждено 26марта 2020г. и в настоящее время не окончено. Административное исковое заявление подано (направлено) в суд 1 июня 2021 г.
Таким образом, административный иск подан лицом, отвечающим приведенным выше требованиям процессуального законодательства, в установленный процессуальным законом срок.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6); каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (статья 13).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (заявителя), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств- непреодолимой силы; при этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2); присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
На основании части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Как разъяснено в пунктах 46, 48, 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта; при этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств; при исчислении общей продолжительности исполнениясудебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта; в общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.
Решение суда от 29 января 2020 г. вступило в законную силу 6 марта 2020г.; исполнительный лист выдан судом 13 марта 2020г. и 24 марта 2020г. поступил в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области.
26 марта 2020г. возбуждено исполнительное производство №23274/20/70024-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
26 марта 2020г. судебным приставом-исполнителем у администрации Города Томска запрошена информация об объеме финансирования, необходимом для фактического исполнения исполнительного листа.
2 апреля 2020г. администрацией Города Томска судебному приставу-исполнителю направлен ответ (исх. №2175) о том, что во исполнение решений судов такого рода, в том числе вышеуказанного решения, в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области 25 марта 2020г. направлено ходатайство о выделении денежных средств; по состоянию на 1 апреля 2020г. денежные средства в бюджет муниципального образования не поступили; сообщено, что исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный пятидневный срок не представляется возможным в связи с длительностью процедур доведения лимитов финансирования областного бюджета и проведения электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из письма администрации Города Томска от 8 апреля 2020г. №2328, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, также следует, что по состоянию на 7 апреля 2020г. денежные средства в бюджет муниципального образования не поступили.
13 апреля 2020г. судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что по состоянию на указанную дату требование исполнительного документа не исполнено; вынесено постановление о взыскании с администрации Города Томска исполнительского сбора (сбор уплачен 13 мая 2020г.) и назначен новый срок исполнения исполнительного документа – до 18 мая 2020г.
Как следует из письма администрации Города Томска от 18 мая 2020г. №3284 в адрес судебного пристава – исполнителя, во исполнение решений судов такого рода, в том числе, вышеуказанного решения, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» в апреле 2020г. направлены денежные средства в размере 1712275 рублей; подготовлен проект документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенного жилого помещения.
18 мая 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 1 июля 2020г.
Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава– исполнителя от 30 июня 2020г. №4344, от 3июля 2020г. №4463, от 9 июля 2020г. №4631, от 29 июля 2020г. №5234, от 7 августа №5518, от 13 августа 2020г. №5698, от 14 августа 2020 г. №5760, от 3 сентября 2020г. №6304, 7 сентября 2020г. №6393, от 11 сентября 2020г. №6532, от 2 октября 2020г. №7123, от 8 октября 2020г. №7230.1, 12 октября 2020г. №7317, №7990, №8196, от 17 ноября 2020г. №8282, от 9декабря 2020г. №8903.1, от 14 декабря 2020г. №9046, №9144, от 19 января 2021г. №272.1, от 25 января 2020г. №388, от 29 января 2020г. №535.1 в течение 2020г. проведены электронные аукционы, в том числе для приобретения квартиры ФИО3, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; с целью проведения закупок в III и IV кварталах 2020года готовится проект постановления «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц» и организована работа по утверждению проекта данного постановления.
2 июля 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 31 июля 2020г.
6 июля 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 9 июля 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
31 июля 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 2 сентября 2020г.
10 августа 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 13 августа 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
2 сентября 2020 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 5октября 2020г.
7 сентября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 11 сентября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
11 сентября 2020г. руководитель администрации Города Томска предупрежден судебным приставом-исполнителем о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
5 октября 2020 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 9ноября 2020г.
8 октября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 12 октября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
9 ноября 2020 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 9декабря 2020г.
12 ноября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 17 ноября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
9 декабря 2020 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 19января 2021г.
14 декабря 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 17 декабря 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
19 января 2021 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 19февраля 2021г.
26 января 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 29 января 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно письму администрации Города Томска от 17 февраля 2021г. №1065, направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, неиспользованные в срок до 1января 2021г. денежные средства были возвращены в областной бюджет с подтверждением потребности в них; в феврале 2021года денежные средства возвращены в бюджет муниципального образования «Город Томск»; во исполнение в решения суда в отношении ФИО3 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области доведено 1710300рублей; с целью проведения закупок проект постановления «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц» проходит процедуру согласования.
19 февраля 2021 г. должнику назначен новый срок исполнения – до 26 марта 2021г.
26 февраля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 3 марта 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Как следует из писем администрации Города Томска от 25 февраля 2021г. №1276.1, от 3 марта 2021г. №1427, от 25 марта 2021г. №2025, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, в связи с увеличением стоимости 1кв.м жилого помещения в Iквартале 2021г. администрацией Города Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлен запрос о предоставлении дополнительных денежных средств, после поступления которых, работа по приобретению жилого помещения будет продолжена.
26 марта 2021 г. судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок исполнения – до 30 апреля 2021г.
7 апреля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 12 апреля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
4 мая 2021 г. судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок исполнения – до 9 июня 2021г.
Как следует из письма администрации Города Томска от 29 апреля 2021г. №3138, направленного в адрес судебного пристава – исполнителя, 21 апреля 2021г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области доведены лимиты денежных средств для исполнения решения суда в отношении ФИО3 2001125рублей; в связи с увеличением стоимости 1кв.м жилого помещения во IIквартале 2021г. администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств, после поступления которых, работа по приобретению жилого помещения будет продолжена.
17 мая 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 26 мая 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава – исполнителя №3708, №3917 от 26 мая 2021г., №4316 от 8 июня 2021г., №4742 от 22июня 2021г., 14 мая 2021г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области доведены лимиты денежных средств для исполнения решения суда в отношении ФИО3 2080050рублей; готовятся проекты документации для проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта в целях предоставления благоустроенного жилого помещения.
9 июня 2021 г. судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок исполнения – до 19 июля 2021г.
22 июня 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 28 июня 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Как следует из писем администрации Города Томска от 25 июня 2021г. №4874, от 19 июля 2021г. №5521, направленных в адрес судебного пристава – исполнителя, во исполнение решения суда в отношении ФИО3 Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области направлены денежные средства с учетом дополнительного финансирования в размере 2713788 рублей; размещен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения; в 2021 году проведен электронный аукцион; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в IIIквартале 2021г. с целью проведения закупок организована работа по утверждению постановления «Об установлении расчетной стоимости 1кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц».
19 июля 2021 г. судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок исполнения – до 27 августа 2021г.
6 августа 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из письма комитета жилищной политики администрации Города Томска от 21июля 2021г. следует, что работа по исполнению решений суда о предоставлении жилых помещений, в том числе той категории лиц, к которой относится административный истец, организована этим комитетом так, что в конкурсную документацию не включаются персональные данные взыскателя, индивидуальные параметры жилого помещения, реквизиты решения суда, а предоставление жилых помещений, приобретенных в результате конкурсов, осуществляется в порядке очередности, установленной в рабочей документации ответственных должностных лиц комитета- исходя из даты вступления в законную силу решений суда.
Также согласно данному письму ФИО3, на основании распоряжения администрации Советского района Города Томска от 18 сентября 2019г. №965 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Город Томск; по состоянию на 1 июля 2021г. ее очередь значится под номером /__/. В список включены лица в возрасте от 14 до 18 лет, у которых право на получение жилого помещения еще не возникло, а также лица, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу, денежные средства на исполнение которых выделяются отдельно; изменение номера очереди в списке происходит ежегодно. Во исполнение решения суда от 29 января 2020г. администрацией Города Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области 25 марта 2020г. направлено ходатайство о выделении средств для приобретения жилого помещения; 7 апреля 2020г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлены денежные средства в размере 1712275 рублей. В целях исполнения решения суда о предоставлении ФИО3 жилого помещения (по данным рабочей документации комитета) администрацией Города Томска в 2020 году проводились электронные аукционы (точное число не названо, несмотря на соответствующий запрос суда), которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации выделенные денежные средства на исполнение решения суда и не использованные на 31 декабря 2020г. возвращены в областной бюджет с подтверждением потребности в них. 10 февраля 2021г. в бюджет муниципального образования «Город Томск» возвращено 1710300рублей; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в Iквартале 2021г. администрацией Города Томска было направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств для приобретения жилого помещения. 24 апреля 2021г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» доведены лимиты денежных средств с учетом дополнительного финансирования- 2001125 рублей. В связи с увеличением стоимости 1 кв.м, жилого помещения во 2 квартале 2021 г. администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилого помещения; 14 мая 2020г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» доведены лимиты денежных средств с учетом дополнительного финансирования в размере 2080050 рублей. В июне 2021 года администрацией Города Томска размещен электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помещения ФИО3, который был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в нем. Реализация государственных полномочий по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на основании вступивших в законную силу судебных постановлений существенно осложняется следующими факторами: отсутствием на рынке недвижимости необходимого количества жилых помещений площадью 25кв.м; при этом имеются жилые помещения по площади и стоимости, превышающие установленный норматив и размер средств, выделяемых из областного бюджета на приобретение таких квартир по судебным постановлениям; наличием ограничения по количеству квартир, которые могут быть закуплены для детей- сирот в одном доме- не более 25% от общего количества квартир в доме. В связи с увеличением стоимости 1кв.м жилого помещения в III квартале 2021 года с целью проведения закупок организована работа по разработке проекта постановления администрации Города Томска «Об установлении расчетной стоимости 1 кв.м, жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц». После утверждения постановления администрацией Города Томска будет направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений, после исполнения запроса- в III квартале 2021года- работа по приобретению благоустроенного жилого помещения в г.Томске ФИО3 будет продолжена.
Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства (26марта 2020г.) до рассмотрения настоящего административного дела решение суда не исполнено на протяжении 1 года 4 месяцев 25 дней; со дня поступления в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области исполнительного листа (24 марта 2020г.) до рассмотрения настоящего административного дела истек 1 год 4 месяца 27 дней; общий срок исполнения решения суда со дня вступления судебного акта в законную силу (6марта 2020 г.)– 1 год 5 месяцев 14дней.
Поведение ФИО3 не оказало негативного влияния на исполнение решения суда, не повлекло задержку в выдаче или направлении исполнительного документа. Напротив, действия ФИО3 свидетельствуют о заинтересованности в скорейшем исполнении решения суда– в частности, 15 марта 2021г. ФИО3 обращалась к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия в исполнении решения суда.
Таким образом, неисполнение вышеприведенного судебного постановления произошло по причинам, не зависящим от административного истца, и в отсутствие чрезвычайных и непредотвратимых при установленных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
При этом органами принудительного исполнения предпринимаются достаточные меры для исполнения решения суда; контролируется ход исполнения должником решения суда и сроки исполнения; администрация Города Томска неоднократно привлекалась к административной ответственности, предупреждалась об уголовной ответственности; исполнительное производство не приостанавливалось.
Достаточные действия должностных лиц УФССП России по Томской области, на которых возложено принудительное исполнение решения суда, произведенные в целях своевременного исполнения такого акта, не дали результата по причинам, имеющим объективный характер.
Несмотря на необходимость соблюдения должником предусмотренных законодательством процедур по исполнению решения суда в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на тот факт, что исполнение решения суда зависит поступления денежных средств из бюджета Томской области, материалы исполнительного производства свидетельствуют о неэффективности и недостаточности предпринятых должником мер по исполнению решения суда, в том числе с учетом наличия у должника денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для административного истца.
Данный вывод основан, в частности, на том факте, что денежные средства на приобретение благоустроенного жилого помещения для административного истца выделены бюджетом субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, однако не реализованы должником. При этом последним (а равно Комитетом жилищной политики администрации Города Томска– по запросу суда), не только не названо количество аукционов, проведенных в 2020году, результатом которых могло стать предоставление жилья именно ФИО3, но и не представлены доказательства проведения таковых в 2020году.
В 2021 году проведен лишь один аукцион на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения ФИО3 – в июне 2021г.
Приведенные выводы суда не противоречат позициям Европейского Суда, на которые ссылается департамент финансов администрации Города Томска и согласно которым несоблюдение установленных сроков исполнительного производства не влечет автоматически признание нарушения Конвенции, а некоторая просрочка может быть оправдана конкретным обстоятельствами (Постановление Европейского Суда от 15 января 2009г. по делу «ФИО6 и против Российской Федерации»), и исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы (Постановление Европейского Суда от 16 сентября 2010г. по делу «ФИО7 и другие против Российской Федерации»).
Обращаясь к обстоятельствам данных дел, следует отметить, что Европейский Суд признал указанные жалобы приемлемыми в части длительного уклонения властей от исполнения вступивших в силу решений, вынесенных в пользу заявителей, при этом счел неубедительными доводы, выдвинутые государством-ответчиком для объяснения задержек исполнения решения суда.
В частности, власти ссылались на то, что органами-ответчиками были предприняты все необходимые усилия; в некоторых случаях несвоевременное исполнение судебных решений объяснялось необходимостью соблюдения порядка предоставления жилья согласно списку очередников, в некоторых случаях была необходимость в разъяснении судебных решений, в других случаях имелась нехватка жилого фонда. Европейский Суд указал, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок; государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения ((пункты 26 и 35 Постановления от 16 сентября 2010г.; пункт 70 Постановления от 15 января 2009г., пункт 35 Постановления от 28мая 2014г.).
Также Европейский Суд обратил особое внимание на то, сопровождалось ли исполнение решения внутригосударственных судов специальными условиями, такими как немедленное исполнение (Решение Европейского Суда по делу «Железняковы против Российской Федерации»).
Европейский Суд также установил, что при исполнении решения внутригосударственного суда, касающегося предмета первой необходимости, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 г., жалоба №5271/05, и Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., жалоба №29063/05).
Таким образом, срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод»; меры, направленные должником на исполнение решения суда, не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными.
В этой связи неисполнение вышеприведенного судебного постановления указывает на нарушение права ФИО3 на исполнение судебного акта в разумный срок.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что общая продолжительность исполнения решения суда дает основания для присуждения компенсации.
Ссылка представителя администрации Города Томска в обоснование своей позиции на кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 февраля 2020г. №88а-3141/2020, которым в оставлено без изменения решение суда об отказе в удовлетворении административного иска о присуждении компенсации за неисполнение в течение 1 года 4 месяцев решения суда о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть принята во внимание, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего административного дела; кроме того, из содержания судебного акта №88а-3141/2020 невозможно сделать вывод о том, какие меры были приняты административным ответчиком в целях исполнения решения суда, оказало ли влияние на исполнение решения поведение взыскателя; следует также отметить, что на момент рассмотрения административного дела решение по гражданскому делу было исполнено.
При определении размера компенсации суд исходит из следующего.
Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности публичного образования, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1).
В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (пункт 60).
Суд принимает во внимание доводы прокурора о том, что присуждение компенсации связано с длительным нарушением права ФИО3 на жилище при отсутствии у последней вещного права на какое– либо жилое помещение.
Учитывая, что неисполнение имело место в течение более 1 года 4 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (более 1 года 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу), касалось значимого для ФИО3 вопроса– предоставления единственного жилого помещения (доказательства наличия у А.Е.ЮБ. иного жилья административными ответчиками не представлены), меры, принятые административными ответчиками, не привели к исполнению судебного акта, принимая во внимание принципы разумности, справедливости и практику Европейского Суда по правам человека, суд определяет размер компенсации в 25000рублей.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 30апреля 2010г. №68-ФЗ).
Возражения представителя департамента финансов администрации Города Томска о том, что департамент и администрация Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками, несостоятельны.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 34 и 35 постановления от 29 марта 2016 г. №11, при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, и под таким органом понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган. Привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов является обязательным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом, и в силу пункта 5 части 9 статьи 3 того же Федерального при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
При этом согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Департамент финансов администрации Города Томска является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15 сентября 2005г. №1001).
Решением Советского районного суда г.Томска от 29 января 2020г. какие-либо обязанности на муниципальное образование «Город Томск» не возлагались.
В соответствии частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств этого бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Таким образом, администрация Города Томска как орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, и финансовый орган администрации Города Томска – департамент финансов администрации Города Томска, являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу.
Довод представителя департамента финансов администрации Города Томска о том, что взыскание компенсации с муниципального образования позволило бы финансовому органу несколько отсрочить выплату, противоречит выводу суда об обращении решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск заместителя прокурора Томской области в защиту интересов ФИО3 удовлетворить частично:
присудить ФИО3 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей путем перечисления указанной суммы на текущий счет /__/, открытый в Томском отделении №8616 ПАО Сбербанк, БИК /__/;
решение подлежит исполнению департаментом финансов администрации Города Томска за счет средств бюджета муниципального образования «ГородТомск»;
решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению;
на решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.
Председательствующий