ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-109/2014 от 08.08.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья Е.Н.Лукша дело № 71-109/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 08августа 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника иностранной компании «WEYCAN INVESTMENT CORP» С.Н.Н. на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 03 июня 2014 года по делу о привлечении указанной иностранной компании к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 у с т а н о в и л:

 **.**.**** военным прокурором 318 военной прокуратуры гарнизона вынесено постановление о возбуждении в отношении иностранной компании «WEYCAN INVESTMENT CORP» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования.

 По результатам административного расследования **.**.**** специалистом по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области в отношении названной иностранной компании составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с материалами дела передан на рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд.

 Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 03 июня 2014 года иностранная компания «WEYCAN INVESTMENT CORP» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 1772 347 (один миллион семьсот семьдесят две тысячи триста сорок семь) рублей 05 копеек без конфискации судна «<данные изъяты>».

 На постановление судьи защитником иностранной компании «WEYCAN INVESTMENT CORP» С.Н.Н. принесена жалоба, в которой он просит его отменить и прекратить производство по делу. Полагает, что заключение эксперта Р.В.И. от **.**.**** о нахождении судна «<данные изъяты>» в исключительной экономической зоне Российской Федерации содержит заведомо ложные данные о принадлежности точек координат обнаружения судна к исключительной экономической зоне Российской Федерации, поскольку они не описаны и не проиллюстрированы в исследовательской части заключения, в заключении отсутствуют ссылки на нормативные акты и методические рекомендации, выводы эксперта противоречат нормам международного и российского права. Считает, что поскольку линия делимитации не нанесена на официальные карты, то есть, не определены внешние границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, то капитан Ш.О.Р. не мог знать о том, что он находится в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие аттестацию методик и поверку (сертификацию) приборов, которыми были установлены географические координаты обнаружения судна.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника иностранной компании С.Н.Н., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, представителей пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области Б.А.О. и Ч.П.Г., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

 В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

 Как следует из материалов дела, **.**.**** в 17 часов 30 минут сахалинского времени в координатах 45?37?9” северной широты и 144?02? восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации ПСКР «<данные изъяты>» было обнаружено судно «<данные изъяты>» (флаг <данные изъяты>, порт приписки <данные изъяты>, собственник иностранная компания «<данные изъяты>», фрахтователь иностранная компания «WEYCAN INVESTMENT CORP»), под управлением капитана Ш.О.Р.

 В ходе контрольно-проверочных мероприятий на борту судна на судне в заливных трюмах с системой подачи забортной воды и воздуха обнаружен живой краб стригун-опилио общим весом <данные изъяты> кг. Добыча указанного краба была осуществлена **.**.****-**.**.**** в координатах 45?25? северной широты и 143?50? восточной долготы. В дальнейшем до момента задержания судна капитан Ш.О.Р. осуществлял хранение и транспортировку живого краба стригуна-опилио. При этом судно не было зарегистрировано в системе связи и мониторинга, не оснащено техническими средствами контроля, на судне отсутствовала промысловая документация, не подавались судовые суточные донесения, иностранная компания «WEYCAN INVESTMENT CORP» разрешение на добычу водных биологических ресурсов на судне «<данные изъяты>» не получала.

 Согласно пунктам 9, 10 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

 В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №191 «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования.

 Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 года № 671.

 Указанные Правила регламентируют деятельность как российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, так и иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в исключительной экономической зоне и территориальном море Российской Федерации.

 В соответствии с пунктами 7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.8, 9.2 и 9.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 06 июля 2011 года № 671, при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства пользователи обеспечивают на судах выполнение требований по оснащению судов техническими средствами контроля (ТСК) на российских и иностранных судах и их исправной работе; располагают сертифицированным оборудованием для взвешивания улова с наличием сертификата, схемой расположения на судне трюмов и грузовых твиндеков, заверенной судовладельцем; ведут документацию, отражающую ежедневную деятельность - промысловый журнал, (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и/или печатью должностного лица, ответственного за добычу (вылов), копии должны храниться на борту судна в течение года); должны иметь на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна, ежедневно подавать в установленном порядке судовые суточные донесения о рыболовной деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения), обеспечивать целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры (РИЦы); не должны иметь на борту судов и других транспортных средств, а также в местах обработки сырья из водных биоресурсов уловы водных биоресурсов (в том числе их фрагменты (части) и/или продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах (квитанция, коносамент). На борту судна должен быть надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также телеграфные, электронные и иные отправления или уведомление о направлении такого отправления о внесении изменений в такое разрешение.

 Поскольку судно «<данные изъяты>» не зарегистрировано в системе связи и мониторинга, не оснащено техническими средствами контроля, на судне отсутствовала промысловая документация (не подавались судовые суточные донесения, не велся промысловый журнал), отсутствовало разрешения на добычу водных биологических ресурсов, судья Южно-Сахалинского городского суда, полно и всесторонне исследовав фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях иностранной компании «WEYCAN INVESTMENT CORP» состава вмененного правонарушения, и правомерно привлек юридическое лицо к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Указание в жалобе на то, что заключение эксперта Р.В.И. от **.**.**** содержит заведомо ложные данные о принадлежности точек координат обнаружения судна к исключительной экономической зоне Российской Федерации, поскольку они не описаны и не проиллюстрированы в исследовательской части заключения, а также противоречат приведенным нормам международного и российского права, является необоснованным, поскольку указанное заключение дано экспертом в рамках уголовного дела по части 3 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении капитана судна «<данные изъяты>» Ш.О.Р., получило оценку суда в приговоре от **.**.****, признано судом допустимым и относимым доказательством и не подлежит оценке в рамках рассмотрения настоящего дела. Кроме того, указанное заключение к материалам дела не приобщено.

 Имеющееся в материалах дела об административном правонарушении заключение эксперта Р.В.И., оформленное протоколом опроса, получено в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при опросе эксперту были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.9 названного Кодекса, он предупрежден об ответственность за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заключение мотивировано, содержит данные на нормативные акты и методические рекомендации, используемые экспертом при даче заключения.

 Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации – это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

 Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

 В настоящее время делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и Японией в районе задержания судна «<данные изъяты>» не произведена.

 В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 74 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей 10 декабря 1982 года) делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.

 До заключения соглашения заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают все усилия для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации.

 7 декабря 1984 года между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, преемником которого является Российская Федерация, и Японией заключено Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства и побережий обеих стран.

 В соответствии со статьями 1, 2, 6 указанного Соглашения ежегодно проводятся сессии Российско-Японской комиссии по рыболовству, на основании решений которых японскими судами осуществляется рыбный промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации по установленным квотам вылова, видовому составу, промысловым районам.

 Для точки обнаружения судна «<данные изъяты>» данным промысловым районом является 6105.3 подзона Восточный Сахалин, находящаяся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах довод защитника о невозможности определения внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации является необоснованным.

 Довод жалобы о том, что поскольку линия делимитации не нанесена на официальные карты, то есть не определены внешние границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, то капитан Ш.О.Р. не мог знать, что он находится в исключительной экономической зоне Российской Федерации, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку иностранная компания, осуществляя деятельность по осуществлению рыболовства в исключительной экономической зоне другого государства, в силу статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, обязана должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права.

 Доказательств того, что у юридического лица не имелось возможности соблюдать нормы законодательство Российской Федерации и международного права, в том числе путем контроля за деятельностью судна «<данные изъяты>», не имеется.

 Отсутствие документов, подтверждающих аттестацию методик и поверку (сертификацию) приборов, установленных на ПСКР «<данные изъяты>», которыми были установлены географические координаты обнаружения и задержания судна, не влияет на достоверность данных о точке обнаружения судна «<данные изъяты>» в исключительной экономической зоне Российской Федерации, поскольку точки осуществления рыболовства и обнаружения судна находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, географические координаты осуществления рыболовства и обнаружение судна не оспариваются Ш.О.Р., и достоверность географических координат установлена вступившим в законную силу приговором Корсаковского городского суда от **.**.**** о привлечении Ш.О.Р. к уголовной ответственности по части 3 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что при вынесении постановления судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 р е ш и л :

 постановление судьи Южно-Сахалинского суда от 03 июня 2014 года оставить без изменения, жалобу защитника иностранной компании «WEYCAN INVESTMENT CORP» С.Н.Н. - без удовлетворения.

 Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова