Судья Ю.В.Абикова дело № 71-111/2014
Р Е Ш Е Н И Е
18 августа 2014 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 24 июня 2014 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
**.**.**** старшим специалистом по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления по Сахалинской области Федеральной службы безопасности России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника <данные изъяты> ФИО1 по части 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования.
**.**.**** указанным должностным лицом в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вместе с материалами дела передан на рассмотрение в Южно-Сахалинский городской суд.
Постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 24 июня 2014 года ФИО1 привлечена к ответственности по части 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное постановление ФИО1 подана жалоба, в которой она просит постановление признать незаконными, отменить и производство по делу прекратить. Указывает, что она не является должностным лицом, поскольку не наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Считает, что разрешение на проведение морских научных исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации при изучении гидрофизического состояния Тихоокеанского бассейна в отношении <данные изъяты> не требуется, поскольку непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, направлены на получение оперативных данных о состоянии окружающей среды с целью обеспечения гидрометеорологической безопасности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и ее защитника С.С.А., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области Ч.П.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, **.**.**** старшим специалистом по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления по Сахалинской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации была осмотрена территория пристани, расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки установлено, что на пирсе над водной поверхностью малого ковша находится строение (будка красного цвета) – стационарный мареограф.
В помещении строения было обнаружено оборудование: датчик <данные изъяты> и устройство обработки информации <данные изъяты>, производства <данные изъяты>. К устройству обработки информации <данные изъяты> подключен кабель, идущий от датчика <данные изъяты>, на котором установлен компенсатор атмосферного давления <данные изъяты>, производства <данные изъяты>. Устройство обработки информации <данные изъяты> соединено с двумя радиомодемами «<данные изъяты>», от которых провода выходят на крышу соседнего со стационарным мареографом здания и соединены с двумя приемо-передающими антеннами.
Данные, полученные с использованием датчика <данные изъяты>, преобразуются устройством обработки информации <данные изъяты> и посредством модемов предаются в здание <данные изъяты> <данные изъяты>, где вместе с использованием спутниковой аппаратуры передаются в <данные изъяты>.
Таким образом, данный комплекс позволяет изучать сейсмическое и гидрофизическое состояние Тихоокеанского бассейна.
В процессе административного расследования установлено, что данная станция была создана в рамках Федеральной целевой программы «<данные изъяты>», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** №. Работы на станции проводит <данные изъяты>, который является структурным подразделением <данные изъяты>
Основными целями федеральной программы являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Основными задачами Программы являются, в том числе: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня защищенности; развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами; развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от **.**.**** № утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Настоящее Положение определяет организацию, состав и порядок функционирования функциональной подсистемы предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ФП РСЧС-ЦУНАМИ).
В силу пунктов 8, 9 и 10 данного Положения постоянно действующими органами управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются, в том числе, территориальные органы Росгидромета, органами повседневного управления, в том числе, центры предупреждения о цунами и дежурные смены территориальных управлений Росгидромета, к силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся, в том числе, <данные изъяты>.
Согласно пункту 14 названного Положения, а также пункту 2.2.1 Положения <данные изъяты>, утвержденного начальником <данные изъяты> **.**.****, основными мероприятиями, проводимыми <данные изъяты> в рамках ФП РСЧС-ЦУНАМИ, в режиме повседневной деятельности являются; изучение сейсмического и гидрофизического состояния Тихоокеанского бассейна; сбор, обработка и распространение в установленном порядке информации о сейсмической и гидрофизической обстановке в Тихоокеанском регионе; разработка схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов по их передаче; участие в разработке и реализации целевых и научно-технических программ и мер в области предупреждения о цунами, а также по совершенствованию СПЦ и т.д.
Данное обстоятельство свидетельствует о проведении в рамках программы морских научных исследований, участником которой является <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» морскими научными исследованиями во внутренних морских водах и в территориальном море являются фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере.
Размещение и использование во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа в целях проведения морских научных исследований осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным закона для проведения морских научных исследований.
В силу пункта 5 статьи 25 указанного Федерального закона правила проведения морских научных исследований, включая порядок представления запроса на проведение морских научных исследований и принятия по нему решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 3 и 4 настоящего закона разрешение на проведение морских научных исследований выдается российскому заявителю либо на основании включения заявленных им морских научных исследований в ежегодный план проведения морских научных исследований, либо в исключительном порядке. Форма, содержание и порядок рассмотрения указанного плана, а также исключительный порядок выдачи российскому заявителю разрешения на проведение морских научных исследований определяется правилами, указанными в пункте 5 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, определенными соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также, если часть морских научных исследований планируется проводить на побережье Российской Федерации или с использованием береговой инфраструктуры, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к этому побережью или береговая инфраструктура которого используется.
Правила проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 391.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности.
Согласно пункту 21 Правил копии разрешения направляются в федеральные органы исполнительной власти в области безопасности, обороны, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, геологии и использования недр.
Поскольку <данные изъяты> осуществляет деятельность в территориальном море Российской Федерации без разрешение на проведение морских научных исследований в территориальном море, и без направления информации о проведении морских научных исследований в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на протокол совещания в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации от **.**.**** №, не может служить основанием для отмены постановления судьи, поскольку данный протокол не содержит обязательных для применения норм.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Примечанием к указанной статье Кодекса под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из Главы 3 Положения <данные изъяты>, руководство <данные изъяты> осуществляет начальник <данные изъяты>, назначаемый начальником <данные изъяты>.
Приказом начальника <данные изъяты> от **.**.**** № ФИО1 назначена начальником <данные изъяты>.
Положением <данные изъяты> установлено, что начальник <данные изъяты> руководит структурным подразделением, обеспечивает строгое соблюдение в производственных помещениях требований техники безопасности и охраны окружающей среды, обеспечивает систематическое повышение квалификации специалистов <данные изъяты>, несет ответственность за деятельность <данные изъяты>, за соблюдение требований нормативных документов (государственных и международных), предъявляемых к мероприятиям по защите от цунами, имеет право представлять <данные изъяты> по поручению его руководства во всех государственных и общественных организациях по вопросам, входящим в его компетенцию, осуществлять контроль деятельности подразделений <данные изъяты> в части наблюдения за цунами, а также контроль за проведением ими мероприятий по подготовке персонала к действиям при угрозе цунами, давать им предписания по устранению выявленных недостатков, требовать их исполнения, давать указания по вопросам, относящимся к своей сфере деятельности. Следовательно, ФИО1, являясь начальником <данные изъяты>, обладает организационно-распорядительными функциями в рамках предоставленных ей полномочий.
При необходимой степени заботливости, осмотрительности, оперативного осуществления руководства производственно-хозяйственной деятельностью <данные изъяты>, ФИО1 обязана была принять все зависящие от нее меры для соблюдения требований, установленных при проведении морских научных исследований в территориальном море, однако этого не сделала.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при вынесении постановления судьей правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 24 июня 2014 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова