ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-113/2022 от 27.07.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Якин С.А. УИД RS0-60

Дело №71-113/2022

Решение

27 июля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 25 апреля 2022 года о привлечении должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 25 апреля 2022 года должностное лицо – исполняющий обязанности главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – МО «Курильский городской округ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО1 просит постановление судьи отменить. Указывает на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении доказательств, подтверждающих наличие в его действиях умысла на невыполнение требований прокурора. Относительно непринятия мер по заключению договоров социального найма указывает, что на момент подготовки ответа на представление прокурора проект «Решения о формировании на территории МО «Курильский городской округ» жилищного фонда» находился на рассмотрении Собрания Курильского городского округа, соответствующие договоры подлежали заключению после принятия указанного решения. Кроме того, обращает внимание, что управление и распоряжение имуществом входит в компетенцию Департамента по управлению муниципальным имуществом.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видео-конференц-связи, ФИО1 настаивал на удовлетворении жалобы. Дополнительно пояснил, что на момент подписания ответа на представление исполнял обязанности главы администрации муниципального образования короткий период времени; исполняющая обязанности прокурора Курильского городского округа Ф.И.О.3 полагала постановление судьи законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО2 О.3, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Курильского района на основании решения от 17 февраля 2022 года № 36 проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, земельного, бюджетного, жилищного законодательствав администрации МО «Курильский городской округ».

В ходе проверки установлено, что 06 июля 2018 года передаточным актом № 290 от ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации администрации МО «Курильский городской округ» переданы 13 жилых домов, расположенных в с. Гороное Курильского района Сахалинской области, которые постановлениями администрации МО «Курильский городской округ» от 14 сентября 2021 года № 733 и 23 сентября 2021 года № 781 включены в реестр муниципального имущества МО «Курильский городской округ».

Комиссией администрации установлено, что на территории с. Горное расположено 445 жилых помещений, общей площадью 19950,64 кв.м., в которых проживают 774 человека, из них 87 помещений – 171 человек с которыми планируется заключить договор социального найма жилого помещения; 47 помещений – 99 человек, с которыми планируется заключить договор служебного найма жилого помещения; 311 помещений – 504 человека, с которыми планируется заключить договор коммерческого найма жилого помещения.

На момент проверки договоры социального, служебного, коммерческого найма с гражданами, проживающими в жилых домах с. Горное, не заключены. Ссылаясь на нарушение жилищных прав граждан и использование жилых помещений без законных на то оснований 02 марта 2022 года исполняющий обязанности прокурора внес на имя главы МО «Курильский городской округ» представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое в этот же день получено адресатом.

Результаты рассмотрения представления направлены в адрес прокуратуры района письмом от 31 марта 2022 года № 5.13.30-921/22 за подписью исполняющего обязанности главы администрации ФИО1

Из ответа на представление следует, что с гражданами и действующими военнослужащими, проживающими в муниципальном жилом фонде с. Горное, завершена работа по уточнению сведений о наличии правоустанавливающих документов на занимаемые жилые помещения; в 358 жилых помещений проживают граждане, претендующие на заключение договоров служебного (коммерческого) найма. Заключение договоров с указанной категорией лиц возможно только после перевода жилищного фонда социального использования в жилищный фонд служебного и коммерческого использования, в связи с чем 08 февраля 2022 года в Собрание Курильского городского округа внесен проект решения «О формировании на территории МО «Курильский ГО» жилищного фонда коммерческого и специализированного использования», после принятия которого с гражданами, проживающими в многоквартирных жилых домах с. Горное, будут заключены соответствующие договоры.

Возбуждая в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главы МО «Курильский городской округ» ФИО1 дело об административном правонарушении, прокурор в своем постановлении указал, что указанным должностным лицом в нарушение требований статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 не представлен полный и исчерпывающий ответ на внесенное прокуратурой представление (письмо от 31 марта 2022 года № 5.13.30-921/22 не содержит сведений относительно проведения администрацией работы по заключению с гражданами договоров социального найма) и не предприняты конкретные меры к устранению выявленных нарушений (после получения представления работа по заключению договоров социального найма не велась).

Усмотрев в деянии исполняющего обязанности главы МО «Курильский городской округ» ФИО1 состав вмененного административного правонарушения, судья районного суда привлек его к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, признать состоявшийся по делу судебный акт законным нельзя, поскольку он принят судьей районного суда без учета следующего.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде дисквалификации.

Согласно частям 1, 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы; дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

Частью 2 статьи 32.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно Уставу муниципального образования «Курильский городской округ» Сахалинской области, принятому Решением сессии Курильского районного Совета депутатов от 07 апреля 2006 года № 28, глава муниципального образования возглавляет местную администрацию и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В настоящем Уставе и в иных нормативных правовых актах муниципального образования «Курильский городской округ» правомерно применение терминов «глава муниципального образования», «глава администрации муниципального образования». Глава муниципального образования избирается Собранием Курильского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава муниципального образования руководит администрацией муниципального образования «Курильский городской округ» на принципах единоначалия (статья 37).

В силу частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Сахалинской области (приложение 1).

Из совокупности положений статьи 9 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года № 78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области» и приложения 1 (раздел II) к нему следует, что глава администрации городского округа относится к высшим должностям муниципальной службы только в случае поступления на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности. В данном случае с гражданином заключается контракт.

Как следует из материалов дела, внесенное на имя главы муниципального образования Ф.И.О.4 02 марта 2022 года представление отписано последним в работу исполнителям.

В соответствии с распоряжениями администрации МО «Курильский городской округ» от 15 марта 2022 года № 105-к и 01 марта 2022 года № 84-к в период с 22 марта по 15 апреля 2022 года, в связи с убытием ФИО3 в служебную командировку, а впоследствии в ежегодный отпуск, ФИО1 исполнял обязанности главы администрации МО «Курильский городской округ» в полном объеме с правом подписи документов.

Дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении исполняющего обязанности главы администрации МО «Курильский городской округ».

В рассматриваемом деле должность главы администрации муниципального образования, исполнение обязанности по которой осуществлял ФИО1 на момент рассмотрения представления, не относится к должностям муниципальной службы, установленным Законом Сахалинской области от 06 июля 2007 года №78-ЗО «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области».

Учитывая, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении ФИО1, исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования, административное наказание в виде дисквалификации к нему не может быть применено, поскольку глава администрации МО «Курильский городской округ» является должностным лицом органа местного самоуправления, замещающим муниципальную должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы, так как поступает на указанную должность вне конкурсной процедуры и заключения контракта, являющихся необходимыми условиями для отнесения должности главы администрации к должностям муниципальной службы на территории Сахалинской области.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, административное расследование по настоящему делу не проводилось.

Таким образом, условия, предусмотренные частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания данного дела подлежащим рассмотрению судьей районного суда, отсутствуют. Дело подлежало рассмотрению мировым судьей.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года №623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Порядок привлечения исполняющего обязанности главы администрации МО «Курильский городской округ» ФИО1 к административной ответственности был нарушен.

В ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление судьи от 25 апреля 2022 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти (глава 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), составляет три месяца.

Согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из правого смысла указанной нормы следует, что если к должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не может быть назначено административное наказание в виде дисквалификации, применяются общие правила срока давности привлечения к административной ответственности – три месяца.

Как усматривается из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, датой совершения вмененного исполняющему обязанности главы администрации МО «Курильский городской округ» ФИО1 административного правонарушения указано 02 апреля 2022 года.

Следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, истек 02 июля 2022 года.

Из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая, что постановление судьи районного суда подлежит отмене, а срок давности привлечения к административной ответственности на день рассмотрения настоящей жалобы истек, возможность возобновления производства по делу в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой оценки действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения, утрачена.

При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Курильского районного суда Сахалинской области от 25 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Курильский городской округ» ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова