СудьяАбикова Ю.В. дело№71-122/2019
РЕШЕНИЕ
19 августа 2019 года города Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника открытого акционерного общества «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» ФИО1 на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанного юридического лица,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 апреля 2019 года открытое акционерное общество «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (далее – ОАО «МАГЭ», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО «МАГЭ» ФИО1 в Сахалинский областной суд подала жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о его незаконности.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Статей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).
В силу части 1 статьи 101 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи и статье 259 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Из части 1 статьи 110 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что таможенная декларация в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза, подается до истечения срока временного хранения товаров либо в иной срок, установленный настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 118 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом:
1) соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров;
2) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства-члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации
Согласно пункту 18 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №2688 «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров, помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчётности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» начальник таможенного поста (лицо им уполномоченное), в регионе деятельности которого хранятся товары, по письменному запросу уполномоченного лица в произвольной форме на имя начальника таможенного поста продлевает срок временного хранения.
Данный запрос должен быть представлен в подразделение таможенного поста до истечения двухмесячного срока временного хранения.
Продление срока временного хранения оформляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, путем наложения начальником таможенного поста (лицом, им уполномоченным) резолюции "Продление срока временного хранения разрешаю" на данное заявление.
Копия заявления с резолюцией вручается лицу, подавшему запрос, под роспись или направляется ему по почте (с уведомлением о вручении). Сведения о продлении срока временного хранения доводятся до владельца СВХ, на котором хранятся товары, либо лица, получившего разрешение на временное хранение в ином месте временного хранения. Если владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) ДО-1 подана в электронном виде и заверена электронной подписью, то уполномоченное лицо таможенного поста направляет владельцу СВХ (лицу, осуществляющему временное хранение товаров в ином месте временного хранения) формализованное сообщение по электронным каналам связи о принятии решения о продлении срока временного хранения.
До истечения срока временного хранения товаров начальник таможенного поста (лицо, им уполномоченное) заблаговременно, но не позднее чем за 15 дней до истечения срока временного хранения направляет уведомление об этом по образцу, приведенному в приложении N 3 к настоящему Порядку, владельцу товаров (если это лицо установлено таможенным органом). Уведомление вручается указанному лицу под роспись или направляется по почте (с уведомлением о вручении). Копия уведомления вручается под роспись владельцу СВХ (лицу, осуществляющему временное хранение товаров в ином месте временного хранения).
Из материалов дела следует, что 01 июля 2018 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза через порт ФИО2 в адрес ОАО «МАГЭ» на судне <данные изъяты> по коносаменту № от 27 июня 2018 года прибыл товар, который был помещен на временное хранение на склад временного хранения общества с ограниченной ответственностью «Сахалинское таможенное агентство» (далее – ООО «СТА»). О принятии товара владельцем склада временного хранения представлен соответствующий отчет, согласно которому хранение товара осуществляется от 01 июля 2018 года. 26 и 30 июля 2018 года в Южно-Сахалинский таможенный пост таможенным представителем общества с ограниченной ответственностью «Восточные рубежи (далее – ООО «Восточные рубежи», Общество), действующим в интересах ОАО «МАГЭ» поданы таможенные декларации на часть товаров. Товары, сведения о которых были заявлены в вышеуказанных декларациях, выданы со склада временного хранения. На временном хранении остался товар - запоминающие устройства на жестких магнитных дисках – портативный накопитель информации для резервного копирования файлов «my passport». 01 ноября 2018 года в Южно-Сахалинский таможенный пост таможенным представителем подана декларация на портативный накопитель информации для резервного копирования файлов «my passport», срок выпуска товаров продлен, в связи с необходимостью предоставления дополнительных разрешительных документов. 16 ноября 2018 года принято решение об отказе в выпуске товара на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по причине несоблюдения условий помещения товара под таможенную процедуру, а именно несоблюдение запретов и ограничений. На дату истечения срока временного хранения, то есть 02 ноября 2018 года запоминающие устройства на жестких дисках – портативный накопитель информации для резервного копирования файлов «my passport» не выпущен и находился на ответственном хранении на складе временного хранения ООО «СТА». Таким образом, ОАО «МАГЭ» не было принято в течение срока временного хранения всех надлежащих мер по выпуску товаров, в результате чего на момент истечения срока временного хранения товар не был помещен под таможенную процедуру.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ОАО «МАГЭ» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ОАО «МАГЭ» вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от 14 декабря 2018 года, протоколом изъятия вещей и документов с приложенным фотоматериалом от 14 декабря 2018 года, актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств в Сахалинской таможне от 14 декабря 2018 года, декларацией о грузе, отчетом о принятии товаров на хранение от 01 июля 2018 года, отчетом о выдаче товаров со склада временного хранения 27 июля 2018 года, декларацией на товары, добавочными листами к декларации на товары, уведомлением о предстоящей истечении срока хранения от 19 октября 2018 года, запросом о представлении документов, уведомлением о продлении срока выпуска товаров от 07 ноября 2018 года, актом об истечении срока временного хранения от 16 ноября 2018 года, протоколом задержания товаров и документов на них от 19 ноября 2018 года, актом приема-передачи товаров от 19 ноября 2018 года, уведомлением о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров от 03 декабря 2018 года, ответом ОАО «МАГЭ» от 27 ноября 2018 года, договором на оказание услуг таможенного представителя № от 19 апреля 2018 года, ответом ОАО «МАГЭ» от 30 октября 2018 года, заключением б/н, декларацией о судовых припасах, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 14 декабря 2018 года, выпиской из ЕГРЮЛ, протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении от 27 декабря 2018 года.
Представленные в деле доказательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела, а также всесторонне, полно и объективно исследовались судьей городского суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом правил и норм за нарушение которых по статье 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено, Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм. Действуя с достаточной степенью заботливости и осмотрительности, Общество имело возможность представить в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией все необходимые документы и забрать товар в установленный срок.
Вина Общества доказана и подтверждается материалами дела и состоит в не соблюдении требований законодательства, установленных для ввоза товаров в Российскую Федерацию.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и препятствующих исполнению им надлежащим образом установленных требований, материалы дела не содержат.
Нарушений порядка привлечения ОАО «МАГЭ» к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что Общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку заключен договор с таможенным представителем ООО «Восточные рубежи», который совершает операции по таможенному декларированию, несостоятелен, так как заключение договора с таможенным представителем, а также ненадлежащее соблюдение им своих договорных обязательств не освобождает Общество от административной ответственности, так как субъектом административного правонарушения, предусмотренного 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является декларант - лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенному органу.
Исходя из части 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза именно декларант, каковым является Общество, несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 84 настоящего Кодекса.
Поскольку судьей полно и всесторонне выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 17 апреля 2019 года оставить без изменений, жалобу защитника открытого акционерного общества «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая