Судья Лукша Е.Н. дело №71-142/2019
Р Е Ш Е Н И Е
10 сентября 2019 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу руководителя государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО1 на постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 мая 2019 года по делу о привлечении указанного должностного лица к административной ответственности к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 мая 2019 года должностное лицо – руководитель государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, ФИО2 просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы об его незаконности.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, выслушав ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, прокурора, участвующего в деле, Афанасьева Д.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статье 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность юридического лица в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя прокурора Сахалинской области от 04 февраля 2019 года в отношении должностного лица – руководителя государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО2 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило невыполнение представления прокурора от 13 сентября 2018 года № об устранении нарушений требований Федерального законодательства.
Из указанного представления следует, что прокуратурой области в отношении Государственной инспекции труда в Сахалинской области проведена проверка на предмет исполнения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №, при проведении проверок в отношении ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», а также требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», приказа Роструда от 09.09.2015 №248 «О едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» при размещении информации на официальном сайте ГИТ в сети «Интернет», по результатам которой установлены нарушения, требующие принятия мер к их устранению.
26 июля 2018 года прокуратурой Сахалинской области в Государственную инспекцию труда направлено требование о проведении внеплановой проверки соблюдения требований законодательства об оплате труда в ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет».
Согласно акту проверки от 01 августа 2018 года Государственной инспекцией труда в Сахалинской области установлен факт имеющийся задолженности по выплате заработной платы и ежегодных оплачиваемых отпусков. Иных нарушений Государственной инспекцией труда в Сахалинской области не установлено.
Однако проверкой, проведенной прокуратурой города Южно-Сахалинска совместно со специалистами агентства по труду и занятости населения Сахалинской области, выявлены нарушения требований трудового законодательства при формировании и оплате труда работников Университета, а также соответствия требованиям закона локальных актов учреждения.
Так, в нарушение статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации вместо повышенной оплаты в выходной день работникам столовой была установлена единовременная выплата, преподавателям учреждения вместо почасовой оплаты производились доплаты к должностному окладу «за расширенный объем работ», что является нарушением статей 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации. В нарушение статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата некоторых работников, полностью отработавших норму рабочего времени за июнь 2018 года, составила ниже минимального размера оплаты труда. По данному факту в отношении ректора Университета вынесено представление, одновременно в отношении ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет» и его должностного лица вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области.
Указанное свидетельствует о неполноте проведенной Государственной инспекцией труда в Сахалинской области проверки в отношении ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет».
Кроме того, выявленные нарушения носили длительный характер, однако оставались без внимания Государственной инспекции труда в Сахалинской области при проведении внеплановых проверок в течение 2017-2018 годов.
Помимо этого, Государственной инспекцией труда в Сахалинской области не представлен регламент ведения официального сайта территориального органа Роструда, предусмотренного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 09.09.2015 №248, в соответствии с которым руководитель территориальных органов Роструда обязаны обеспечивать ведения официального сайта территориального органа Роструда в соответствие с разделом II приложения к указанному приказу, который должен в полной мере соответствовать требованиям типового регламента, предложенного Рострудом. В сети Интернет на официальном сайте Государственной инспекции труда в Сахалинской области (git65.rostrud.ru) содержится информация о проведенных внеплановых проверках не в полном объеме. Также в нарушение Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 №415 Государственной инспекцией труда в Сахалинской области не внесены своевременно сведения о внеплановых проверках, о результатах проверок и принятых мерах в отношении ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет».
Кроме того, установлено, что в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области 14 июня 2018 года поступило коллективное обращение сотрудников <данные изъяты> которое содержало доводы, в том числе о невыдаче работодателем запрашиваемых документов, однако в ходе проверки, государственным инспектором данный факт не проверялся, что привело к нарушению требований Федерального закона №59-ФЗ.
Заместитель прокурора Сахалинской области, посчитав вышеуказанные нарушения допущенными вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами Государственной инспекцией труда в Сахалинской области своих обязанностей и ослаблением контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных сотрудников, 13 сентября 2018 года вынес представление № с требованиями: безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений, в целях их недопущения в дальнейшем; вернуться к рассмотрению обращения работников <данные изъяты> о дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру области; рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц государственной инспекции труда в Сахалинской области, виновных в указанных нарушениях закона; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру Сахалинской области, с приложением копий подтверждающих документов.
12 октября 2018 года вышеуказанное представление рассмотрено государственной инспекцией труда в Сахалинской области в присутствии прокурора.
30 октября 2018 года в адрес прокуратуры Сахалинской области поступил ответ ФИО2 от 12 октября 2018 года №, из которого следует, что ФИО2 не согласна с изложенными выводами прокурора, частично исполнив вынесенное представление.
При обстоятельствах, установленных по делу, судья Южно-Сахалинского городского суда, проверив законность представления прокурора, проанализировав обстоятельства дела и установив факт невыполнения его в полном объеме, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях руководителя государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ФИО2 о внесении в реестр в установленный представлением месячный срок, в частности сведений о проверке № от 17.11.2017, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку в нарушение пункта 5 представления заместителя прокурора области от 13.09.2018 г. № указанные сведения не были приложены к ответу, направленному прокурору, что свидетельствует о невыполнении требований прокурора.
Указание ФИО2 о том, что прокурором области не конкретизированы меры, которые должны быть исполнены, не принимается во внимание, поскольку за разъяснением представления прокурора ФИО2 не обращалась, в установленном порядке представление прокурора обжаловано не было, в связи с чем в силу ст. 24 Федерального закона о прокуратуре подлежало безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению допущенных нарушений закона.
Остальные доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, им судьей городского суда дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.
Несогласие заявителя с оценкой юридически значимых обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Наказание ФИО2 назначено с соблюдением положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
постановление судьи Южно-Сахалинского городского суда от 08 мая 2019 года оставить без изменения, жалобу руководителя государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО2– без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая