Судья Закурдаева Е.А. дело № 71-142/2017
Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2017 г. г. Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест Александровск-Сахалинского городского прокурора на постановление судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 19 апреля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющей обязанности председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» ФИО1,
у с т а н о в и л а :
ДД.ММ.ГГГГ Александровск-Сахалинским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении исполняющей обязанности председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее – Комитет) ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление с иными материалами направлено для рассмотрения в суд.
Постановлением судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 19 апреля 2017 г. производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава указанного административного правонарушения.
В протесте, поданном в Сахалинский областной суд, Александровск-Сахалинский городской прокурор просит постановление судьи отменить и дело возвратить в суд на новое рассмотрение, не соглашаясь с выводом об отсутствии в действиях должностного лица состава правонарушения. В обоснование протеста ссылается на предоставленное пунктом 1.5 Порядка согласования установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 05 мая 2012 г. № 219, право собственника объекта культурного наследия обратиться в уполномоченный орган для получения письменного задания на установку на нем информационных надписей и обозначений, к чему Комитетом мер не принято, а также на императивность положения части 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», возлагающей на собственника такого объекта обязанность по установке информационных надписей и обозначений.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, выслушав 20 июня 2017 г. ФИО1, возразившую против его удовлетворения, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
На территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» находится обелиск в честь победы над милитаристской Японией в 1945 году (далее – Обелиск), который расположен напротив входа в здание администрации городского округа, находящейся по адресу: <...> д. №
Обелиск включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – ЕГР) под номером №.
Данный обелиск является объектом культурного наследия регионального значения и принят на государственную охрану решениями Сахоблисполкома от 11 июня 1957 г. № и от 21 марта 1980 г. №.
18 августа 2004 г. главой администрации муниципального образования «Александровск-Сахалинский район» принято постановление №, которым в целях сохранности и эффективного использования, в числе других объектов культурного наследия, Обелиск принят в муниципальную собственность.
По результатам проведенной в марте 2017 г. Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что в нарушение части 1 статьи 27, пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) на Обелиске отсутствуют информационные надписи и обозначения, установка которых отнесена к государственной охране объектов культурного наследия и на основании части 2 статьи 27 данного Закона возлагается на собственников таких объектов.
Указанное нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия явилось основанием для возбуждения прокурором в отношении исполняющей обязанности Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая дело, судья Александровск-Сахалинского городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Оснований не согласиться с указанным выводом судьи не имеется.
Федеральным законом № 73-ФЗ урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; определены категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной области отношений, общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в указанной области правоотношений отнесены:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения (пункты 3 и 4 статьи 9.2).
Аналогичные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации закреплены в подпункте 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены:
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского округа пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из приведенных положений следует, что федеральный закон разграничивает понятия сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также категории объектов культурного наследия и с учетом этого определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу установленных вышеприведенными нормами закона полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к компетенции органов местного самоуправления –охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В силу пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений включена в государственную охрану объектов культурного наследия.
На основании частей 1, 2 и 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
Законом Сахалинской области от 15 апреля 2011 г. № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области» (далее – Закон области № 32-ЗО) и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Сахалинской области от 05 мая 2012 г. № 219 «Об утверждении Порядка согласования установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения» (далее – Порядок), разработан специальный порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона области № 32-ЗО обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения возлагается на собственников объектов за счет собственных средств.
Вместе с тем, решение об установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения принимает уполномоченный орган. Уполномоченный орган направляет собственнику объекта культурного наследия регионального значения уведомление об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.
Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения должны быть установлены собственниками объектов культурного наследия в срок не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений (части 2 и 3 статьи 10 Закона области № 32-ЗО).
На основании пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14 Порядка согласование установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения осуществляет Министерство культуры Сахалинской области (далее – уполномоченный орган), которое направляет собственнику такого объекта уведомление о необходимости их установки, письменное задание на установку, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).
Собственник объекта в течение трех месяцев с даты получения уведомления и задания организует подготовку проекта информационных надписей и обозначений и представляет его на утверждение в уполномоченный орган. Утверждение проекта оформляется соответствующим распоряжением уполномоченного органа, которое направляется собственнику.
Собственник объекта не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений устанавливает их на объект культурного наследия.
Из системного анализа законодательства следует, что государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, куда включено принятие решений об установке на таких объектах информационных надписей и обозначений, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Только после принятия уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации указанного решения у собственника объекта культурного наследия регионального значения возникает обязанность по его исполнению.
Как установлено судьей, Министерством культуры и архивного дела Сахалинской области решение об установке информационных надписей и обозначений на Обелиск, являющийся объектом культурного наследия регионального значения, не принималось, уведомление о необходимости их установки и соответствующее задание Комитету по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район» не направлялось.
При таких данных, когда выполнение Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Александровск-Сахалинский район» обязанности по установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия регионального значения обусловлено принятием решения уполномоченным органом государственной власти Сахалинской области, в полномочия которого входит государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, вывод судьи об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует признать правильным.
Невыполнение ФИО1 пункта 1.5 Порядка, на что имеется ссылка в протесте, не может влечь административную ответственность, так как обращение собственника в уполномоченный орган является правом, а не обязанностью.
Учитывая, что при вынесении постановления судьей не допущено нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, оснований к отмене постановления судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Александровск-Сахалинского городского суда от 19 апреля 2017 г. оставить без изменения, протест Александровск-Сахалинского городского прокурора – без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова