ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-152/17 от 16.11.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 71-152/2017

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2017 года г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Кочев С.Н.,

с участием защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДомСтройСервис» Кухарь А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области Л на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.10.2017, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДомСтройСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2
КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области (далее - ГЖИ ЕАО) Л от 14.07.2017 № 56 общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДомСтройСервис» (далее - ООО «УК «ДомСтройСервис», управляющая компания, общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.10.2017 постановление должностного лица от 14.07.2017 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе заместитель начальника инспекции - начальник правового отдела ГЖИ ЕАО Л просит признать указанное решение районного суда незаконным.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 18-23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, управляющая организация (общество), получившая уведомление от вновь избранной организации (предприятия) обязана по акту приёма-передачи передать документацию на дома.

Объёмы передаваемой документации установлены п.п. 24-26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.

Ответ мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО от 21.08.2017 № 4031 о том, что обществу при заключении договора управления домами <...> и <...> не передавалась техническая документация, не освобождает общество от ответственности по передаче технической документации и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами. Полагает, что мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО не является стороной по передаче технической документации, и суд не принял во внимание, что часть технической документации обществом была передана предприятию.

Кроме того, документы, указанные в п.п. б, в, в (1) п. 24 Правил № 491 изготавливаются управляющей организацией самостоятельно в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами в силу закона. Изготовление, хранение названных документов и их передача во вновь выбранную управляющую организацию является обязанностью общества, а не правом.

Полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, а именно акту приёма-передачи, переписке МУП <...> и общества, протоколу и постановлению административного органа, в их совокупности и взаимной связи. Судом не установлен факт передачи обществом предприятию документов, предусмотренных п. 24 Правил № 491. В названном нормативном акте в состав документации входит не только та документация, которая передаётся управляющей организации при заключении договора управления, но и та документация, которая изготавливается текущей управляющей организацией в процессе осуществления деятельности.

В судебное заседание заместитель начальника инспекции - начальник правового отдела ГЖИ ЕАО Л не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Допрошенная в качестве свидетеля главный государственный инспектор государственной жилищной инспекции ЕАО С жалобу поддержала и дополнительно пояснила, что по сведениям ГЖИ ЕАО - ООО «УК «ДомСтройСервис» осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными по адресу <...> и <...> три года, начиная с 2014. Застройщиками указанных домов являлись ООО <...> и ООО <...>. ООО «УК «ДомСтройСервис» осуществляет свою деятельность с 2008 года, порядок установленный законом управления многоквартирными домами знает. Акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, приборов учёта и иного имущества, акты проверок готовности к отопительному сезону, иных выполненных работ по содержанию общедомового имущества всё это история дома. Новая организация, принимающая в управление многоквартирные дома, вправе знать в каком состоянии находятся дома, физический износ общего имущества дома и передача соответствующей технической и иной документации является обязанностью предыдущей организации, в управлении которой находились эти дома. Учитывая, что дома новые, техническая документация в свою очередь должна была быть передана управляющей компании от застройщика. Если застройщиком документация была не вся передана управляющей компании, тогда та должна была обратиться в ГЖИ ЕАО, как в данном случае сделало МУП <...>. Фактически управляющая компания не указывает и не обосновывает причины не передачи технической документации, либо она её не получила от застройщика и не принимала мер к её истребованию, либо она её утратила по каким-то причинам, или по иным причинам.

Защитник ООО «УК «ДомСтройСервис» Кухарь А.А. с доводами жалобы не согласился, указал, что решение суда является законным и обоснованным, просил жалобу государственной жилищной инспекции ЕАО оставить без удовлетворения. Пояснил, что вся документация, связанная с управлением многоквартирными домами, какая у общества имелась, была передана новой организации. Ему неизвестно передавалась ли техническая документация от застройщиков многоквартирных домов управляющей компании.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень технической и иной документации, подлежащей передаче в этом случае, установлен п.п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее Правила № 491), а также п.п. 1.5, 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее -Правила и нормы № 170).

Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416).

Как следует из материалов дела, 31.05.2017 в ГЖИ ЕАО поступило письменное обращение муниципального унитарного предприятия <...> (далее - МУП <...>, предприятие) о том, что между предприятием и мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО заключены договоры управления многоквартирными домами <...> и <...>. ООО «УК «ДомСтройСервис» ранее управляющее указанными домами осуществило передачу технической и иной документации не в полном объёме. В обоснование изложенного предприятие приложило к письменному заявлению договоры управления многоквартирными домами от 20.04.2017, акт приёма-передачи документов от 01.05.2017, письмо в общество от 25.05.2017 о не предоставлении документов (л.д. 71-72).

Согласно акту приёма-передачи документов от 01.05.2017 ООО «УК «ДомСтройСервис» осуществило передачу МУП <...> поквартирных карточек формы № 10, карточки регистрации формы 9, договоры социального найма жилых помещений, свидетельства о государственной регистрации права, справки, договоры временного проживания, договоры поднайма жилого помещения, дополнительные соглашения об изменении договора социального найма жилого помещения, документы по опеке, выписки из ЕГРН, технические паспорта многоквартирных домов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 14-22).

На основании письменного обращения главным государственным инспектором ГЖИ ЕАО С составлен акт осмотра от 06.06.2017 № 16-1/4, согласно которому в соответствии с требованием ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана передать техническую и иную связанную с управлением многоквартирными домами документацию в новую управляющую организацию. Срок для исполнения требования в полном объёме с учётом его получения 26.04.2017 истёк 26.05.2017 (л.д. 23).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «УК «ДомСтройСервис» протокола об административном правонарушении от 19.06.2017 № 40 и вынесении постановления от 14.07.2017 № 56 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (л.д. 5-6, 25-27).

Прекращая производство по делу, судья районного суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, поскольку при заключении договоров управления многоквартирными домами от 19.02.2014 № 4, 10.04.2014 № 5 техническая документация на указанные ранее дома в адрес ООО «УК «ДомСтройСервис» мэрией города не передавалась.

Однако судом первой инстанции не учтено следующее.

Пунктами 18-23 Правил № 416 определен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, в соответствии с которыми сторонами по передаче документации являются управляющие организации, ТСЖ и собственники помещений в доме. Следовательно, мэрия МО «Город Биробиджан» ЕАО не относится к лицам, на которую могла быть возложена передача технической документации, связанной с управлением многоквартирными домами.

Согласно п. 24 Правил № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учёта жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учёта (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;

б) документы (акты) о приёмке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учёта, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

Пунктом 26 Правил № 491 предусмотрено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учёту объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);

д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);

д(1)) списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учётом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.

В соответствии с пунктами 1.5, 1.5.1 Правил и норм № 170 в состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нём; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приёмки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Согласно информации, полученной на официальном сайте «Реформа ЖКХ», застройщиками многоквартирного <...> является ООО <...>, многоквартирного <...> - ООО <...>

От конкурсного управляющего ООО <...>Б. по запросу суда получена информация о том, что между застройщиком ООО <...> и ООО «УК «ДомСтройСервис» 03.02.2014 заключён договор управления многоквартирным домом по адресу <...> Согласно п. 4.3.2 договора от 03.02.2014 застройщик обязан передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы не позднее дня заключения договора. Срок действия указанного договора установлен до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведённого в соответствии с жилищным законодательством РФ.

19.02.2014 и 01.04.2014 между мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО и обществом по результатам проведения открытого конкурса заключены договоры управления многоквартирными домами <...> и № <...> (л.д. 41-57).

Согласно п. 5.1.4 указанных договоров управляющая организация - ООО «УК «ДомСтройСервис» обязана вести и хранить техническую документацию (базы данных) на дом и бесхозный жилищный фонд, внутридомовое инженерное оборудование и элементы придомового благоустройства, а также бухгалтерскую, статистическую, хозяйственно-финансовую документацию и расчёты, связанные с исполнением договора.

Пунктом 5.1.26 договоров предусмотрено, что управляющая организация обязана вести отчётную документацию в соответствии с установленными нормами. При смене способа управления многоквартирным домом или смене управляющей организации осуществить передачу в управление дома в соответствии с установленными правилами (п. 5.1.29).

В соответствии с п. 9.4 договоров в случае расторжения договора управляющая организация за тридцать дней до прекращения действия договора обязана передать техническую документацию (базы данных) на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, вновь выбранной управляющей организации либо собственнику.

В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ судьёй районного суда не были исследованы вопросы, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В частности не выяснены обстоятельства, в связи с чем управляющая компания не передала вновь выбранной управляющей организации техническую и иную документацию, предусмотренную п. 24, 26 Правил № 491, в том числе связанную с непосредственным управлением многоквартирными домами. Кроме того, не установлено, какая техническая документация многоквартирных домов была передана обществу застройщиками на момент заключения с ним договоров на управление ранее указанных многоквартирных домов, поскольку актом приёмки-передачи документов от 01.05.2017 подтверждается наличие у общества технических паспортов на дома и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

При таких обстоятельствах, решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.10.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, в отношении ООО «УК «ДомСтройСервис» не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, допущенное процессуальное нарушение носит существенный характер, в связи с чем обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и в связи с тем, что на момент рассмотрения в суде ЕАО жалобы заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела ГЖИ ЕАО Л срок давности привлечения ООО «УК «ДомСтройСервис» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ истёк, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 06.10.2017, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДомСтройСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, отменить.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Жалобу заместителя начальника инспекции - начальника правового отдела государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области Л считать удовлетворённой.

Судья С.Н. Кочев