ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 71-152/2021 от 03.08.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Шаула А.С. дело №71-152/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Сахалинского областного суда Русецкая А.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу должностного лица – руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» К на постановление судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 01 июня 2021 года по делу о привлечении ее к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

18 мая 2021 года исполняющим обязанности прокурора Томаринского района Сахалинской области вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица – руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 01 июня 2021 года руководитель финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, К подала жалобу в Сахалинский областной суд, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о его незаконности. Одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия постановления судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 01 июня 2021 года вручена К 09 июня 2021 года, что подтверждается подписью в разностной книге районного суда (л.д.110).

Жалоба подана в Томаринский районный суд Сахалинской области, с учетом выходных дней, 21 июня 2021 года, то есть в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока обжалования не имеется, поскольку срок не пропущен.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) определено, что требования прокурора, вытекающие из данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Томаринского района Сахалинской области проводилась проверка исполнения финансовым управлением муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

01 марта 2021 года в рамках проведенной проверки прокурором района в адрес руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области направлено требование о представлении в срок до 11:00 часов 05 марта 2021 года сведений и документов, а именно:

1. предусмотрена ли штатным расписанием должность контрактного управляющего, если да, то необходимо представить следующие документы: штатное расписание; приказ о назначении на должность; трудовой договор; должностную инструкцию контрактного управляющего; документ, подтверждающий наличие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок, со всеми приложениями; документ о наличии основного высшего или иного образования.

2. если в штатном расписании не предусмотрена должность контрактного управляющего, то необходимо указать Ф.И.О., занимаемую должность работника на которого возложена обязанность контрактного управляющего, с предоставлением следующих документов: приказа о приеме на основную должность; трудовой договор по основной должности; документ о наличии высшего или иного образования; должностную инструкцию по основной должности; приказ о возложении обязанности контрактного управляющего; должностную инструкцию контрактного управляющего; дополнительное соглашение к трудовому договору и письменное согласие сотрудника на совмещение профессий (должностей); документ, подтверждающий наличие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок, со всеми приложениями.

3. представить информацию с предоставлением подтверждающих документов об оплате труда работникам за исполнение функций контрактного управляющего, если оплата не осуществлялась, то необходимо указать причины.

4. если обязанность контрактного управляющего исполняет руководитель, то необходимо представить аналогичные сведения и документы, указанные в пункте 2 настоящего требования.

5. если обязанности контрактного управляющего никто из работников не осуществляет, то необходимо указать о способе размещения в ЕИС сведений и документов, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужда» (далее – Закон №44-ФЗ).

03 марта 2021 года руководителем финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К в адрес прокуратуры дан ответ , из которого следует, что в штатном расписании должность контрактного управляющего не предусмотрена. Обязанности по исполнению законодательства в сфере закупок возложена на ведущего специалиста 1 разряда Б Отдельная оплата за исполнение функций контрактного управляющего не осуществляется, так как данные обязанности прописаны в должностной инструкции данного сотрудника и входят в систему оплаты труда. И представлены копии истребуемых документов: приказа о приеме на основную должность; трудовой договор по основной деятельности; приказ об изменении фамилии; приказ о переводе на должность; дополнительное соглашение ; документ о наличии высшего образования; должностная инструкция по основной деятельности; документ, подтверждающий наличие образования в сфере закупок.

Проанализировав представленные документы, заместитель прокурора Томаринского района пришел к выводу о том, что контрактный управляющий финансового управления Б не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку, имея высшее образование не в сфере закупок, не имеет дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов, в связи с чем 09 марта 2021 года в адрес руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства и 24 марта 2021 года в Томаринский районный суд Сахалинской области подано исковое заявление о признании незаконным бездействия финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области в части не организации получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программы не менее 250 часов и возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить получение контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

18 мая 2021 года исполняющим обязанности прокурора Томаринского района Сахалинской области в отношении руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для вынесения в отношении должностного лица указанного постановления послужил тот факт, что названным лицом не выполнены требования прокурора от 01 марта 2021 года , вытекающие из ее полномочий, установленных федеральным законом.

01 июня 2021 года постановлением судьи Томаринского районного суда Сахалинской области руководитель финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К признана виновной и привлечена к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с принятым судебным актом согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Административная ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в числе иных полномочий, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Как следует из требования прокурора от 01 марта 2021 года , запрашивались сведения о контрактном управляющем и, в частности, документы, подтверждающие наличие у него высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

К указанное требование прокурора исполнено полностью, запрошенные документы представлены в установленные сроки.

То обстоятельство, что заместитель прокурора Томаринского района Сахалинской области не согласился с содержанием представленных документов, не может служить основанием для привлечения руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что руководитель финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области обязана была рассмотреть поступившее требование и в указанный срок сообщить сведения о контрактном управляющем и представить документы, что ею было выполнено.

Таким образом, факт умышленного невыполнения руководителем финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не нашел своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 01 июня 2021 года, вынесенное в отношении должностного лица – руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии К состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Томаринского районного суда Сахалинской области от 01 июня 2021 года о привлечении руководителя финансового управления муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области К к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с нормами статьей 30.13-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дальнейшее обжалование постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений возможно путем подачи жалобы, принесения протеста в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда А.А. Русецкая